Традиционные японские причёски для мужчин и женщин

Современные японские прически мало напоминают традиционные, высокие, сложные сооружения на голове в национальном стиле. Их все чаще можно увидеть на японских девушках, но это не значит, что японки полностью отказались от своих аккуратно собранных пучков с палочками, они имеют место быть и среди нынешнего милого эпатажа.

Традиционные японские женские прически узнаваемы в любой части мира благодаря особому способу укладки волос и аксессуарам. В качестве украшений для волос используют декоративные гребни, шпильки с цветами и висячими элементами, палочки разной длины, заколки и даже оригами. Несмотря на внешнюю сложность, смастерить такую прическу действительно непросто, но практически каждая японка делает ее самостоятельно на праздничные мероприятия.

Прически японских гейш хорошо смотрятся с любым типом внешности, они сочетаются с романтическим стилем и праздничными нарядами. Также подойдут тем девушкам, которые ценят оригинальность и изысканность в своем образе. Практически все японские невесты выходят замуж только с такой прической, которой уже более трехсот лет. Некоторые наши девушки тоже делают такие укладки на свадебное торжество.

Чтобы иметь представление о традиционных прическах в японском стиле, смотрите фото:

Прически в японском стиле на длинные волосы своими руками

Не каждому отечественному мастеру удастся воссоздать такую красоту, поэтому в нашей стране девушки предпочитают делать упрощенный вариант, который можно сделать не только в парикмахерской, но и дома. К ним относятся пучки, закрепленные палочками и в редких случаях декорированные дополнительными элементами.

Смастерить японские прически для девушек своими руками легче на длинных локонах, но на средней длине это сделать тоже вполне реально. Свойственными деталями любой японской прически, кроме аксессуаров, считаются асимметрия, яркий цвет волос и косая челка. Естественным цветом шевелюры у японок является черный, но в последнее время они все чаще прибегают к окрашиванию в рыжие и другие яркие оттенки.

Японские прически на длинные волосы имеют много вариантов, начиная от национальных, заканчивая современными.

Но самые распространенные из них – это:

  • анимешные;
  • в стиле гейш;
  • высокие гульки с палочками и без.

Вышеперечисленные прически не обязательно копировать до точности, можно их взять за основу и сделать свою вариацию на выбранную тему.

Прически в японском стиле для девушек в школу: хвост и гульки (с фото и видео)

Укладки в стиле аниме пользуются популярностью у молодых девушек и юных девочек. Рассмотрим детальнее, как делается анимешная прическа в японском стиле своими руками. Их можно делать на любую длину, особенно интересно смотрятся короткие стрижки, которые могут делать также и парни.

Волосы должны быть красивыми и ухоженными, особенно если их собираются подвергать окраске в самые неожиданные яркие тона. Эпатажные стрижки и окраску разноцветных прядей дома сделать очень сложно и рискованно, поэтому рассмотрим более обыденные вариации японских причесок для девушек в школу и просто для прогулок.

Первый вариант – две высокие гульки, часто встречается на мультяшных принцессах, а делать его достаточно просто:

Разделите волосы вертикальным пробором на две половины.

Из каждой части собрать резиночками хвосты, расположенные на одной максимальной высоте.

Из каждого хвостика аккуратно скрутить жгут и завязать в узел, после чего закрепить тоненькими прозрачными резинками.

Чтобы разнообразить эту прически и привнести свою «изюминку», вокруг гулек можно завязать ленточки, украсить их бантиками или другими красивыми заколками.

Второй вариант – японский хвост, прическа, которую тоже несложно сделать самостоятельно. Для этого необходимо собрать волосы высоко на макушке в конский хвост, чтобы спрятать резинку, можно выделить прядь волос и обмотать вокруг нее, а кончик закрепить невидимками. Хвост можно оставить распущенный, или заплести из него много маленьких косичек. От такой прически веет оригинальностью и юностью.

Чтобы иметь представление, как и что делать, смотрите видео с японскими прическами в стиле аниме:

Как сделать японскую прическу с палочками своими руками

Японские гульки или пучки с палочками давно известны среди наших девушек, но в последнее время они обрели особую популярность. Их можно делать несколькими способами, с хвостами и косами, различными украшениями, не считая палочек. Чтобы сделать японскую прическу с палочками своими руками, необходимо приготовить резинку, собственно палочки, которые называют канзаши, и, если понадобятся, невидимки.

Первое, что делается, это собирается хвост и закрепляется резинкой, далее он закручивается в жгут, пока естественно не начет ложится в гульку. Таким способом закрутить все волосы, кончики спрятать и закрепить невидимками, а сам пучок зафиксировать с помощью палочек, которые вставляются сверху вниз по диагонали слева и справа, так, что они получаются перекрещенными примерно под углом 90 градусов. Получается простой повседневный вариант японского пучка с палочками.

Обратите внимание, как смотрятся подобные японские прически для девушек, взглянув на фото:

Рассмотрим, как сделать японскую прическу с палочками в традиционном варианте, который можно назвать винтажным. Для этого с помощью двух прямых проборов сверху выделяется часть шевелюры, на которой делается начес и зачёсывается назад.

На висках волос тоже убирается назад, но только через сторону. Из собранных сзади локонов формируется пучок и тоже закрепляется палочками, а волосы сверху и боков фиксируются гелем.

Прическа, как у японской гейши

Чтобы сделать такую сложную прическу, как у гейши, нужно потратить много времени, терпения и сил. Современные японские гейши все чаще прибегают к использованию париков, потому что такие манипуляции с волосами приводили к их выпадению и потери их большого количества на макушке. Для того чтобы придать локонам идеального блеска, их натирали маслами, специальной помадой и воском.

Прическа закреплялась большим количеством украшений, различными заколками, палочками, цветами, брошами, декоративными гребнями. В «собранном» виде она должна иметь округлый вид и не «рассыпаться», именно для этого использовали в качестве закрепителя воск. Современные мастера для этих целей используют гели и другие средства для укладки. Волосы отдельно укладываются на верхней части, по бокам и на затылке. После собираются в один хвост, который делится на верхнюю и нижнюю части, из которых формируется пучок.

Простые прически в японском стиле на короткие и средние волосы

Японские прически на короткие волосы характеризуются асимметричностью, необычным окрашиванием волос и обязательным наличием челки. Самая известная стрижка в японских традициях для коротких волос – это боб в его различных проявлениях. Не меньшей популярностью пользуется короткое каре с коротко подстриженным затылком и удлиненными передними прядями. Как вариант, удлиненная прядка может находиться сбоку или сзади. Челка может быть прямой ровно подстриженной или удлиненной косой, уложенной на сторону. Выбирая короткую стрижку в японском стиле надо ориентироваться на форму лица.

Прически в японском стиле на средние волосы могут быть как на собранной, так и на распущенной шевелюре. К ним относятся своеобразные пучки и хвосты, а также эпатажные стрижки. Можно делать одну или две гульки со всех волос или используя только часть, а остальные остаются несобранными.

Рассмотрим, как сделать японскую прическу пошагово, на примере милого высокого объемного пучка с выпущенными прямыми прядями и челкой:

Собрать высокий хвост и закрепить резинкой, оставляя по бокам от челки прямые пряди.

Из образовавшегося хвоста сформировать пучок. Чтобы он получился объемным на средней длине, возьмите специальный бублик или валик, накрутите волосы и закрепите с помощью шпилек.

Осталось уложить челку, кончики выпущенных прямых локонов можно смазать средством для моделирования прядей.

Гладко зачесанные волосы зафиксировать лаком или смазать гелем для укладки.

При желании прическу можно декорировать ленточками, цветами, палочками или заколками.

К простым японским прическам, которые можно создать на средней длине, также относятся один или два хвоста, которые делаются максимально высоко.

Концы могут быть идеально прямыми или слегка завитые с помощью стайлера или утюжка. Нежно и по-девичьи смотрятся распущенные кудрявые локоны, украшенные милыми ободками.

Интересным вариантом является высокий хвост, сложенный так, чтобы сверху получилась петелька, которая обматывается внизу свободными концами.

Как сделать современную японскую прическу для девочки

Японские детские прически являются отличным вариантом для разнообразия школьного лука юных модниц. Не будем говорить о банальных гульках и хвостиках, а рассмотрим интересные вариант с плетением. Как сделать японскую прическу для девочки, подробно описано ниже с фото.

Разделить шевелюру на две ровные части как для двух хвостиков, отделить челку (если она есть). Взять верхнюю часть волос, как продемонстрировано на фото.

Из выделенных волос заплести французскую косичку, начиная сверху и понемногу подбирая нижние прядки.

Конец закрепить маленькой прозрачной резиночкой и придать косе дополнительный объем, аккуратно вытягивая прядки в стороны.

Из косички сформировать «улитку» и зафиксировать шпильками.

Повторить также с другой стороны.

В качестве декоративного элемента можно взять ленточки.

Получается вот такая милая детская прическа в стиле аниме.

Рассмотрим, как сделать прическу в японском стиле для девушек. Делается она быстро и в итоге напоминает кошкины ушки, что особенно привлекательно смотрится при правильном макияже. Чтоб ее сделать, не обходимо вооружится расческой для начёсывания волос, силиконовыми резинками и заколками.

Разделить шевелюру поровну, как для формирования двух хвостов. Слева или справа горизонтальным пробором отделить верхнюю часть.

Начесать ее в положении поднятом вверх, закрутить жгутом и уложить так, чтобы получился уголок – это будет «кошкино ушко».

С другой стороны провести аналогичные манипуляции.

«Ушки» необходимо зафиксировать лаком и невидимками. На данном этапе прическа смотрится симпатично, можно остановиться или продолжить работу над оставшимися волосами.

Слева или справа собрать пряди в хвост прямо под «ушком» и точно также сделать с другой стороны.

Хвостики накрутить любым удобным способом, начесать, зафиксировать лаком и украсить заколками.

К модным японским прическам относятся и более эпатажные варианты стрижек и сооружений на голове, для которых характерны коротко подстриженные макушки и затылки в комбинации с длинными прядями внизу. Их можно делать на любой длине волос, придавая отельным участкам различные смелые цвета.

Больше оригинальных, молодежных и традиционных причесок в японском стиле смотрите на фото:

Япония – страна, которая много веков жила в изоляции от основного мира. Приверженность традициям, четкое разделение на сословия — такой уклад жизни нашел отражение не только в быту, но также в моде и прическах японцев. До середины 19 века, когда началась европеизация страны, внешний облик японцев был строго регламентирован.

Преданье старины глубокой

Долгое время основой причесок, как мужских, так и женских были длинные волосы, уложенные определенным образом. По типу укладки можно было определить социальный статус человека.

Мужские прически

Практически все мужские прически состояли из скрученных в жгуты и уложенных особым образом волос. Так, детям выбривали голову, оставляя лишь небольшие пряди на макушке или висках. Эти локоны подвязывались лентами.

Во взрослом возрасте мужчины из крестьянской среды собирали волосы в пучок на макушке и закрывали голову соломенными широкополыми шляпами конусообразной формы. В принципе, главное в такой прическе было удобство: волосы не спадали на лицо и не мешали заниматься физическим трудом.

Воинов-самураев можно было узнать по особому способу укладывать волосы. Прическа самурая – это выбритая передняя часть головы и скрученные жгутом и пропущенные через специальный футляр остальные волосы.

Самые знатные особы и император укладывали скрученные в жгуты волосы на макушке, а сверху надевали мешочки из бархата или шелка.

Европейские стрижки получили распространение только в конце 19 века.

Еще более вычурными и сложными были женские прически. В их основе также лежали длинные волосы, поднятые и уложенные особым образом. Только маленькие девочки носили обычные косички, взрослым же приходилось тратить значительное время на создание модного образа.

При формировании причесок использовались специальные валики, которые подкладывались под волосы для придания объема. Фиксировалась такая укладка гребнями, которые также несли и декоративную нагрузку.

Разница между прической знатной дамы и простолюдинки была в количестве декора. Так, богатые дамы украшали волосы перьями, высокими гребешками с резьбой. Кроме того, они могли себе позволить носить парики.

Самые вычурные прически были у гейш. Они отличались обилием декора, обязательным элементом служили бумажные цветы и шпильки с маленькими веерами. Создание образа требовало много усилий и времени, поэтому прическа делалась раз в несколько дней, а чтобы во сне волосы не утратили формы, под голову на ночь помещалась специальная подставка.

Современная мода: экстравагантность и буйство цвета

Сегодня традиционные прически в Японии можно встретить крайне редко, в основном в театральных постановках или на костюмированных праздниках.

У нынешних модников в фаворе челка и нарочитая небрежность прически. Причем это касается как мужчин, так и женщин.

Деловые мужчины предпочитают классические стрижки европейских фасонов. Молодые и прогрессивные юноши могут позволить себе прически с длинными косыми челками с рваными краями, частично закрывающими лицо. Акцент делается за счет высветления отдельных прядей.

Остромодная женская стрижка также подразумевает наличие густой челки. Предпочтение отдается так называемой французской, имеющей плавные переходы на боковые пряди. Такой вариант стрижки зрительно делает акцент на лицо и делает его более выразительным. При этом волосы могут быть как длинными, так и короткими.

Модная японская прическа немыслима без окрашивания. Возможны разные варианты: и мелирование отдельных прядей, и полностью осветление до теплого блонда. Самые смелые девушки выбирают экстравагантные цвета: розовый, голубой, фиолетовый. Альтернативой окрашиванию могут служить накладные пряди.

© Автор статьи: Вероника Медведева

 Специально для сайта 24hair.ru

История японской моды. Кимоно и японский стиль одежды.

История японской моды — это долгая борьба за сохранение народных традиций, которые в дальнейшем послужили основой для создания уникального стиля страны Восходящего солнца, так популярного в наше время!

Впервые о существовании японской моды историки узнали из древних летописей, в которых упоминаются первые японские поселенцы, которые носили шкуры животных.

В первом веке нашей эры представители первых племен одеваются в длинные халаты «кину», которые запахивают справа налево.

Отличительной особенностью народного костюма того времени были узкие рукава и пояс, а так же удлиненные штаны «хакама».

Женская разновидность кину дополнялась юбкой «мо» с боковыми разрезами.

Самые бедные жители страны Восходящего Солнца носили объемные покрывала с прорезью для головы и дополняли этот традиционный наряд колпаками и платками.

Независимо от социального статуса, все японки стремились быть красивыми и использовали белила для лица и красный порошок для придания красного оттенка телу.

Изначально японцы обрабатывали только лен и коноплю, но вскоре с помощью китайских мастеров, они начали искусно создавать высококачественные шелковые ткани.

С 7 века нашей эры текстильное искусство Японии совершенствуется: создаются уникальные образцы новых тканей, появляется техника батика и нанесения рисунка по трафарету.

Основными материалами, которые портные использовали для пошива традиционных нарядов, были шелк, парча, хлопок, лен и конопля.

Особое внимание японские ткачи уделяют и ручной набивке тканей, которая создается при помощи досок с орнаментом, покрытых разноцветной краской.

Вместо этнического орнамента в моду входит комбинация арабесок, рисунков с птицами и многолепестковыми цветами.

Роскошные полотна из парчи и узорчатые шелковые ткани становятся популярными во всем Древнем Мире, и благодаря торговым связям с другими восточными странами, японская одежда видоизменяется и по расцветке и материалу кимоно можно определить социальный статус его владельца.

Сливки общества облачаются в утонченные наряды, которые завозятся в Японию торговцами с ближнего Востока: Китая и Кореи.

Последними модными тенденциями становятся пейзажные мотивы, оригинальные цветочные узоры, орнамент в виде облаков и молний, а так же морских волн.

Император блистает в роскошных нарядах в ярко-желтой гамме, а костюмы красного, фиолетового и зеленого цвета становятся привилегией аристократов.

Кодекс 701 года устанавливает три вида японской одежды, в которой было принято посещать торжественные императорские приемы: церемониальная одежда из дорогих тканей для членов императорской семьи и придворных, костюм для светских мероприятий,а так же рабочий наряд для чиновников из более дешевых материалов.

Крестьяне продолжают носить традиционный костюм, к которому добавляют новые детали и декоративные элементы.

Воины-самураи смешивают элементы народной и аристократической одежды, и создают новый стиль, в котором практичность и комфорт гармонично сочетаются с благородной утонченностью наряда.

Государство стимулирует рост текстильной промышленности — в 904 году по специальному императорскому указу в качестве оплаты налогов принимается одежда из шелка и конопли.

Японский стиль становится все более самостоятельным и в 12 веке в гардеробе японцев появляется «косодэ», которое сближает разношерстные слои японского общества: его с удовольствием носят и аристократы и люди победнее, но социальный статус владельца все же остается заметен по тканям и декоративной отделке одежды.

Простой народ носит короткие халаты «косодэ» с широкими рукавами, а придворные облачаются в длинную и просторную одежду, украшенную фамильными гербами.

Появляется новая модная тенденция — многослойность одежды и наряд жителей страны Восходящего Солнца становится все сложнее.

Становятся популярными и аксессуары — пояса, которые повязывают поверх верхней одежды.

Косодэ носят и японские аристократки, подчеркивая свое высокое происхождение необычным макияжем — они окрашивают зубы в черный цвет и сбривают брови.

Японский костюм продолжает формироваться под воздействием главных символов тех лет: любви, красоты и восхищения природой.

Влияние природы отразилось на окраске материалов и ансамблей одежды.

Красочным полотнам присваиваются имена цветов или фруктов — за пределами Японии становятся популярными яркие ткани «слива» (сочетание белого с фиолетовым цветом), «колокольчик» (синего и зеленого) и «персик» (розово-зеленый оттенок).

Особое внимание уделяется и расцветке ансамбля одежды: наряд «слои сосны» представлял собой комбинацию из пяти платьев красных, оливковых и малиновых оттенков, символизирующих ствол и крону древнего дерева.

Скрытый смысл имела и цветовая гамма одежды: белый олицетворял скорбь и использовался для пошива траурных нарядов, а радостные алые оттенки носили невесты, которые по древним обычаям прикрепляли к своей прическе красные цветы.

Гармония и мирное сосуществование с окружающим миром подтолкнули японских портных к конструированию нового вида одежды.

Европейские наряды казались японцам слишком сложными по крою и трудоемкими в подгонке по фигуре, и они создают кимоно или «надеваемую вещь» с простым кроем и всего двумя размерами.

Единственным неудобством новой одежды стала чистка — перед стиркой кимоно распарывалось по швам, а потом заново сшивалось.

В японской моде появляется новый практичный комплект из кимоно с объемными рукавами в сочетании с прямой юбкой и широким поясом-корсетом.

Кимоно превращается в семейную реликвию и его передают из поколения в поколение.

Прямой крой одежды подходит любой фигуре и его с удовольствием носят мужчины и женщины!

Японцы украшают кимоно, которое становится олицетворением вкуса и творческий идей своего владельца.

Замужние женщины повязывают поверх кимоно бант из широкого пояса, символизирующий их семейный статус.

Жители страны Восходящего Солнца пропагандируют мудрость и внутреннюю красоту души и, благодаря кимоно, они «теряют» свой возраст: пожилое и молодое население уравнивается во внешнем виде.

Японский национальный костюм становится символом спокойствия, опыта и уверенности в своих силах.

С развитием моды формируются и новые правила поведения, которые запрещают демонстрировать населению открытые части тела.

Длинное кимоно облегает фигуру, олицетворяя покорность перед окружающим миром, и по древней традиции, снимая наряд, его складывают в определенной последовательности, чтобы в итоге из одежды получился прямоугольник, который символизирует чистоту мыслей и уважение к обычаям предков.

Спустя несколько столетий в японской моде появляются европейские ткани и аксессуары, доступные только самым обеспеченным жителям.

Правительство Японии поддерживает контакты с соседними государствами и рекомендует внедрять повседневные атрибуты европейской жизни в японский быт.

Происходит смешение европейских и восточных костюмов, и эти оригинальные комбинации вновь удивляют весь мир.

В период с 2019 до 1890-х годов тенденции западной моды активно проникают в японскую культуру, и по указу императора на спинках женских нарядов появляются вырезы и японские аристократки начинают носить блузки и юбки, а придворные мужского пола облачаются в европейские костюмы.

Император мотивировал свое решение тем, что кимоно было скопировано с костюмов восточных соседей и ставит Японию на один уровень с отстающим Китаем, культурное и техническое развитие которого во многом отстает от просвещенного японского государства, и европейский наряд должен стать образцом нового вида одежды, символизирующей национальные достижения Японии.

Европейские модельеры начинают создавать повседневную и церемониальную одежду для японской элиты, и в стране Восходящего солнца появляются французские и английские ателье.

Европейский костюм становится униформой для почтовых служб и полицейских, а в 2019 году всех японских военных переодели в форму европейского образца.

В подобие английской униформы облачились военно-морские силы Японии, а мундиры сухопутных войск страны Восходящего Солнца были скопированы у французских солдат.

Япония продолжает учиться у европейских государств и в середине 19 века направляет делегации в Европу и Америку.

Национальный костюм из кимоно, штанов-хакама и накидки-хаори вызывают удивление большинства европейцев.

Дорогие ткани и отсутствие дешевых портных вынуждают основное население добавлять к национальному костюму элементы европейских нарядов: аксессуары, головные уборы, обувь.

Изменения коснулись и причесок: в мужскую моду вошла короткая стрижка, символизировавшая о приобщении к европейской культуре.

Другая модная тенденция — бритый лоб с длинными волосами на затылке, которые крестьяне собирали в хвост или узел.

В женской моде появились высокие экстравагантные укладки, максимально открывающие затылок и шею.

Эти роскошные прически украшаются яркими лентами, гребнями и шпильками из натуральных природных материалов: дерева, кораллов, панциря черепахи и цветов.

Ради объемной и тяжелой укладки японские женщины идут на многочисленные жертвы: еженедельно их огромная прическа фиксируются специальными средствами и, чтобы не помять это произведение парикмахерского искусства, они спят практически сидя, подкладывая под голову высокие ватные валики.

Подражая англичанам, головы японских аристократов украшают лакированные шляпы «эбоси».

Простые крестьяне укрываются от непогоды под колпаками или конусообразными шляпами, а в жару носят скрученное полотенце «хатимаки».

Деревенские мужчины предпочитают синюю одежду из льняного или пенькового полотна, а женщины одевают красные шелковые туники.

Модными японскими аксессуарами тех лет становятся складной веер и опахало, а так же цветные платки, которые используют вместо сумок.

Веер было принято держать в руке или прятать за верхним краем пояса кимоно.

Население протестовало против внедряемых европейских новинок, доступных японским аристократам, и по всей стране начали вспыхивать восстания сторонников национальной одежды.

В 2019 году после мятежа в японском городе Сацума, в японскую моду в знак протеста входят цвет хаки, символизирующий борьбу за японские традиции, орнамент сацума-касури и короткие женские стрижки.

Под влиянием европейской культуры в японскую моду постепенно входят шерстяные шали, которые носят все, вне зависимости от пола.

Модным трендом среды японских жриц любви становятся французские пышные юбки, в которых они появляются на городских улицах вместе с иностранцами.

По указу правительства, с 2019 года введены новые правила по ношению женской одежды: кимоно и мужские штаны хакама становятся нарядами студенток и работающих женщин.

В городской моде появляется новая верхняя одежда «амагато», которая представляет собой гибрид накидки-хаори и пальто.

Модницы тех лет пропагандируют белоснежную улыбку, натуральный изгиб бровей, носят прически с узлами-шишками и кимоно с высокими воротниками, закрывающими шею.

С начала 1880-х годов императрица Сёкэн вводит в моду корсет, декольтированные и закрытые кружевные платья, которые подчеркивают изгибы женского тела.

Европейские платья с широкими рукавами еще больше искажают непропорциональные фигуры, а японские аристократки, не успевая за последними модными тенденциями, выглядят старомодно и вызывают улыбки иностранцев.

Мужское население того времени продолжает ходить в узких брюках и предпочитает короткие стрижки.

По указу императрицы в моду возвращается и несколько модернизированный традиционный наряд: кимоно-оби, которое начинает распространятся в стране, как исконно японская одежда.

При поддержке государства, открываются новые магазины одежды и ателье, и японцы все больше привыкают к европейским нарядам, а кимоно становится удобной одеждой для дома и отдыха.

В 2019 годах европейский костюм становится привычным комплектом мужского гардероба, а женщины возвращаются к национальной одежде, считая удушающий корсет вредным для здоровья.

С 2019 года после победы в Японо-Китайской войне кимоно становится традиционной одеждой и символом Японской культуры.

В ярком рисунке кимоно стали появляться сакура, олицетворявшая мужественность и храбрость самураев, и хризантема, символизирующая национальную гордость.

Кимоно становится форменной одеждой японских школ и высших учебных заведений, но в некоторых университетах для особо торжественных случаев используется парадная униформа европейского типа.

Алиса Лисичкина

© www.m-oda.ru, 2011.

Владелец сайта приветствует размещение этого материала на Вашем ресурсе или в средствах массовой информации при указании автора статьи и активной ссылки на интернет-журнал http://www.m-oda.ru/.

Впервые о костюме древних японцев упоминается в китайских летописях. В них рассказывается о японской царице Химико, которая в III в. стояла во главе племенного союза. У нее была тысяча прислужниц. Японцы уже умели ткать холсты и делать шелковые ткани на простейших ткацких станках. Из этих тканей не только шили одежду, но и использовали их для обмена.
С середины VII в
. официальной японской религией стал буддизм. В то время на японский костюм большое влияние оказывает китайская одежда (особенно церемониальная). В 701 г. специальным кодексом было зафиксировано три типа костюма: церемониальное платье, придворное платье и платье для чиновников.

Мужской костюм

Древние японцы в качестве одежды использовали широкое, сшитое из нескольких кусков, полотнище.
Позже нижней одеждой стали рубашка и штаны, а верхней — «кину», наподобие сюртука, и «хакаса» — юбка-брюки.
Простые люди носили рубаху с длинными рукавами, подвязанную веревкой, и штаны.
Нижней поясной одеждой у японских мужчин была набедренная повязка — «фундоси», которая представляла собой прямоугольный кусок белой хлопчатобумажной ткани. Ее обертывали вокруг талии, завязывали узлом и пропускали один конец между ног, закрепляя его за поясом. Поверх фундоси японцы надевали еще одну нижнюю одежду — «косимаки», несшитую юбку, которая оборачивалась вокруг бедер и закреплялась лентой на талии.
Нижней плечевой одеждой японцев был «дзюбан» — прямой узкий халат длиной до середины бедра с короткими широкими рукавами
. Стоячий воротник дзюбана спереди на полочках переходил в полоску ткани — «окуми». А сверху на воротник нашивался еще один белый воротничок — «ханэри».
Верхняя одежда японцев также состояла из плечевой и поясной
. К плечевой относились «кимоно» и «хаори».
Кимоно появилось в VII-VIII вв. и вначале служило нижней одеждой, но затем превратилось в универсальную распашную одежду, похожую на туникообразный халат с длинными рукавами.

покрой кимоно

Кимоно делается из прямых полотнищ ткани, которые перекидывают через плечи и соединяют посередине на спине швом. По бокам полотнища сшиваются, а в широкие проймы вшиваются рукава. Рукава часто бывают гораздо шире проймы, и тогда вся их оставшаяся часть сшивается по срезам. Нижняя часть рукавов получается сшитой с трех сторон и представляет собой своеобразные висячие карманы, которые японцы используют для мелких вещей. У кимоно нет застежек, оно запахивается слева направо и подвязывается на бедрах поясом-«оби». Оби надевались во всех случаях — в повседневной жизни, в официальной обстановке, в праздники.
Хаори — еще один вид плечевой верхней одежды японцев. Это довольно короткая распашная прямая куртка с широкими прямоугольными рукавами и стоячим воротником. В отличие от кимоно, хаори не запахивается, а соединяется впереди с помощью тесемок, которые завязываются бантом.
Верхняя поясная одежда мужчин — хакама, широкая и длинная, до самых щиколоток, напоминающая юбку-брюки с жесткими складками спереди и сзади
. У этих штанов были боковые разрезы от талии до бедер, и обе их части пришивались к двум поясам с длинными завязками.
Парадно-церемониальный мужской японский костюм («рэйфуку») сохранился почти в неизменном виде со времен феодализма до наших дней
. Он состоит из кимоно, поверх которого надеваются хакама и хаори.
В традиционном японском костюме нет карманов, и мужчины прикрепляли к поясу шнурком кошелек, табакерку, трубку, а при помощи нэцкэ — разные мелкие вещи. Нэцкэ — это брелок, который вначале имел форму пуговицы или палочки, а затем превратился в миниатюрную скульптуру из дерева или кости, размером около трех сантиметров.

Женский костюм

Традиционный костюм японских женщин состоял из нижней и верхней одежд.
Нижней поясной одеждой были юбки «футано» и «косимаки». Футано — короткая несшиваемая юбка из отбеленной хлопчатобумажной ткани; косимаки — длинная несшиваемая юбка из более дорогой ткани (она видна, когда распахивается кимоно). Японки также носили нижнюю плечевую одежду — рубашки «хададзюбан» из светлой шелковой или хлопчатобумажной материи. В отличие от мужского дзюбана, у этой женской рубашки не зашивалась нижняя часть проймы и рукава в области подмышки.
Основными видами верхней женской одежды, сохранившимися почти без изменений, были кимоно и хаори
. По форме и покрою они были такими же, как и мужские, отличаясь лишь незашитой проймой и рукавами в области подмышки.
Кимоно подпоясывалось очень широким поясом-оби, который оборачивали вокруг талии несколько раз
. Вначале он завязывался красивым бантом спереди, но позже бант был перенесен назад (наподобие турнюра европейских дам). Оби — главное украшение женского платья делался из шелка или парчи с красивым сложным узором.
Женское хаори носили и на выход, и каждый день
. Повседневное обычно было короче. Существовала разновидность хаори — «нэннэко», которое надевали женщины, когда носили за спиной ребенка. Рукава в нэннэко полностью вшивались в пройму.
С конца XII в
. женский костюм упрощается.
С XVI в
. японские женщины носят «косодэ» — длинное прямое платье с небольшим вырезом и короткими рукавами. Оно могло быть шелковым, стеганым или на вате, и его всегда носили с поясом-оби. Первоначально это была нижняя одежда, но потом косодэ стало нарядным верхним платьем. Его шили из дорогих тканей, украшенных золотом и вышивкой, с крупным орнаментом, который мог быть расположен по поверхности платья спирально, по диагонали или асимметрично.
Форма этой одежды сохранялась неизменной на протяжении столетий.

на мужчине: двойное кимоно, штаны, подвязанные ремешками, обувь-гэта

на женщине: кимоно с пышным оби, сложная причёска с декоративными шпильками

На женщине: кимоно с волнообразным орнаментом, длинный пояс-оби, обувь-дзори

На мужчине: хакама и верхнее кимоно

Обувь

Традиционной японской обувью являются «гэта» и «дзори», которые популярны в Японии и сейчас.
Гэта были двух видов. Один из них представляет собой деревянные туфли, похожие на скамеечки с двумя ножками-каблуками высотой около 10 сантиметров. Когда японцы собирали водоросли в море или плоды с деревьев, они надевали гэта с самыми высокими каблуками. Другой вид — это деревянные колодки, у которых сверху подошва ровная, а снизу — с выемкой посередине; носок загнут под острым углом. Гэта прикреплялись к ноге двумя шнурами или ремешками.
Второй традиционный вид японской обуви дзори — плетеные сандалии
. Их делали из тростника, бамбука, рисовой соломы. У дзори плоская подошва, нет каблуков и только один размер.
Вместе с гэта и дзори японцы носили своеобразные носки — «таби» с утолщенной подошвой и отдельно выкроенным большим пальцем
. Их шили из белого полотна или шелка и застегивали на крючки вдоль щиколоток. Белые или цветные вязаные таби японцы носят и в настоящее время.

Прически и головные уборы

Мужские прически имели строгую социальную градацию. За ее нарушение провинившегося наказывали.
Головной убор не является обязательным элементом традиционного японского костюма. Но он дополняет церемониальные и ритуальные костюмы. У представителей японской знати церемониальный головной убор не столько защищал голову, сколько имел символическое значение.
Женщины в древней Японии носили длинные распущенные волосы, которые могли завязывать пучком.
В XIV-XVI вв. прическа японских женщин становится очень сложной, для нее требовалось множество гребней и шпилек. Для устойчивости в высокие прически подкладывали подушечки, бархатные валики, наматывали волосы на овальные гребни. Такая прическа укладывалась раз в неделю и покрывалась маслом или воском, чтобы волосы блестели.
Особую прическу носили японские гейши: волосы на затылке образовывали напуск, шея была обнажена, что подчеркивалось особым воротником
. Гейши украшали прическу шпильками с крохотными веерами или бумажными цветами на конце.

Украшения и косметика

Японские женщины с древних времен украшали себя при помощи косметики. Они натирали тело красным порошком, наносили на лицо толстый слой белил, чернили зубы и брили брови. Замужние женщины высоко на лбу рисовали тушью две полоски. Все это придавало женским лицам таинственность и загадочность.
Женщины и мужчины украшали себя золотыми и бронзовыми браслетами, серьгами, ожерельями, кольцами, подвесками
. Они носили бусы из нефрита, яшмы, горного хрусталя, жемчуга, агата.
Древние японцы пользовались зеркалами, носили бронзовые или позолоченные пояса и пряжки
. Женщины украшали прически красивыми черепаховыми, деревянными, коралловыми, костяными гребнями и шпильками.
Украшало мужской костюм оружие, которое носили у пояса.
С древних времен традиционным дополнением японского костюма был веер
. Существовало два типа вееров — складной и нескладной (в виде опахала).

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян.