Симптомы и признаки гиперактивности у детей

Гипеактивность считается серьезной патологией, связанной с поведением и психоэмоциональным состоянием ребенка.

У детей с таким диагнозом возникают трудности в социальной адаптации, и возникает риск дезадаптации.

Спровоцировать развитие такой патологии могут многочисленные факторы, включая образ жизни матери при беременности.

Исключить негативные последствия гиперактивности у детей дошкольного возраста можно только своевременным и комплексным лечением.

Нужно ли лечить синдром гипервозбудимости у новорожденных? Ответ узнайте прямо сейчас.

Общая информация

Гиперактивность представляет собой многоплановое расстройство определенных функций головного мозга, связанных с чрезмерным образованием нервных импульсов.

Такая патология становится главной причиной чрезмерной активности ребенка, которая мешает ему концентрировать внимание и собственные эмоции.

Симптоматика гиперактивности может напоминать неврозы или поведение обычного подвижного малыша. Распознать истинные признаки данного состояния может только квалифицированный специалист на основании комплексного обследования.

к содержанию ↑

Как связана с синдромом дефицита внимания?

Гиперактивность на протяжении длительного времени относили к патологическим состояниям мозга.

Наличие многочисленных исследований специалистов привело к выделению данного состояния в отдельный вид заболевания, а повышенную активность ребенка стали связывать с синдромом дефицита внимания.

В современной медицинской практике гиперактивность подразделяют на несколько форм развития. Каждый из типов находится в тесной взаимосвязи с дефицитом внимания.

Формы патологии:

  • сочетание гиперактивности с синдромом дефицита внимания;
  • дефицит внимания без гиперактивности;
  • гиперактивность без дефицита внимания.

к содержанию ↑

Симптомы и признаки

Симптоматика гиперактивности у детей начинает развиваться практически с рождения. Такие малыши чрезмерно активны, но у них развивается отставание в физическом развитии.

Вспышки яркого света, речь, некоторые предметы вызывают у них бурное реагирование, свидетельствующее о наличии повышенной чувствительности к раздражителям.

Если у ребенка в поведении присутствует несколько признаков гиперактивности, то консультация со специалистом должна быть проведена обязательно.

Признаки у малышей и дошкольников:

  • задержка речевого развития;
  • хаотичность движений;
  • нарушение памяти;
  • чрезмерная физическая активность;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • эмоциональная нестабильность и плаксивость;
  • нарушение концентрации внимания;
  • беспокойный сон и трудности с засыпанием;
  • нарушение моторики движений.

Гиперактивность не оказывает влияния на умственные способности ребенка после начала посещения им школы, но данная патология может стать причиной снижения его успеваемости до критичных показателей.

У детей с диагнозом гиперактивности имеется риск развития нервного тика или других заболеваний, связанных с психоэмоциональным состоянием.

Признаки у детей школьного возраста:

  • самокритичность и заниженная оценка своих способностей;
  • чрезмерная суетливость;
  • рассеянность в концентрации на определенной теме;
  • нарушение координации движений и неуклюжесть;
  • затруднения с концентрацией внимания;
  • вспыльчивость и раздражительность;
  • нетерпеливость;
  • частые головные боли;
  • развитие фобий;
  • энурез.

Каковы признаки повышенного внутричерепного давления у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

к содержанию ↑

Причины и провоцирующие факторы

Причины развития гиперактивности у ребенка подразделяются на две категории — негативные факторы воздействия в период вынашивания плода и обстановка, окружающая малыша после рождения.

Ко второй категории относятся слишком предвзятое отношение взрослых, конфликтные ситуации, а также легкомысленное отношение родителей к воспитанию ребенка.

Провоцируют развитие гиперактивности до рождения ребенка следующие факторы:

  • патологии во время беременности;
  • родовые травмы и сложные роды;
  • преждевременные роды или дефицит веса ребенка при рождении;
  • неправильное питание и злоупотребление вредными привычками во время беременности;
  • проведение родов с помощью кесарева сечения;
  • неправильный образ жизни во время беременности.

к содержанию ↑

Диагностика

Диагностика гиперактивности осуществляется в несколько этапов. Сначала обследование ребенка проводится в форме интервью или беседы. Первичный осмотр проводят невролог, психолог и психиатр.

На основании собранных данных специалисты ставят первичный диагноз, для подтверждения которого назначаются специальные процедуры и тестирования. В течение полугода родителям необходимо внимательно следить за поведением ребенка и сообщать о своих наблюдениях врачам.

К методам диагностики относятся следующие процедуры:

  • нейроскопическое тестирование;
  • МРТ головного мозга;
  • общий анализ крови и мочи;
  • биохимический анализ крови и мочи;
  • ЭЭГ и ЭхоКГ;
  • дополнительная консультация эндокринолога, логопеда, офтальмолога, отоларинголога и эпилептолога.

к содержанию ↑

Что делать, если поставили такой диагноз?

Реакция родителей на диагноз гиперактивности у ребенка может быть неоднозначной. Некоторые из них испытывают панику, другие — считают, что повышенная активность пройдет самостоятельно после переходного возраста.

Оба мнения ошибочны. Если диагноз подтвержден, то ребенку необходима квалифицированная и полноценная помощь.

Терапия может длиться годами. Родителям необходимо запастись терпением и соблюдать все рекомендации специалистов.

При гиперактивности у ребенка родителям необходимо выполнить следующие действия:

  • провести комплексное обследование ребенка и подтвердить диагноз;
  • создать максимально благоприятные условия для ребенка;
  • научиться контролировать свои эмоции и уделять внимание своим действиям;
  • соблюдать все назначенные процедуры;
  • воспользоваться помощью психолога и психотерапевта.

Чем выводят вши у детей? Читайте об этом здесь.

к содержанию ↑

Советы родителям по коррекции детского поведения

Дети с установленным диагнозом гиперактивности отличаются повышенной чувствительностью психики.

В период лечения родителям необходимо создать для малыша максимально благоприятную обстановку и исключить провоцирующие факторы.

Внимание следует уделять режиму дня, играм, питанию, физической активности и процессу обучения.

Несколько советов родителям:

  1. В играх с ребенком должны быть исключены элементы соревнований (реакция ребенка на проигрыш может снизить эффективность проводимой терапии).
  2. Выбирая секции для детей, необходимо исключать перспективу проведения соревнований (детская психика должна быть защищена от потенциально негативных факторов).
  3. Ребенка надо как можно чаще хвалить (похвала повысит его самооценку и придаст уверенности в себе).
  4. Родители должны корректно обозначать запреты и ставить перед ребенком конкретные задачи (можно давать ребенку простые, но регулярные поручения — после сна заправлять кровать, выносить мусор, убирать игрушки после игры и пр.).
  5. Ребенка надо приучать к последовательности действий (например, после игры надо собрать игрушки, вымыть руки и только после этого обедать).
  6. Ребенка надо приучать к определенному распорядку дня (ложиться спать малыша надо приучать в одно и то же время ежедневно).
  7. Родители должны устанавливать и контролировать временные рамки перед ребенком (просмотр телевизора, игра на компьютере и другие развлечения должны занимать определенное время).
  8. Огромной пользой для эмоционального состояния ребенка обладают спортивные, но в тоже время спокойные занятия (плавание, конные прогулки, езда на велосипеде, катание на коньках или лыжах).

Рекомендации по лечению бруксизма у ребенка вы найдете на нашем сайте.

к содержанию ↑

Стоит ли принимать препараты и какие?

Как лечить гиперактивность у ребенка? Лечение гиперактивности у детей включает в себя несколько этапов.

В первую очередь специалисты отдают предпочтение немедикаментозным способам.

Препараты для коррекции поведения малыша назначаются в случае экстренной необходимости.

Подбираться такие лекарственные средства должны только врачом на основании клинической картины состояния здоровья ребенка. Первичное лечение основывается на принципах психотерапии и психолого-педагогических методиках.

Примеры препаратов, используемых при лечении патологии:

  • препараты для улучшения концентрации внимания (Виванс, Фокалин, Метилин);
  • антидепрессанты (Метилфенидат, Амитриптилин);
  • препараты для улучшения работы мозга (Глицин);
  • ноотропные препараты (Пантогам, Кортексин, Фенибут).

к содержанию ↑

Особенности режима дня и питания

Режим питания и соблюдение определенного распорядка дня являются одними из главных составляющих терапии гиперактивности.

Учеными доказано, что симптоматика патологии может усиливаться под воздействием неправильно составленного и несбалансированного рациона малыша.

Продукты, относящиеся к категории аллергенов должны вводиться в меню постепенно и в небольшом количестве. Особенности детского меню:

  1. В рационе обязательно должны присутствовать разные сорта мяса, фрукты, овощи, морепродукты.
  2. Сладости, мучные изделия и газированные напитки должны употребляться малышом в минимальном количестве.
  3. В рационе должны присутствовать продукты с максимальным содержанием питательных компонентов (творог, говяжья печень, гречневая крупа).
  4. Меню составляется с учетом правил полноценного и сбалансированного рациона (ребенку нельзя позволять питаться постоянными перекусами).

Режим дня гиперактивного ребенка должен быть продуман до мелочей. Возраст малыша не имеет значения. Начинать приучение к определенному распорядку можно в виде игры. На листе бумаги надо написать расписание дня.

За каждый выполненный пункт ребенка обязательно следует похвалить. Благодаря такому приему малыш заинтересуется в задании и ему будет легче привыкнуть к систематическим действиям.

Распорядок дня должен включать в себя следующие пункты:

  • просыпаться и засыпать ребенок должен в одно и то же время;
  • завтрак, обед и ужин в определенные часы;
  • ежедневные обучающие занятия;
  • ограниченное время на просмотр телевизора и игры;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.

О том, как лечить астенический синдром, вы можете узнать из нашей статьи.

к содержанию ↑

Прогноз

Прогнозы при гиперактивности напрямую зависят от проведенной терапии.

Последствия могут развиваться в трех направлениях — ребенок перестанет верить в свои силы и замкнется в себе, произойдет серьезное нарушение психики, и он будет жить в придуманном мире или продолжит борьбу, добьется успехов в жизни.

Каким будет результат лечения, и какой характер сформируется во взрослом возрасте, зависит от совместных усилий специалистов и родителей.

При наличии шести и более признаков гиперактивности у ребенка родители должны обязательно обратиться к детским специалистам для проведения обследования.

Патология не может исчезнуть без соответствующего лечения, а отсутствие терапии окажет крайне негативное воздействие на способность ребенка общаться с окружающими, процесс обучения и его психоэмоциональное состояние.

Доктор Комаровский о гиперактивности у детей в этом видео:

Как часто вы задумывались о том, не слишком ли ваш ребенок беспокойный для своего возраста? Он непослушный, никогда не слушает вас, не понимает, о чем вы говорите? Он не останавливается ни на секунду и всегда не заканчивает того, что начинает? Кроме того, в школе учителя подтверждают те же признаки, что явно отличает его в сравнении с другими детьми? Вероятно, у вас гиперактивный ребенок или, вернее, он страдает так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Непоседа, сорвиголова, егоза — так взрослые называют детей, для которых бесцельно двигаться и переходить из одного места в другое, не сосредотачиваясь на чем-то одном — норма. Они вечная проблема для учителей начальных классов и сущее наказание для родителей. Эта сверхактивность возрастает у них в присутствии других людей и напротив, активность уменьшается, когда они одни. Каковы причины появления данного синдрома у детей и нужно ли лечить его? На эти и другие вопросы вы найдете ответ в данной статье.

Что такое гиперактивность и что значит гиперактивный ребенок

Помимо стандартной формулировки гиперактивности можно выделить следующие понятия:

Гиперактивность — это невозможность сконцентрироваться на долгое время, возникновение проблем со вниманием, памятью и обучением, а также повышенная возбудимость. Именно из-за этого оно получило название — Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью» или сокращенно (СДВГ).

СДВГ представляет собой гетерогенное расстройство, характеризующееся тремя особенностями: 1) симптомами невнимательности (отсутствием внимания или трудностью в концентрации); 2) импульсивности; 3) статико-локомоторной гиперактивности (чрезмерным движением тела).

Существует 3 возможных течения развития данного синдрома:

  1. Синдром чрезмерной двигательной активности без дефицита внимания.
  2. Изолированный дефицит внимания без гиперактивности.
  3. Сочетание дефицита внимания с гиперактивностью.

Очень важно!
Поведение при СДВГ — не признак непослушания или желание насолить. Это естественная биологическая реакция организма (мозга) на эмоциональное истощение.

Распространенность СДВГ

Гиперактивность у детей встречается довольно-таки часто и является одним из наиболее диагностированных детских заболеваний. По оценкам им страдает от 3 до 5% детского населения в возрасте до семи лет и чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (в среднем 4 мальчика на одну девочку).

В мире
По оценкам, общая распространенность СДВГ составляет 5,29%. у детей школьного возраста.

В Европе
По оценкам, в Европейском союзе 5% (3,3 миллиона) детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет страдают от СДВГ.

В СНГ
Статистика говорит, что процент гиперактивных детей в последнее время увеличился, причём значительно. По разным научным источникам в странах СНГ процент встречаемости синдрома дефицита внимания и гиперактивности возрос примерно с 8% до 28%, что превышает в два раза среднеевропейские показатели.

Поскольку диагноз основывается на клинических критериях и может с течением времени изменяться, то данные колеблются в зависимости от: диагностических критериев, методов оценки, источника информации и социально — культурных характеристик оцениваемого населения.

Признаки гиперактивности у ребенка

Психиатры и психологи сформировали свои перечни признаков наличия у детей СДВГ. При сходстве многих пунктов по смыслу и содержанию, их трактовка, однако, часто существенно отличается. Все признаки и симптомы можно структурировать как по особенностям детского поведения, так и по умению концентрировать свое внимание.

1. Признаки СДВГ по особенностям поведения:

  • Руки и ноги пребывают в суетливом движении.
  • Не может усидеть на своем месте, часто вскакивает.
  • Независимо от обстоятельств ведет себя сверхактивно, даже тогда, когда это совершенно неуместно.
  • Всегда много движется и говорит.
  • Ведет себя непредсказуемо и импульсивно.

Таковы медицинские признаки, что перед вами гиперактивный ребенок, психологи добавляют к ним свои:

  • Вспыльчивость в общении, как в семье, так и со сверстниками.
  • Подверженность различным страхам и фобиям.
  • Трудности с адаптацией в коллективе, часто конфликтует, спорит и дерется.
  • Ожесточенно борется за первенство на основе подсознательно заниженной самооценки. (Рекомендуем узнать, что поможет родителям поднять самооценку своему ребенку?)

2. Дефицит внимания определяется, если особенности поведения ребенка следующие:

  • Ребенок не способен долго играть самостоятельно, не может организовать игру или деятельность. Тихие игры — не для него.
  • «Разбрасывается», начиная одновременно несколько дел, но, ни одно из них так и не доводя до завершения.
  • Легко отвлекается при любом виде деятельности, будь то работа или игра, неспособен к длительной концентрации внимания.
  • Не замечает деталей и поэтому часто ошибается.
  • Неловок в тех видах деятельности, где требуются небольшие точные движения.
  • Не дослушивает то, что ему говорят.
  • Не может строго последовательно выполнять действия, следуя инструкциям.
  • Забывчив, склонен терять вещи.
  • Спит беспокойно.

Вместе с тем, не установлено какого-либо негативного влияния наличия у детей признаков СДВГ на уровень их умственного развития. Напротив, гиперактивные дети при тестировании демонстрируют нормальный, а многие и высокий уровень интеллектуальных способностей. Кроме того, некоторые из перечисленных особенностей поведения в разной степени можно наблюдать практически у всех детей.

Показатели гиперактивности по возрасту ребенка

  1. От 0 до 2 лет. Проблемы в ритме сна и во время еды. Хаотичность в движениях малыша. Небольшая задержка в речевом развитии и моторной неловкости (неуклюжести).
  2. 2 — 3 года. Нечеткая речь, чрезмерная двигательная активность, плохое осознание опасности и склонность к несчастным случаям.
  3. 4 — 5 лет. Проблемы социальной адаптации, неповиновения и трудности в соблюдении установленных правил.
  4. С 6 лет. Импульсивность, дефицит внимания, отказ от посещения школы, антиобщественное поведение и проблемы социальной адаптации.

Но что, же может служить причиной аномально повышенной детской активности?

Причины гиперактивности у детей

Несмотря на серьезные и масштабные исследования, исчерпывающее понимание механизма возникновения СДВГ пока отсутствует. «Корень зла» все еще не найден, а перечень возможных причин, пополняемый разными исследователями, поражает своим разнообразием. Кажется, в него включены все факторы, которые в принципе могут повлиять на развитие детской психики:

1). Генетическая предрасположенность. Ученые допускают, что заболевание может развиться из-за мутационных изменений в генах, которые регулируют обмен дофамина (это вещество, активно участвующее в передаче нервных импульсов к головному мозгу). Так или иначе, болезнь может передаваться и через ДНК ближайших родственников.

Исследования указывают на генетические причины проявления симптомов СДВГ, связанные с мутацией некоторых генов. Однако существуют дети с мутировавшими генами, у которых отсутствует СДВГ, и наоборот — гиперактивные с «нормальными» генами.

2). Обстоятельства внутриутробного развития — достаточно частая ситуация, когда осложнение здоровья матери влияет и на здоровье ребенка. А также возникновение различных проблем при родах и первых лет жизни:

  • Угроза прерывания беременности, Гипоксия плода (недостаток кислорода).
  • Интоксикация от лекарств, перенесенный стресс.
  • Вредные привычки (табачная зависимость, алкогольная, наркотическая).
  • Ранние роды (от 22 недель) и затяжные роды (раскрытие матки), хирургическое вмешательство в организм беременной.
  • Поражения ЦНС плода во время беременности и родов, малый вес при рождении (меньше 2500).
  • Кислородное голодание новорожденного во время родов или перинатальная энцефалопатия, чаще встречающаяся при кесаревом сечении;
  • Инфекции, сопровождающиеся высокой температурой.

3). Бытовые и социальные проблемы ребенка. Даже после рождения возникает угроза возникновения СДВГ из-за того что:

  • Постоянные семейные конфликты. (В этой статье вы можете узнать, как правильно решать семейные конфликты?)
  • Алкоголизм родителей.
  • Низкое социальное положение семьи.
  • Конфликты в школе.
  • Угроза жизни ребенка.
  • Тяжелое переживание развода.
  • Проживание в местах военного театра.
  • Непедагогическое воспитание (чрезмерная строгость или нетерпимость к ошибкам, нежелание понимать проблемы малыша).

4). Имеются данные и о том, что СДВГ может вызвать регулярное употребление ребенком продуктов, одновременно содержащих бензойную кислоту, использующуюся в качестве консерванта, и пищевой краситель, например, тактразин.

Как узнать, является ли ребенок гиперактивным

Диагноз СДВГ ставят детям примерно после 5 лет, когда к ним предъявляются уже завышенные требования в обучении. К примеру, могут ли дети сконцентрировать свое внимание на образовательном процессе или нет. При этом недостаточно беглого осмотра ребёнка доктором, чтобы поставить такой диагноз. Нужно пройти исследования.

Дети должны быть под наблюдением детского невролога в течение примерно 6 месяцев. Потому что при первом и единичном осмотре поставить диагноз СДВГ просто невозможно. Так как детская гиперактивность может быть реакцией на какую-то психотравмирующую ситуацию в семье: ссоры, конфликты, развод родителей, гиперопеку или педагогическую запущенность. К тому же дети должны быть активными.

Также стоит провести дополнительные методы исследования:

  • Электроэнцефалографию, способную выявить незрелость головного мозга.
  • Ультразвуковую допплерографию сосудов головного мозга.
  • Биохимический анализ крови с определением уровня сахара, микроэлементов кальция, фосфора, железа, меди, цинка, которые могут провоцировать СДВГ.

Лечить или нет

Между врачами, психологами нет единого мнения по поводу того, нужно ли лечить ребенка с диагнозом гиперактивности или достаточно просто корректировать систему общения с ним и его воспитание. Одни за, другие — против.

К примеру, ученые выяснили, что склонные к сверхактивности дети не просто плохо социализируются, они становятся склонными к агрессии. Именно поэтому иногда врачи настаивают на лечении. Если есть какие-то неврологические проблемы, которые идут из периода перинатального то неврологи рекомендуют медикаментозную терапию. (Многие нашли для себя полезную информацию в статье о том, как успешно можно бороться с детской агрессией).

Если же случай не запущен, они советуют вместо таблеток строгую дисциплину. Если не лечить ребенка с СДВГ он не умрёт, но качество жизни его и всей семьи будет снижена. Гиперактивные дети в детских садах, школах и любых других коллективах воспринимаются как невоспитанные, с дурным влиянием родителей, как хулиганы или малолетние преступники.

По мнению сторонников лечения, общество, состоящее из сверхактивных непосед, рискует стать просто неуправляемым. Поэтому с детской гиперактивностью бороться надо. Только методы борьбы нужно выбирать гуманные и приятные. Лечение должно заключаться не только в медикаментозной терапии, но и физиотерапии, психотерапии, психологической и педагогической коррекции.

Впрочем, в последнее время попытки лечить и перевоспитывать активных детей все чаще критикуют, особенно психологи, которые утверждают, что сверхактивные дети не больные, а яркие индивидуальности, как это видно из цитаты.

Большое спасибо тем, кто «лечит» детей от гиперактивности. После лечения они становятся как «нормальные» дети: просиживают жизнь в компьютере, плохо физически развиваются, теряют лидерские качества и хуже чувствуют мир.

Ниже вы можете увидеть некоторые интересные результаты исследований противников лечения.

Стоит ли прибегать к медикаментозному вмешательству

Заявленные на сегодня причины проявления СДВГ не выглядят убедительными, так как замеченные зависимости чересчур многочисленны, разнообразны и при этом не являются общими для всех случаев. Несмотря на это, разработана практика купирования гиперактивности специальными препаратами. Аномальная активность быстро исчезает, дети превращаются в «нормальных» и остаются таковыми, взрослея.

Иногда поведение ребенка настолько непредсказуемо и активно, что это и впрямь похоже на патологию. Но, как советует ряд специалистов, даже и в таких случаях не следует терять выдержку и торопиться с медикаментозным лечением. Статистика наблюдений показывает, что по мере приближения возраста ребенка к подростковому, проявления СДВГ ослабевают, постепенно исчезая. Во всяком случае, активность человека перестает носить аномальный характер.

Мы не выступаем ни за ни против лечения. Решение лечить или нет, и к какому методу прибегнуть должны индивидуально принимать родители сверхактивного малыша, которое должно основываться на консультациях и наблюдениях специалистов.

Каковы результаты исследований

Результаты социологических исследований показывают, что паиньки-отличники, успевающие по всем предметам, зачастую так и не находят в жизни своего призвания. При этом первооткрывателей, удачливых предпринимателей, людей, склонных к авантюризму, способных рискнуть, среди них практически нет. Чего не скажешь о тех, кто в детстве изводил учителей и родителей своей неуемной энергией.

Отмечается, что с возрастом гиперактивность начинает трансформироваться в конкретное увлечение. Откуда ни возьмись, появляются и внимание и усидчивость. Даже если к изучению большинства предметов бывший отстающий и относится по-прежнему без прилежания, то «свой» предмет он, как правило, знает назубок, опережая в этой области сверстников. Так синдром гиперактивности преобразуется в особые способности и умения.

На всем этом очень легко поставить крест, купировав гиперактивность ребенка лекарствами. По сути, так можно лишить человека фундамента, на котором может быть построена интересная и плодотворная жизнь. Вместе с тем, масштаб нервных и психологических нагрузок у взрослых может перевешивать надежду, что малыш когда-то «перерастет» синдром. Смягчить ситуацию могут помочь несколько правил обращения с гиперактивными детьми. Это, к примеру, вести размеренный образ жизни, не давать мальцу гаджетов и больше контактировать с природой.

Рекомендуем также посмотреть, что о гиперактивном ребенке говорит доктор Комаровский.

Список литературы