Типы и характеристика семейного воспитания ребенка

Существует несколько негласных типов семейного воспитания ребенка. Каждый из них определенным образом отражается на проявлении личностных качеств и уровня жизни. Понимание того, как правильно воспитывать своих детей, помогает вырастить счастливых и успешных людей. Конечно, каждое чадо индивидуальное, и потому к нему нужно подбирать особый подход. Но понимание типов семейного воспитания помогает легче сформировать собственную стратегию общения с ребенком и его социализацию.

Основные типы семейного воспитания

Традиционный тип воспитания

Заключается в том, что родители по умолчанию главные, а ребенок не имеет права на собственное мнение. Такие родители не интересуются внутренним миром ребенка, пытаются вылепить из него что-то, а на деле ломают его психику и личность. Они считают себя правыми, и только отец с матерью имеют монополию на мораль, которой ребенок должен следовать беспрекословно.

Очень часто в традиционном стиле родители перегибают палку и делают ребенка вообще бесправным существом. У него потом появляется ощущение, что от него ничего не зависит. А психологические исследования показали, что такие дети больше склонны к алкоголизму, наркомании, преступности и пр.

Еще один недостаток традиционного стиля воспитания – неправильное реагирование ребенком на эмоции. Лучше будет понятно на примере. Один мальчик случайно сбил девочку на детской площадке. Та заплакала. Тому стало ее жалко, и он стал ее бить. Интересно, да? Как это возможно: стало жалко, и потому ребенок стал рукоприкладствовать? А очень просто. Оказывается, что родители били этого ребенка каждый раз, когда он плакал. В результате, он стал это воспринимать нормой и эффективным методом, чтобы усмирить плач другого человека.

Конечно, не каждый пример традиционного стиля воспитания является такой крайностью. Это неправильный тип, который также называется доминирующей гиперпротекцией. То есть, родители чрезмерно много внимания уделяют ребенку, контролируя каждый его шаг. Такое воспитание не только вредно, но и утомляет самих родителей.

Попустительский тип

В научных кругах он еще называется попустительской гиперпротекцией. То есть, родители чрезмерно опекают ребенка, стараются решить каждую его проблему, дарят подарки по любому поводу, прощают абсолютно любую оплошность. В общем, балуют, простым языком выражаясь. Этот подход не менее вреден и ведет в целом к тем же последствиям.

Если прошлый тип мог привести как к комплексам и подавленности ребенка, который не ощущает себя автором своей жизни, так и к деспотизму и агрессивным склонностям (например, в качестве протеста), то здесь наиболее вероятный второй вариант. Но ребенок может также впадать в зависимости, потому что у него нет тормоза, ни внутреннего, не внешнего. Ребенок становится безответственным.

Что касается тирании, причины те же. Ребенок вырос эгоцентричным и не учитывает интересов и потребностей других людей. Он привык, что родители жертвуют собой ради него и хочет, чтобы это было и в отношениях с другими людьми. Такой подход обречен на то, что ребенок не сможет нормально воспитать своих детей и с большой вероятностью будет прибегать к гипопротекции, о которой мы поговорим еще.

Развивающий тип

Это уже значительно лучше вариант, и его можно использовать для воспитания ребенка. Основан он на том, чтобы поддерживать ту естественную тягу к знаниям, которая в нем есть. Родители стараются раскрыть его таланты, помочь осваивать что-то новое и преодолевать трудности в обучении.

Возможный недостаток – ребенок уже с ранних лет перегружается. Есть родители, которые уже с малых лет записывают чадо на все возможные курсы, которые более-менее подходят к его возрасту. Это приводит к тому, что ребенок не отдыхает, особенно если занятия совмещаются со школой. Стоит помнить, что обучение – это самая сложная деятельность, на которую способен человек. Поэтому ребенку требуется отдых. В ином случае есть риск эмоционально перегореть и даже получить эффект рикошета – чадо окажется довольно несообразительным. А все из-за усталости.

Запомните – развитие ребенка происходит в моменты отдыха после труда. И только так. Мозг должен перестроиться, он даже анатомически меняется во время обучения. А если давать слишком большую нагрузку на нейроны, они перестают отзываться на внешние и внутренние стимулы. Проще говоря, нервные клетки перестают работать. Как следствие – депрессия. Причем статистика говорит, что в последнее время участились случаи заболевания этим состоянием у детей. Возможно, потому что родители слишком перегружают ребенка и выставляют завышенные требования. А так, конечно, развивающий тип воспитания – это хорошо.

Программирующий тип

В этом случае родители хотят заложить определенную программу в ребенка, которую он будет воспроизводить. То есть, специально затачивают его под определенную специальность, образ жизни и лишают его права выбирать. Обычно подобный тип возникает, если родители имели какую-то мечту, но по каким-то причинам ее не реализовали.

Или же второй вариант – они считают определенную профессию прибыльной и хотят, чтобы чадо ею занималось, лишая его права самостоятельно выбирать способ жить. Близок к традиционному типу, но имеет свои особенности.

Случайный тип

Характерная особенность – бессистемность при воспитании детей. Родители такого типа сильно зависимы от своего настроения. Если оно хорошее, ребенок будет одарен лучами счастья. Если же плохое – то берегись гнева мамы из-за израненного тобой же пальца. Ребенок в этом случае не знает, чего ожидать. Это приводит во-первых, к нарушению доверительных отношений между родителями и ребенком. Во-вторых, такой стиль воспитания повышает риск развития шизофрении у ребенка.

Личностно-ориентированный

В этом случае цель – воспитание гармонично развитого ребенка. Его мнение учитывается, но при этом родители имеют у него авторитет. Они каждый день его подтверждают на деле, а не запугивают чадо и пытаются давить им. Общаются такие родители в дружеской форме, но при этом довольно строги в определенных вещах, которые действительно принципиальные. Родителей такого типа дети уважают и чаще добровольно следуют им. Вместе с тем, любая попытка быть самостоятельным только поощряется.
Это стиль, основанный на балансе любви, заботы и строгости. Ребенка не бьют. Это очень важно. Нельзя его бить.

Почему нельзя бить ребенка

1. Ребенок слабее. Это естественно, но не нужно акцентировать его внимание на этом. Когда родитель бьет ребенка, то он подсознательно ощущает себя ничтожеством. Это негативно сказывается на его самооценке и как следствие, счастью. Вы хотите, чтобы ребенок был послушным или счастливым? Подумайте.

2. Страх становится второй натурой ребенка. Он может бояться не только вас, но и всего. Ведь если даже родителям нельзя доверять, то кому?

3. Он легче попадает в плохие компании. Родители его не любят, но вот эти пацаны с наркотической сигаретой к нему очень хорошо относятся. Учитывая то, что каждый ребенок нуждается в признании, то выбор, куда идти, очевиден. Если ребенку не хватает любви в семье, он ее будет искать на стороне. А если родители бьют ребенка со словами, как они его любят, и что это для его же блага, то какую подсознательную установку получает ребенок? Ремень, данный с любовью, извращает понятия о любви, и в будущем он может бить жену, например.

4. Неуверенность в себе и возможная гиперкомпенсация. Это такое явление, когда человек самоутверждается, чтобы доказать кому-то что-то. С одной стороны это и хорошо. Но характерная особенность гиперкоменсации – чрезмерность и полная неадекватность ситуации. Ребенок в будущем может по трупам идти, чтобы самоутвердиться и болезненно воспринимать любую критику.

Нередко можно услышать что-то типа «а вот меня родители били, и вот я нормальный вырос». А точно нормальный? Мы все себе кажемся до определенной степени нормальными. Очень мало людей умеют рефлексировать. И это очень плохо. И кстати, при доминирующем типе воспитания ребенок не учится это делать.

Хорошо, а что такое рефлексия? Это умение посмотреть на себя со стороны, понять свой внутренний мир, осознать мотивы своих поступков. Эта способность очень тесно связана с силой воли, и за нее отвечают те же участки мозга. Самоконтроль невозможен без рефлексии, потому что для сдерживания любого импульса нужно сначала осознать, что он есть. Без рефлексии человек не может учиться.

Опять же, нужно четко отслеживать «до» и «после», чтобы понять, в правильном ли направлении движешься. А эта способность ремнем не воспитывается. Кроме того, родители, применяющие удары для воспитания на самом деле, просто не хотят думать. Или не умеют.

Итак, в данной статье мы разобрали распространенные типы семейного воспитания. Только вы можете решить, как социализировать своего ребенка. Главное, чтобы он был счастливым. Помните, что он – не ваша собственность. И он – не пуп земли. Грамотное воспитание строится на балансе. Найти его – настоящее искусство. И тот, кто его освоит, познает жизнь в целом, поскольку умение находить золотую средину является важнейшим навыком в нашей жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

Разделы:
Школьная психологическая служба

Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.

Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно-бытовая, социально-контролирующая, функция организации досуга.

Большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания.

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. (Приложение 1)

Существует несколько разнообразных классификаций стилей семейного воспитания. И у каждого стиля семейного воспитания свои характеристики.

Базовой считается модель американского психолога Дианы Баумринд.

Она проста и понятна.

Автор взяла за основу два критерия.

  1. Уровень эмоционального принятия ребенка родителями
  2. Уровень контроля со стороны родителей

И вот благодаря сочетаниям этих критериев и было выделено четыре стиля семейного воспитания.

  1. Авторитетный
  2. Авторитарный
  3. Индифферентный
  4. Либеральный

АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)

Особенности

Название говорит само за себя. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых.При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

  • активно-положительное отношение к ребенку;
  • адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
  • им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
  • умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Последствия

При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

  • Высокая самооценка, самопринятие, самоконтроль.
  • Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
  • Инициативность и целеустремленность.
  • Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
  • Способность договариваться, находить компромиссные решения.
  • Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Рекомендации

Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ 

Особенности

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

Последствия

В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому, в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

  • потеря чувства собственного достоинства;
  • потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
  • потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант – развитие деспотической личности:

  • ненависть к родителям;
  • решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
  • грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
  • повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации

  • Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
  • Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
  • Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
  • Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
  • Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
  • Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
  • Не подслушивать телефонные разговоры.
  • Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
  • Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
  • Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

И самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка является индифферентный стиль семейного воспитания. Здесь, к отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется еще и отсутствие теплоты в отношении к ребенку. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или  нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.

Последствия

При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.

Рекомендации

  • Включитесь в жизнь своего ребенка. Будьте активным участником всех его интересов, проявите инициативу.
  • Составьте четкую систему запретов, чтоб ребенок почувствовал грань дозволенности.
  • Обговорите его обязанности и права в семье, дайте поручение по дому, которое закрепится за ним.
  • Проявите «душевную теплоту», говорите «по душам», постарайтесь перевести отношения в дружественные и доброжелательные. Беседуйте с ним на интересующие его темы, таким образом вы покажите насколько ребенок для вас важен.
  • Любите его и не бойтесь ему про это сказать.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)

Особенности

При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Либеральный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Последствия

При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:

  • неспособность к близости и привязанности;
  • безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
  • отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
  • мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:

  • хамство и вседозволенность;
  • воровство, враньё, распущенность;
  • безответственность, не умение «держать слова».

Рекомендации

  • Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
  • Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.
  • Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
  • Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
  • Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
  • Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.

Нельзя однозначно сказать, что только стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование личности ребенка,  тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.

Уважаемые родители! Предлагаю вам пройти тест на определение стиля воспитания в вашей семье (Приложение 2).

Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав из четырех предложенных вариантов ответа один, который наиболее соответствует воспитательной системе вашей семьи.

18.05.2016

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Выделены следующие параметры типов семейного воспитания: интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие), параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный), последовательность – непоследовательность в реализации стиля воспитания, аффективная устойчивость – неустойчивость в отношениях с ребенком, тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении.

В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.

Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:

  • Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.
  • Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей – в школе, дома, в отношениях со сверстниками.
  • Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.

Выделены следующие 10 типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью.

Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании – это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального – только когда он оправдывает ожидания.

Воспитание вне семьи – экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.

Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Успешность коррекционной работы во многом определяется особенностями родительской позиции. Можно выделить три критерия оценки родительских позиций – адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребенка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей. Динамичность определяется мерой подвижности родительских позиций, изменчивостью форм и способов общения и взаимодействия с ребенком (восприятие ребенка как личности, степень гибкости общения с ребенком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребенка в зависимости от возраста). Прогностичность отражает способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка и к перестройке взаимодействия с ребенком.

А. В. Потапова, С. К. Нартова-Бочавер

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

  • Домашние животные и их значение в развитии детей
  • Развитие мышления
  • Память у младших школьников
  • Можно ли оставить ребенка одного дома
  • Развитие мышления ребенка раннего возраста
  • Развитие мышления
  • Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе
  • Коррекция энуреза у детей
  • Вехи нормального довербального и начального вербального развития
  • Как можно организовать бодрствование детей грудного возраста в домашних условиях?


Большинство взрослых психологических травм и проблем имеют корни в детстве. Детские психологи ещё полвека назад всерьёз задумались о связи поведения родителей и психического развития ребёнка. Дети могут расти в похожих бытовых и финансовых условиях, в одной среде, но в дальнейшей жизни не проявляют общих черт поведения. Напротив, схожие человеческие качества и идентичные черты поведения выявляются у людей, чьё детство проходило в абсолютно разных условиях. Однако в этом противоречии учёные установили чёткую связь между способами и стилями в воспитании ребёнка и его дальнейшим развитием.

Американский психолог Диана Баумринд в 60-е годы прошлого века начала изучение стилей семейного воспитания. В её исследовании было задействовано более сотни дошкольников и их родителей. Наблюдения привели к открытию трёх стратегий воспитания. Эти базовые модели отношений между родителями и детьми играют большую роль в формировании личности ребёнка: потакающий (либеральный), тоталитарный (авторитарный) и основанный на личном примере (авторитетный).

В дальнейшем эту систему категорий Баумринд дополнили психологи Элеонор Маккоби и Джон Мартин. Они вывели два базовых измерения, один из которых определяет уровень родительского контроля и требований, а другой базируется на принятии и отвержении. На пересечении этих измерений появился новый, четвёртый стиль — пренебрегающий (индифферентный).

При этом нужно учитывать, что родительские стили воспитания могут отличаться в пределах одной семьи по отношению к разным детям. Это зависит от темперамента отпрысков, их возраста, пола и так далее.

Типы семейного воспитания

В настоящее время существует четыре типа семейного воспитания:

1. Авторитетный стиль

Здесь воспитание ребёнка базируется на атмосфере тепла, доверительности, уважения в семье. Контроль в этом типе стратегии существует и немалый, но он направлен на сепаратное развитие детей. Родители поощряют ребёнка, показывают ему, что готовы менять шкалу требований по мере его развития и взросления. Правила в таких семьях устанавливаются с учётом интересов и потребностей детей. Ребёнка учат адаптироваться в социуме, быть гибким, самостоятельно принимать решения, но при этом мягко направляют и всеми способами показывают, что взрослые вовлечены в жизнь отпрыска.

Дети, выросшие в таких семьях, в целом более успешны, им легко даётся учёба, они хорошо ладят с людьми, становятся лидерами, поступают в вузы, добиваются высоких результатов в работе, реже других поддаются дурному влиянию.

2. Авторитарный стиль

Для этой стратегии воспитания характерен контроль над ребёнком на фоне высоких требований, жёстких приказов и неизменных запретов. При этом родители не утруждают себя приведениями аргументов и комментированием своих директив. Они просто отдают приказы и ждут их неукоснительного исполнения. В таких семьях дети управляемы и послушны. Итогом таких требований, по мнению взрослых, должна стать социальная адаптация и успех детей. В этом типе воспитания родители могут вести себя по-разному. При радикальном семейном тоталитаризме взрослые контролируют все уровни и сферы жизни своих детей. При облегчённой версии домашнего авторитарного режима родители не злоупотребляют своей властью, но ждут от детей игры по установленным правилам.

Этот стиль воспитания имеет вполне ожидаемые последствия: дети из таких семей, достигая возраста, при котором ослабевает контроль родителей, демонстрируют снижение успеваемости в вузах. Им сложно принимать решения самостоятельно, трудно делать выбор. Как правило всё это происходит на фоне низкой самооценки.

3. Либеральный стиль

Этот стиль семейного воспитания характерен для продвинутых, современных, нетребовательных, но ответственных родителей. В таких семьях нет жёсткого контроля над детьми, приветствуется самостоятельность и свобода выбора. Родители-либералы легко прощают своим детям проступки, стараются свести к минимуму любые конфликты. При этом одни родители предпочитают вести с детьми диалог, а вторые стараются свести контакт с ребёнком к минимуму.

При отсутствии директивы из таких семей выходят дети со средней успеваемостью в учёбе, без признаков невроза, с высокой самооценкой и отличными навыками адаптации в социуме.

4. Индифферентный стиль

При этом стиле семейного воспитания уровень вовлечённости родителей в жизнь детей самый минимальный. В таких семьях наблюдается отсутствие тёплого контакта между членами семьи, минимальный контроль, слабая защита ребёнка, равнодушие и безразличие к его нуждам и интересам. Психологи называют этот стиль воспитания самым губительным для детской психики. Взрослые в таких семьях безответственны и не выдвигают требований к ребёнку.

Как известно, равнодушие страшнее ненависти, поэтому индифферентный тип воспитания даже опаснее авторитарно-директивного. Ребёнок из такой семьи чувствует себя ненужным, учится хуже своих сверстников, чаще других оказывается зависимым от алкоголя и наркотиков и более остальных предрасположен к неврозу и депрессии.

Развитие не должно стать для ребёнка тяжкой повинностью. Пожалуй, родителям стоит отбросить свой эгоцентризм, присмотреться к своему ребёнку, дать ему право и возможность самому найти собственные интересы, прожить свою жизнь. Лучшее, что могут дать любящие мама и папа — самостоятельность, которой невозможно добиться принуждением. Задача родителей состоит не в том, чтобы загнать ребёнка в рамки, а в том, чтобы научить его жить и принимать решения: стойко и мудро переносить поражения, добиваться поставленных целей, отбрасывать лишнее и выбирать то, что интересно и правильно