Синдром отличницы или отличника у взрослого и ребёнка

Основным желанием каждого сознательного родителя является воспитание детей более успешными, чем они сами. Пожелание, чтобы они никогда не повторяли родительских ошибок в учебе или выборе жизненного пути, вполне естественно. Но некоторые родители заходят слишком далеко в стремлении сделать ребенка «улучшенной копией» самих себя и приводят к возникновению у него так называемого «синдрома отличника». Этот синдром порождается сочетанием личных качеств детей и завышенными родительскими ожиданиями и может серьезно навредить развитию ребенка.

Завышенные требования к детям: причины и последствия

Многие взрослые считают, что дети не имеют четкого вектора развития в силу своего возраста, и если их не направлять, то они не добьются успеха в жизни. Порой происходит так, что родители чувствуют свою несостоятельность в той или иной сфере в прошлом, например, недостаточно хорошо занимались музыкой или спортом, поступили не в то высшее учебное заведение или неверно выбрали карьеру. По их мнению, эти пробелы должны компенсировать дети, и тогда они смогут достичь успеха в жизни.

Часто подобный родительский подход оборачивается серьезными проблемами у детей. Завышенные ожидания приводят к таким негативным последствиям, как жизнь в постоянном напряжении и стремление быть лучше других. Особенно опасно для детской психики понимание того, что любая неудача ребенка воспринимается родителями слишком болезненно. Так постепенно формируется комплекс неполноценности.

Чувство собственной неполноценности — корень многих проблем не только школьников, но и выросших детей. Если в детстве они боялись огорчить своими неудачами отца или мать, то теперь они будут бояться начальника или супруга. Стремление «быть хорошим для всех» приводит к неблагоприятным последствиям для самого человека.

Признание взрослыми права ребенка на ошибку и неудачу и работа с собственными негативными установками поможет избежать многих проблем в детско-родительских отношениях.

Как родители формируют у детей «синдром отличника»?

Стремление быть лучше всегда и во всем получило название «синдром отличника». В школе ребенок с «синдромом отличника» постоянно боится получить плохую отметку или признать, что ему плохо дается изучение какого-либо предмета. Взрослый человек с «синдромом отличника» болезненно переживает неприятности на работе и любые неудачи в карьере и личной жизни.

Во многих случаях перфекционизм уходит корнями в детство. Человек мог не получать достаточно любви от матери, отца и других значимых взрослых. Они внушали ему, что он должен быть успешным, и часто ругали за совершаемые ошибки и неудачи.

Что же заставляет взрослых подчинять ребенка своим амбициям? Вполне возможно, что они сами чувствуют неуверенность в себе и собственных силах и ждут, что он оправдает их надежды. Не имея возможности гордиться собственными достижениями, они думают, что ребенок должен достичь высот, которыми можно гордиться всей семьей. Вначале «долг» может выражаться в отличных показателях успеваемости, затем в учебе в престижном институте, а после получения высшего образования — в престижной и высокооплачиваемой должности.

Рано или поздно стремление во всем соответствовать родительским ожиданиям негативно отражается на детской психике. Ведь ребенок — это отдельная личность, и он имеет право на свои интересы. Конфликт интересов может привести к ухудшению отношений в семье. Например, взрослые хотят, чтобы ребенок изучал математику и стал экономистом, а его привлекает искусство, которое не приносит достаточного дохода. Но из страха огорчить отца или мать он подчиняется и посвящает свою жизнь финансам. Нелюбимая работа в будущем также может обернуться психологическими проблемами.

Если взрослые понимают, что развитие ребенка не означает полного подчинения их амбициям, то «синдром отличника» не навредит его карьере и отношениям с окружающими.

Рекомендации по гармоничному развитию ребенка

Учеба на одни «пятерки» в школе не всегда означает, что ребенок страдает «синдромом отличника» и вынужден просиживать за учебниками дни и ночи напролет. Вполне возможно, что ему может быть интересна учеба. Но не все и не всегда способны учиться только на «отлично», потому что одним интересны точные науки, другим — гуманитарные, третьим — музыка или спорт.

Для отца или матери важно осознать, что ребенок имеет право на собственные интересы и не обязан соответствовать их ожиданиям. Если они не в силах преодолеть установки, диктующие обязательную успешность им самим, то некоторые рекомендации помогут сделать развитие ребенка более гармоничным и избежать неврозов, вызванных «синдромом отличника»:

  • корректировать свои ожидания в соответствии с возможностями ребенка. Причин, по которым он приносит «тройки», а не «пятерки» по математике, может быть много — недостаточно хорошее понимание темы, конфликт с учителем или просто отсутствие интереса. Если ему интересна не математика, а литература или история, то вряд ли это повод для огорчения. Школьные отметки мало влияют на последующий жизненный успех;
  • убедить ребенка в собственной поддержке, независимо от его школьных оценок. Его может огорчать не сам факт получения плохой оценки, а негативная реакция матери или отца;
  • не сравнивать ребенка с другими детьми. В большинстве случаев сравнение с другими вызывает не стремление последовать примеру успешного, а наоборот, отвращение и негатив по отношению, и способствует развитию комплекса неполноценности;
  • признавать право на ошибку. Ни один человек не проживает свою жизнь, не совершив ни одной ошибки. Какое-то количество ошибок совершили и взрослые, и ребенок не обязан быть идеальным и успешным во всем.

Очень часто взрослыми движет собственное стремление соответствовать «высоким идеалам», существующим в социальных сетях, на экранах телевизоров или в их собственном воображении. Кому не хочется иметь «картинку успешной семьи», состоящей из преуспевающего и гармонично развитого отца, неустанно занимающейся собственным развитием матери, воспитанного ребенка, достигающего высот по всем предметам. Но картинка всего лишь картинка, и у всех живых людей должно быть право на несоответствие идеалу.

Успех в жизни определяется вовсе не отличными оценками в школьном дневнике, а определенным набором личных качеств. И в этот набор не входит оправдание ожиданий других, пусть даже самых близких людей.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 7-12 лет
  • подросток
  • помочь ребенку
  • чувство юмора

Пресловутым синдромом отличника страдают не только отличники и хорошисты. Желание быть лучшим и демонстрировать только позитивные результаты учебы может быть в равной степени присуще и закоренелым троечниками. Педагоги объясняют этот парадокс тем, что страх получить плохую оценку в школе или услышать о себе негативный отзыв заставляют детей активнее включаться в «гонку» школьных достижений.

Как формируется «синдром отличника»?

Стремление ребенка «всегда быть на высоте» и демонстрировать окружающим свою успешность зачастую является проявлением его глубокой неуверенности в себе. Причины этой неуверенности могут быть самыми разными. Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят. В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость.

Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей. Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку. Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну».

Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим – это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками.

Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу.

О том, как правильно выполнять домашнее задание, родители и дети узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я–родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова.

Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?

Хорошая успеваемость в школе – это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы – это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога.

Портал «Я–родитель» дает пять рекомендаций родителям, которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника.

1. Умерьте свои амбиции

2. Воспитывайте правильное отношение к оценкам

Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике.

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.

4. Дайте право на ошибку

Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, – значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.

5. Развивайте у детей чувство юмора

Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь развить у ребенка чувство юмора. Оптимист легче переживает жизненные невзгоды, лучше сходится со сверстниками и пользуется у них популярностью.

Надежда Малинкина

Пройдите тест на портале «Я–родитель» и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.

Понимаете ли Вы своего ребенка?