Устройство и технические характеристики трактора МТЗ 80

Трактор «Беларус» МТЗ-80 выпускается Минским тракторным заводом уже более 40 лет, на сегодняшний день имеет несколько модификаций. Базой для создания стал трактор МТЗ-50. Данная модель позиционирует себя как универсальный пропашной агрегат с тяговым классом 1,4.

В зависимости от модификации трактора отличаются трансмиссией, дизайном, системой запуска двигателя, шинами, характеристиками ВОМ и еще некоторыми нюансами. Самая распространенная модификация трактора МТЗ-80 – гусеничный трактор Т-70.

Трактор МТЗ-80 способен работать с широким спектром навесного оборудования. Наиболее распространенные типы навески – КУНы, косилки, погрузчики, отвалы, ковши, щетки, буры и т. д.

Колесный трактор МТЗ-80 благодаря своей универсальности и проходимости стал очень распространен в разных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Наибольшее распространение приобрел в отрасли строительства и погрузки. Качество и технические характеристики сделали МТЗ-80 популярным и за рубежом – его экспорт налажен в 70 стран мира.

Трактор МТЗ-80: технические характеристики

Основные технические характеристики трактора МТЗ-80:

  • мощность двигателя – 80 л. с.;
  • средний расход горючего – 219 г*кВт/час;
  • вместительность бака для горючего – 130 л;
  • максимальная скорость – 34 км/час;
  • дорожный просвет – 47 см;
  • габариты – 3851*1969*2782;
  • вес (эксплуатационный)– 2019 кг;
  • радиус разворота – 3,8 м;
  • грузоподъемность – 2019 кгс.

Теперь рассмотрим подробнее устройство трактора МТЗ-80.

Устройство трактора МТЗ-80

Конструкция и устройство агрегата отличается высоким уровнем унификации запчастей, что значительно облегчает техническое обслуживание и ремонт.

В целом конструкция состоит из полурамы. Передний мост направляющий, с небольшими колесами, полужесткой подвеской, блокируемым дифференциалом и балансирным мостом. Ведущий мост задний, с жесткой подвеской. Мотор расположен в передней части.

Кабина комфортная и удобная, герметичная, с одним рабочим местом, отвечает всем нормам безопасности. Есть система обогрева и вентиляции, обзор широкий. Есть возможность установить тент. Органы управления расположены удобно и эргономично. Рулевое управление с гидроцилиндром.

Теперь подробнее остановимся на основных системах и связующих узлах.

Двигатель трактора МТЗ-80

На данный агрегат устанавливаются дизельный 4-цилиндровые двигатели двух марок – Д-240 и Д-243. Достаточно экономные и выносливые. Система охлаждения жидкостная. Запуск двигателя производится стартером или через пусковой двигатель. Для запуска в холодное время года некоторые модели оснащены системой предпускового нагрева ПЖБ-200Б. Имеется система блокировка запуска мотора при выключенной передаче.

Коробка передач трактора МТЗ-80

Трансмиссия данного агрегата механическая (на некоторых модификациях – гидроуправляемая), однодисковая, сухая. Муфта сцепления замкнутая. Есть понижающий редуктор. Диапазон скоростей – 18 вперед, 4 назад.

Тормозная система трактора МТЗ-80

Стояночные и основные тормоза сухие дисковые. Управление пневматическое, связанное с тормозной системой прицепных устройств.

Электрооборудование трактора МТЗ-80

Представлено электропроводкой, генератором на 699 Вт, выпрямителем напряжения на 14 вольт, стартером и обогревом. Специально можно установить пусковую систему.

Предлагаем также ознакомиться с видео, на котором подробно рассказано о тракторе МТЗ-80:

Пропашной трактор МТЗ-80 Беларус относится к одной из самых распространенных моделей, выпускался с начала семидесятых прошлого столетия. В течение двух лет проводились опытные испытания конструкции, разработанной на основе младшей модели — трактора МТЗ-50, прежде, чем сельхозагрегат начали производить массово. МТЗ-80 является основоположником 80-й серии, выпуск его продолжается и в наше время. С начала двухтысячных трактор стал называться Беларус-80.

Беларус МТЗ-80

Предназначен трактор Беларусь 80 для выполнения различных аграрных, коммунальных, дорожно-строительных работ. Используется при транспортировании грузов, на погрузочно-разгрузочных и других специфических работах. Благодаря исключительным техническим характеристикам, 80-ая модель поставляется во многие страны мира.

На конструктивной основе сельхозмашины разработана 21 модификация в пределах мощности 81-95 л.с., в широком ценовом диапазоне. Тракторы МТЗ этого семейства отличаются специфическим предназначением, внешним дизайном, различными техническими характеристиками передаточного числа, величины клиренса, запуском мотора, типом резины, особенностями работы на холмистой местности.

Некоторые модификации трактора МТЗ-80 Беларус:

  • 80.1 – заднеприводной, кабина большая;
  • Т-70С/В – гусеничная машина 2 тк для выращивания свеклы/винограда;
  • 80/82В – на этой модификации установлен реверсивный редуктор;
  • 82 /82.1 – полноприводная машина, кабина соответственно маленькая/большая;
  • 82Н – полный привод + уменьшенный агротехнический просвет 40 см + специальное сидение с вертикальной поддержкой оператора для работы на склонах;
  • 82К – для работы на очень крутых склонах, оснащен автоматической гидравликой;
  • 82Т – машина с увеличенным агротехническим просветом для выращивания бахчевых и овощных культур;
  • 82Р – предназначен для выращивания риса;
  • 80Х/80ХМ – сельхозмашина для выращивания хлопка;
  • 82.1-23/12 – полный привод + большая кабина, передние колеса большого диаметра, балочный передний мост.

Кроме того, на базе трактора разработаны другие виды спецтехники: экскаваторы, эвакуаторы, различные коммунальные агрегаты, стогометатели.

Описание модели Беларус

Простота + надежность – основные качества, необходимые для техники любого назначения, как нельзя лучше воплощены в тракторе Беларус МТЗ-80. Машина разработана в характерной системе полурамной конструкции –переднее расположение мотора, ведущие задние колеса большего диаметра, чем передние.

МТЗ-80.1

Технические характеристики трактора Беларус 80.1

Двигатель
Тип дизель без турбонаддува, с непосредственным впрыском топлива
Мощность, л.с./кВт 81,6/60
Модель Д-243
Номинальная частота вращения коленчатого вала,
об./мин.
2200
Число цилиндров, шт. 4
Диаметр цилиндров/ход поршня, мм 110 х 125
Рабочий объем, л 4,75
Максимальный крутящий момент, Н·м 298
Коэффициент запаса крутящего момента, % 15
Емкость топливных баков, л 130
Трансмиссия
Коробка передач механическая, ступенчатая
Муфта сцепления сухая, однодисковая
Число передач вперед/назад 18/4
Скорость движения, км/ч: вперед/назад 1,9–34,3/4,09–9,22
Задний ВОМ:
независимый I, об./мин. 540
независимый II, об./мин. 1000
синхронный, об./м пути 3,4

Блокировка дифференциала заднего моста: с гидромеханическим управлением, имеет два положения (выключено; включено принудительно).

Гидросистема
Грузоподъемность на оси подвеса, кг 3200
Максимальное давление, Мпа 20
Производительность насоса, л/мин. 45
Емкость гидросистемы, л 25
Размеры и масса
Общая длина, мм 4120
Ширина, мм 1970
Высота по рулевому колесу, мм 2780
База трактора, мм 2370
Колея, мм
по передним колесам 1350 – 1850
по задним колесам 1800 – 2100
Агротехнический просвет, мм 645
Наименьший радиус поворота, м 3,8
Масса эксплуатационная, кг 3770
Размеры шин (стандарт):
передних колес 9,0 – 20
задних колес 15,5R38

Габариты

Габаритные размеры сельхозмашины составляют: дхш 4120хх1970 мм, высота трактора равна 2019 мм. Когда будущие владельцы интересуются, сколько весит трактор, следует различать нюансы: конструкционная масса агрегата — 3,77 т, а полный снаряженный вес – 6,3 т. Колесная база составляет 245 см. Небольшой радиус поворота свидетельствует о высокой степени маневренности машины — 3,8 м.

Двигатель

На сельхозагрегат установлен четырехцилиндровый дизельный мотор 1,4 тк собственного изготовления 80 л.с. Благодаря электростартеру обеспечивается легкий запуск даже при отрицательных температурах. В устаревших версиях запуск осуществлялся из кабины с помощью специального карбюраторного двигателя. Предусмотрена автоматическая блокировка пуска мотора в случае включенной передачи трактора МТЗ.

Двигатель для трактора МТЗ-80

Трансмиссия

Имеет два диапазона переключений. Сцепление сухое постоянно замкнутое однодисковое. Коробка передач (на поздних моделях гидравлическая) обеспечивает скорости 18вперед/4назад. Максимальная скорость, которую способен развивать трактор, равна 34,3 км/ч. При необходимости возможно установление ходоуменьшителя.

Ходовая часть

Задние колеса у трактора МТЗ ведущие, передний мост на полужесткой подвеске балансирного типа. Передние колеса направляющие, меньшего диаметра. В зависимости от модификации, управление блокировкой заднего моста производится механической (на начальных базовых версиях) или гидравлической системой. Ширина колеи трактора Беларус-80 регулируется: передние колеса 145-197 см, задние 150-210 см.

Агрегат имеет довольно высокий агротехнический просвет 64,5 см, что позволяет эффективно использовать его на специфических работах. Оптимальная величина давления в шинах для модели 80.1 составляет 0,12-0,26 мПа в передних колесах, для задних – 0,10-0,18 мПа.

Кабина, управление

Кабина у трактора МТЗ закрытая, рассчитана лишь на тракториста. В кабине обновлен внутренний дизайн, улучшена обзорность, установлена рациональная система отопления. В зависимости от предназначения конкретной модификации, трактор мог оснащаться большой и малой кабиной. Таким образом, оптимально решался вопрос рациональной работы в саду, на складах и животноводческих фермах, других негабаритных помещениях.

Кабина МТЗ-80

Трактор МТЗ оснащен гидрообъемным рулевым управлением. Органы управления, датчики контроля технических параметров удобно размещены на приборной панели. В ранних моделях педалью на полу кабины производилась блокировка дифференциала, в современных машинах просто выбирается определенный режим на приборном щитке. Для снижения усилия на рулевой колонке машина оснащена гидроусилителем руля. Тормозной механизм – дисковый, поворот осуществляется с помощью передних колес.

Относительно эргономики кабины, владельцы трактора Беларус предъявляют претензии к несовершенной конструкции водительского сидения, которое со временем теряет устойчивость; непродуманной работе светотехники; некачественной резине, которая используется для дверных уплотнителей.

Гидравлика

У трактора МТЗ раздельно-агрегатная гидросистема с шестеренчатым насосом. Емкость гидросистемы — 25 л. Грузоподъемность на оси подвеса равна 3,2 т. Управление навесным плугом осуществляется при участии гидроцилиндра и трехсекционного гидрораспределителя.

Дополнительное навесное и прицепное оборудование устанавливается на тракторе МТЗ на задний ВОМ и с применением гидронавесной системы. Перечень используемых приспособлений довольно широк:

  • плуги различных модификаций
  • бороны дисковые, навесные
  • культиваторы
  • косилки различных типов
  • сеялки механические, пневматические, стерневые, для пунктирного высева
  • пресс-подборщик рулонный, тюковый
  • комбинированный почвообрабатывающий агрегат
  • агрегаты для внесения удобрений
  • ковш экскаваторный
  • отвал съемный, поворотный
  • вилочные захваты, вилы
  • грабли-ворошилки
  • упаковщик силосной массы
  • обмотчик рулонов
  • дорожные щетки
  • прицепы, полуприцепы
  • погрузчики
  • специальное оборудование.

Особенности эксплуатации тракторов Беларус

Благодаря повышенной проходимости, образцовым тягово-сцепным характеристикам, высоким агротехническим показателям, трактор МТЗ-80 Беларусь признан универсальной машиной широкого профиля.

По индивидуальному заказу клиента машина опционно может комплектоваться дополнительными узлами и приспособлениями в заводских условиях: совмещенным прицепным устройством, кондиционером, ходоуменьшителем, дополнительными утяжелителями, приспособлением для сдваивания колес, регулятором задней навески.

МТЗ-80 в работе

Для многих последующих разработок иных брендов трактор МТЗ-80 считается некой базовой моделью. Известные сельхозмашины John Deere и Caterpillar представляют собой усовершенствованные аналоги 80-й модификации. Если сравнивать, сколько может стоить Беларус-80 по сравнению с иностранцами, цена отличается на несколько порядков. Стоимость нового трактора МТЗ-80 порядка 1,2-1,7 млн. руб., а бывший в употреблении экземпляр можно купить за 140-300 тыс. руб.

Детально ознакомиться с особенностями устройства, рекомендациями завода-изготовителя по технике безопасности, профилактическому ТО, выполнению ремонтов можно в руководстве по эксплуатации трактора МТЗ-80.

Обслуживание

Потребляет Беларусь-80 дизельное топливо, отличается экономным расходом горючего – ориентировочно 220 г/кВт.ч, что соответствует 5-7 л/ч. Марку дизтоплива необходимо подбирать строго с учетом рекомендаций изготовителя, в зависимости по сезону эксплуатации и с учетом температурных режимов.

При техническом обслуживании системы охлаждения применяют охлаждающие жидкости ОЖ-40, ОЖ-65 или Тосол А40М, Тосол А65М. Для трансмиссии используют масло класса ТАД-17, для картера дизеля – масло типа М-8ДМ и М-10ДМ.

Плановое техобслуживание сельхозагрегата производят ежесменно, в дальнейшем через 125/500/1000 моточасов. При эксплуатации машины в сложных условиях техосмотр и обслуживание осуществляют чаще. Обкатку нового трактора выполняют в течение 30 часов в соответствии с заводской инструкцией.

Основные неисправности, ремонт

Завод-изготовитель гарантирует высокий моторесурс трактора – не менее 2019 моточасов, фактически эта величина на 20-30 % больше. Простота конструкции позволяет владельцам производить ремонт трактора МТЗ-80 в полевых условиях без помощи сервиса.

Возможные неисправности и поломки трактора МТЗ-80 зачастую связаны с неграмотным обслуживанием техники, нарушением требований производителя. Вследствие этого могут возникать проблемы с дизельным двигателем: не заводится, неустойчиво работает, дымит, перегревается.

Проблемы с силовой передачей проявляются в основном повышенным шумом в конической паре, включением КПП со скрежетом, неполным выключением сцепления. Может не срабатывать автоматика на блокировке дифференциала. Перечисленные неисправности легко устранить самостоятельно, воспользовавшись практическими рекомендациями в инструкции.

Видео обзор

Новый трактор Беларус 80 с современными навесными орудиями

История трактора Беларус МТЗ-80 от создания – до наших дней

Краткий обзор о тракторе Беларус 80.1

Трактор МТЗ 80 в работе

Отзывы владельцев

   Константин:

«Мне трактор Беларус 80 очень нравится. Легкий в эксплуатации, грузы транспортирует без проблем, проходимость и маневренность на уровне. Купил машину 3 года назад, работаю по заказу на участках. Если бы еще полный привод, вообще отлично было бы. А так считаю, что конструктивно эта модель морально почти не устарела, не уступает, а иногда и лучше современной навороченной техники».

   Юра:

«С техникой вожусь, можно сказать, с детства. Относительно МТЗ-80 отмечу, что у трактора много достоинств. Это недорогая техника, запчасти тоже достаточно дешевые, их легко купить. По простоте конструкции и легкости управления агрегат занимает одно из первых мест среди аналогов. Раньше ни одно хозяйство не обходилось без такого трактора. Что касается недостатков, конечно, они есть — малая кабина, нет полного привода, иногда гидравлика барахлит. Но это вполне решаемые мелочи.

Достоинства: дешевый, легкий в управлении;

Недостатки: маленькая кабина, нет полного привода».

Продукция белорусских производителей не одно десятилетие была востребована в Советском Союзе, на постсоветском пространстве и в странах дальнего зарубежья. Особенное место в этом ряду занимает трактор «Беларус» МТЗ-80, ставший гордостью минских производителей. Главные критерии популярности — это универсальность, простота эксплуатации и ремонтопригодность. Все это характеризует технику, как очень надежную.

Модификации трактора МТЗ-80

История появления бренда

В своё время Советский Союз помогал странам третьего мира, так называемым развивающимся странам. В качестве помощи поставлялась спецтехника минских производителей. Многие государства стали его использовать, в качестве символа своего государства. До сих пор на некоторых денежных купюрах стран Азии и Африки можно увидеть изображение минской техники. Некоторые социалистические страны даже использовали изображение на официальном гербе своего государства.

И.В. Сталин считается отцом минского трактора. В 2019 году, меньше, чем через год после окончания Второй мировой войны, он подписал указ о строительстве тракторного завода в Минске. В 2019 году с конвейера сошёл первый трактор МТЗ-80 технические характеристики, которого были представлены, как техника на гусеничном ходу мощностью 37 л.с. В этом же году было выпущено 50 единиц.

Понадобится еще несколько лет, чтобы страна увидела первый прообраз двигателя трактора МТЗ-80. В 2019 году общественности был представлен созданный на его базе МТЗ-1 и МТЗ-2. Именно эти модели сделают мощный скачок в машиностроении и положат начало новой спецтехнике, к которой мы все привыкли.

Пройдет еще почти 20 лет и семейство минских машин, пройдя все испытания и исследования, пополнится в 2019 году новой малогабаритной моделью трактора «Беларус» МТЗ-80. Появится усовершенствованный вид спецтехники, который сохранился без особых изменений до наших дней.

Важные технические параметры машины отличались от предшественников. В технике был установлен дизельный агрегат, рассчитанный на 80 л.с. Увеличилось число навесного оборудования. Транспортная скорость составила около 25 км/час. Сейчас машина видоизменилась, и устройство рулевого управления трактора МТЗ-80 получило новую маркировку МТЗ80.1.

Технические данные МТЗ-80

МТЗ-80 на полевых работах

В таблице вы можете узнать подробные  данные спецтехники, представленные официальным производителем.

Параметр Значение
Полное наименование «Беларус» МТЗ-80.1
Тип двигателя Д-240
Тяговый класс машины 1,4Т
Параметр мощности (для дизельного варианта) 59 (80) кВт/л. с
Общее количество передач — вперёд/назад 18/4
Габаритные сведения (длина*высота*ширина) 3815*2470*1970 мм
Общая колея по передним колёсам 1200*1800 мм
Общая колея по задним колёсам 1350*2100 мм
Вес трактора «Беларус» МТЗ-80 3160 кг
Расчётный диапазон скоростей От 1,3 до 13,5 км/час
Просвет агротехнический 470 мм
Поворотный радиус машины 4,1 метра

Согласно данных таблицы, трактор не имел особенных параметров, тогда почему был таким популярным?

Двигатель

Успех машины кроется в устройстве двигателя. Именно, механизм коробки передач трактора МТЗ-80 был на тот момент самым передовым в истории тракторостроения. Дизель имел маркировку Д-240, что указывало на четырёхтактный вариант исполнения, с встроенным принципом водяного охлаждения. Гидравлическая система трактора МТЗ-80 была оснащена рабочим объёмом цилиндрической части 4,75 литров. Номинальная частота вращения мотора составила 2019 оборотов в минуту. Камера внутреннего сгорания полураздельного типа. Общая масса двигателя не более 430 кг.

В некоторых моделях устройство КПП трактора МТЗ-80 было улучшено, за счёт ввода в действие предпускового подогревателя серийного ряда ПЖБ-200Б. Исходя из руководства по эксплуатации, можно сделать вывод, что спецтехника была оснащена двумя вариантами пускового механизма схемы передач трактора МТЗ-80: электростартёрной, а также функционирующей, за счёт пускового механизма встроенного карбюраторного устройства.

Несмотря на отличные характеристики и устройство переднего моста трактора МТЗ-80, в технический регламент машины производитель внёс обязательный момент, где указано, что через каждые 60-240-960 отработанных моточасов, необходимо осуществлять техническое обследование, согласно разработанной схеме.

Коробка передач

Важная деталь спецтехники – коробка передач. Если обратить внимание на устройство заднего моста трактора МТЗ-80, то заметно, что машина имеет механическую, а также 9-ти ступенчатую, с встроенным понижающим редуктором КПП. Это позволило разработать многофункциональную схему переключения скоростей. Причём, 18 скоростей при режиме работы вперёд и 4 скорости при заднем ходе. По умолчанию в машине устроен ходоуменьшитель, который можно использовать при выполнении определённых работ.

В некоторых моделях, выпущенных после 2019 года, была установлена модернизированная система охлаждения двигателя трактора МТЗ-80 с гидроуправлемым принципом работы КПП. Это позволяло плавно осуществлять переключение скоростей во время сильнейших нагрузок спецтехники. Была установлена комплексная система охлаждения трактора МТЗ-80, позволившая выполнять переключение в пределах четырёх скоростей. При этом муфта сцепления трактора МТЗ-80 не выключалась в процессе работы машины. На заднем мосту устройство сцепления трактора МТЗ-80 было оснащено современной по тем временам системой дифференциала. В старых моделях выпуска до 2019 года, дифференциал регулировки сцепления трактора МТЗ-80 производился вручную.

Усовершенствованный МТЗ-80

Если в процессе работы машины были слышны стуки, то это может свидетельствовать об усталости шестерней, встроенных в агрегате машин и выкрышивании зубьев, поэтому стоит проверить схему рулевого управления трактора МТЗ-80.

Тормозное управление

Система тормозного управления машины, равно как и рулевое управление трактора МТЗ-80, предусматривают следующие варианты:

  • Основной рабочий.
  • Дополнительный вспомогательный.
  • Стояночный механизм тормоза.
  • Запасные конструкции тормозов.

Модели тормозного управления можно адаптировать под конкретный вариант эксплуатации схемы электропроводки трактора МТЗ-80.

Кабина

Кабина водителя имеет удобный и комфортный вариант исполнения. Основная конструкция изготовлена из тонколистовой стали. Внутренняя часть теплоизолирована, созданы все необходимые условия для работы оператора, в том числе удобное управление схемой электрооборудования трактора МТЗ-80. В рабочей инструкции производителя можно ознакомиться с данными по системе питания трактора МТЗ-80.

Расход топлива

Не менее интересным моментом станет информация о расходе топлива трактора МТЗ-80. Интересно, что в руководстве по эксплуатации указана лишь основная норма расхода топлива трактора МТЗ-80, учитывающая работу машины без нагрузки – примерно 5 литров в час. Но если учитывать рабочее состояние под нагрузкой, то какой расход топлива у трактора МТЗ-80 равен примерно 9-13 литров в час.

МТЗ-80 с навесным оборудованием

 Для расчёта рекомендуется использовать эту рабочую формулу:

Р=0,7 х R х N, где

Р — расчётный часовой расход, кг/час

0,7 –  условный коэффициент для перевода единицы измерения известной нам мощности двигателя спецтехники из кВт. в л.с.

R – условный параметр удельно-допустимого расхода топлива, гкВт/час

N – мощность двигателя, л.с.

Модификация спецтехники МТЗ-80

За годы выпуска спецтехники Минским производителем, с конвейера сошло огромное количество моделей МТЗ-80, которые имели следующую разрядную модификацию:

  • Серия МТЗ-80. Стандартная базовая модель, малый формат кабины, а также встроенный задний привод.
  • Серия МТЗ-80.1. Модель имела улучшенные характеристики заднего привода, а также увеличенные габариты кабины.
  • Модельный ряд МТЗ-82 или 82.1. Укомплектованная полноприводная серия, где были предусмотрены малая и большая кабина оператора.
  • Категория МТЗ-80Х или 80ХМ. Модернизированная трёхколёсная модель машины. Использовалась для возделывания хлопка. Увеличенный клиренс до 650 мм. Мощность 100 л.с. Двигатель Д-240Т.
  • Вид МТЗ-80Л. Литера Л указывает на использование машины в лесном хозяйстве, в качестве трелёвочного оборудования и на противопожарных работах. В технической части используется двигатель серии Д-243Л, с параметрами мощности 60 лошадиных сил. Корпус сдвинут вперёд.
  • Модель МТЗ-82К. Используется только полный привод машины. Внедрена гидравлическая структура выравнивания и стабилизирующие характеристики основного остова спецтехники. В комплексную систему для общей транспортной навески были добавлены мощные гидроцилиндры, что обеспечивает бесперебойную работу техники с навесным оборудованием. Машина стабильно работала под уклоном до 20 градусов.

Заключение

Минский тракторный выпустил несколько миллионов машин, причём модели тракторов были модернизированы 6 раз. При усовершенствовании техники учитывались условия эксплуатации и области применения – сельское хозяйство, лесничество, коммунальная сфера, строительство и т.д.

Белорусские трактора — гордость советского машиностроения

Марина

Дата публикации:

Февраль 9, 2018

Рейтинг статьи: