Самооценка личности в психологии: её виды и типы

Самооценка
— компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка относится к центральным новообразованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, и является регулятором ее поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Кроме того, самооценка — одна из составляющих Я-концепции человека, она связана с отношением к себе или отдельным своим качествам, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа — Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Предметом самооценки и определенного самовосприятия  может, в частности, стать тело человека, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Т.о., самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения к своей личности. Поэтому негативная самооценка предполагает самоотрицание, неприятие всего, что входит в сферу человеческого я; она снижает уровень притязаний человека ограничивая его жизненные перспективы.

Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Когнитивный компонент самооценки — комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и не обоснованными. Эмоциональный компонент самооценки — эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не могут быть представлены в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила, и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания.

Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом. Исследователи единодушны в описании особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Однако самооценке принадлежит особое место.

Принято выделять следующие виды самооценки:

ü  Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватна самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

ü  Завышенная самооценка — неадекватное завышенное оценивание себя человеком.

ü     Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя человеком.

Так, адекватный уровень самооценки, способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости. Обнаруживается так же определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личностный статус. Так же подростки с адекватной самооценкой имеют большее поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а так же на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленно на общение, причем малосодержательное. Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из сложных ситуаций.

Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект появляется сначала, а затем формируется низкая самооценка.

Известно, что, начиная примерно с 8 лет дети активно проявляют способность к оценки своей успешности в разных областях. Наиболее значимы из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социально принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важными для оценки родителей, а три другие — для сверстников.

Самооценка включает способность личности к самоанализу, критическое отношение к себе, анализ своего потенциала, особенностей характера и своего места среди людей. В нее также входит восприятие человеком себя как хорошего или плохого, компетентного или непрофессионального, достойного или недостойного уважения.

Самооценка – это важный механизм регуляции поведения. Она во многом определяет характер взаимодействия субъекта с окружающим миром, отражает способность к восприятию критики, ответственность, способность адекватно оценивать свои достижения и промахи. Уровень притязаний и оценка себя тесно переплетаются между собой. Человек оценивает свой потенциал и возможные трудности, которые могут возникнуть на пути к цели. В случае, когда оценка своих возможностей и уровень желаемых потребностей сильно расходятся, это может спровоцировать появление в поведении агрессивных тенденций, чрезмерной тревожности, эмоциональных перепадов.

Виды самооценки в психологии

Под видом принято понимать степень соответствия реального положения вещей и оценки себя. Выделяются следующие типы самооценки:

  1. Адекватная.
  2. Неадекватная: заниженная и завышенная.

Человек с адекватной самооценкой способен здраво соотносить свои потенциальные возможности, способности. Он способен критически относиться к своим недостаткам и промахам. Если же у человека она завышена, зачастую он склонен обвинять в своих неудачах других людей, а также обстоятельства. Оценка себя представляет собой достаточно устойчивое качество личности. Несмотря на это при определенных усилиях ее можно изменить.

Психологи предлагают и другие классификации самооценки, основываясь на различных критериях:

  1. Исходя из величины ее разделяют на высокую, среднюю и низкую.
  2. Отталкиваясь из критерия конструктивности, оценку себя можно разделить на конфликтную и бесконфликтную.
  3. Исходя из временных отношений, она бывает прогностической, актуальной и ретроспективной;
  4. В зависимости от степени стойкости — может быть устойчивой и неустойчивой.
  5. Самооценка может распространяться на жизнь человека в целом. Тогда она называется общей. Если же она касается отдельных событий либо внешних обстоятельств, ее называют частной.
  6. Психологи выделяют оптимальную и не оптимальную оценку себя, которая в свою очередь подразделяется на несколько уровней.

Деятельность и самооценка

Уровень оценки себя отражается на всех сторонах жизни человека, в том числе и профессиональной. Когда субъект не способен видеть в себе таланты, склонен считать себя неудачником, никчемным, он проявляет меньшее участие в собственной судьбе, чем уверенный в себе субъект. Те, кто высоко оценивают себя и свои возможности, готовы прилагать большие усилия в борьбе за место под солнцем.

Любопытно, что люди, воспринимающие себя положительно, склонны к более безрассудным, рискованным поступкам. Те, чье самовосприятие остается на низком уровне, зачастую предсказуемы и инертны в своем поведении.

Проблема границы нормы и патологии в завышенной и заниженной самооценке.

Понятие норма в психологии и психиатрии достаточно расплывчато. Это же касается и вопроса самооценки. Некоторые психологи считают, что позитивное отношение к себе, оптимизм являются признаками душевного здоровья человека. В то же время постоянный душевный подъем и идеи собственного совершенства нередко можно наблюдать в клинике психических патологий.

Самооценка и здоровье

Негативное отношение к себе и к жизни влияет не только на душевное, то и на физическое здоровье, поскольку снижаются защитные функции иммунной системы, человек более подвержен различным недугам.

Повышенная оценка себя нередко сопровождается высоким уровнем серотонина в крови. Этот гормон в простонародье называют «гормоном счастья». Существует гипотеза, что самооценку можно поднять при помощи определенных биохимических элементов.

Доминантные функции самооценки в психологии.

К превалирующим функциям относятся:

  • констатирующая;
  • побудительная;
  • проектировочная.

Суть констатирующей функции сводится к самоконтролю человека за своим поведением и вынесением оценки «хорошо-плохо».

Побудительная состоит в способности самокритично относиться к своей деятельности («кое-что у меня получилось, а здесь еще нужно работать»)

Смысл проектировочной функции состоит в способности человека прогнозировать свою деятельность исходя из имеющегося у него опыта, знаний и умений.

Самооценка помогает увидеть слабые и сильные стороны в своей деятельности, дает возможность спланировать и выстроить определенный план деятельности, опираясь на свои ошибки. Умение адекватно воспринимать критику и учитывать промахи в деятельности является условием успешной деятельности.

Больше информации по теме:

Рады вас приветствовать на страницах этого блога. Сегодня хочу поделиться с вами информацией о том, что такое самооценка личности и что делать, чтобы ее поднять. Я искренне верю, что эта статья будет интересной и полезной для вас.

Понятие «самооценка»

Понятие «самооценка» касается каждого из нас. Уже из самого слова понятно, что человек сам себя оценивает, то есть, дает оценку своим личностным качествам.

Интересен тот факт, что на формирование самооценки в разной степени влияют всевозможные внешние факторы. В случае заниженной самооценки человек сталкивается с проблемами как бытового, так и эмоционального, психологического характера. Чтобы избежать всевозможных неприятностей, связанных с самооценкой, важно достичь гармонии с собственным Я и стать счастливым.

Преграды для роста самооценки

Для начала следует понять, что же мешает людям быть уверенными в себе. Нужно сказать, что на формирование самооценки личности в первую очередь влияет отношение родителей к детям, а также особенности в процессе воспитания. Чувство, что с тобой что-то не так, может возникнуть как реакция на определенные жизненные ситуации.

В случае, когда человек не справляется с давлением окружающего мира, его состояние постепенно становится все хуже и хуже. В результате может возникнуть комплекс неполноценности.

Самые распространенные причины, которые являются барьерами для повышения самооценки:

  • окружение постоянно вас критикует;
  • вы сконцентрированы на постоянных поражениях;
  • бесконечное сравнение себя с людьми вокруг;
  • вы устанавливаете для себя завышенные планки;
  • ваше окружение имеет негативный настрой.

Действительно, большинство людей только угнетают, они не способны подбадривать, вселять надежду и уверенность. По этой причине в психологии очень тесно связаны вопросы изменения самооценки человека и людей, которые его окружают.

Представьте себе, что вам постоянно твердят: «это плохо», «это неправильно», «все не так». Естественно, со временем вы поверите в эти слова.

Но следует также помнить, что независимо от того, как вы поступите и что сделаете, вас всегда будут критиковать. Это неизбежно. Старайтесь избегать той критики и замечаний, которые не имеют объективных оснований.

Методы повышения самооценки

Чтобы ваша самооценка достигла нужного вам уровня, можно использовать различные способы и приемы, рекомендуемые специалистами. В случае, когда человек осознает, что у него проблема, ему вовсе не обязательно обращаться к психологу или психиатру.

Предлагаю вашему вниманию наиболее распространенные методы решения данного вопроса.

  1. Перестаньте постоянно себя критиковать и сравнивать с другими людьми. В вашей жизни всегда будут люди, личные качества которых превосходят ваши. При постоянном сравнении вокруг вас будут только непреодолимые соперники.
  2. Отпустите прошлое. Что сделано, того не вернуть и не исправить. Простите себе содеянные ошибки. Избавьтесь от чувства вины. Никогда не порицайте себя и не высказывайтесь о себе в негативных формулировках.
  3. Ежедневно повторяйте аффирмации. Только положительные высказывания в свой адрес ведут к росту самооценки. Вы достойны похвалы и комплиментов. Принимайте их словами благодарности. Сказав «ничего особенного» и т. п., вы подсознательно снижаете свою значимость и отвергаете сказанное вам.
  4. Занимайтесь саморазвитием. Развитие личности можно начать с анализа свершенного. Извлекайте опыт из каждого прожитого дня, даже из ошибок. Все это ваша жизнь, ваш выбор, ваш опыт. Читайте, смотрите познавательные видео, изучайте новое.
  5. Проанализируйте свое окружение. Старайтесь контактировать с теми, кто настроен на личностный и профессиональный рост. Пессимисты имеют свойство подавлять порывы других. Оградите себя от контактов с подобными людьми, чтобы ваша психика не страдала от общения с ними.
  6. Составьте список позитивных вещей. Вспомните свои достижения и победы, запишите их и обязательно время от времени перечитывайте этот список. Также напишите список своих позитивных качеств. Минимум 20 штук. Как показывают исследования, регулярное прочитывание этих записей является путем к росту самооценки через чувства радости и гордости за себя.
  7. Научитесь бескорыстно делать добро по отношению к другим. Не нужно требовать что-то взамен. Помогайте окружающим, поощряйте и подбадривайте их. Отсутствие притязаний на награду — еще один шаг к росту личности в собственных глазах. Получайте удовольствие от совершенных вами добрых дел.
  8. Наличие хобби или другого любимого дела. Делайте то, к чему у вас лежит душа. Если ваша работа приносит вам удовольствие, то вы ее делаете хорошо, а значит и самооценка от этого только возрастает. Будь это хобби или основная работа, главное, чтобы лично вам нравилось.
  9. Возьмите на себя ответственность за все, что с вами происходит и не происходит. Ваша жизнь в ваших руках. Только вы сами имеете право ее планировать. Не озирайтесь на других людей. Самостоятельно принимайте решения. Не ждите реакции от других, даже самых близких. Делайте свой выбор, воплощайте задуманное и не бойтесь ошибок.
  10. Начните работать над собой уже сейчас, в эту минуту, не медлите! Ваша самооценка сама по себе не вырастет, если вы так и будете сидеть на месте. Принимайте каждый вызов, брошенный судьбой. Ведь в действии у вас появится позитивный настрой, возрастет самоуважение, а в результате и самооценка.

Список этот можно продолжать еще долго. Однако, исходя из результатов диагностики специалистов, люди, которые придерживались этих пунктов (даже не всех, а выборочно), достигли больших результатов в повышении собственной самооценки.

Подведем итоги

Как вы уже поняли, чтобы повысить самооценку, необходимо преодолеть барьеры и действовать. Самое главное — это позитивный настрой и вера в себя. Ведите записи, составляйте планы и фиксируйте уже сделанное. Работайте над собой и все у вас получится.

Кстати, проверить уровень вашей самооценки можно пройдя вот этот тест.

Благодарю тебя, дорогой читатель, за внимание к этой важной теме. Искренне надеюсь, что изложенная информация была полезной.

Также я рекомендую ознакомиться со статьёй о самокритике и её здоровому уровню.

Подписывайся на блог, а также делись информацией с друзьями. Всего доброго!

Материал подготовила Юлия Гинцевич.

  • Психология личности
  • Детская психология
  • Детская психиатрия
  • Карта сайта
  • Контакты

Психология и Психиатрия

  • Главная
  • Психология
  • Психиатрия
  • Самооценка
  • Фобии и Мании
  • Психотерапия
  • Психологическая помощь
  • Рубрики

    • Болезни нервной системы
    • Депрессивные состояния
    • Детская психология
    • Детская психиатрия
    • Психология конфликта
    • Психология мышления
    • Психологические понятия
    • Психические расстройства
    • Психология личности
    • Психология отношений
    • Психология общения
    • Психологическая помощь
    • Психотерапия
    • Самооценка
    • Фобии и Мании
    • Истории наших читателей
    • Лекарственные препараты
  • Популярные Фобии

    • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае…
    • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю…
    • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно…
  • Консультации

    • Тальяна к записи Безответная любовь
    • Ведмеш Н.А к записи Болезнь Пика
    • Катерина к записи Как помириться с парнем
    • Анна к записи Брезгливость
    • Олег к записи Что делать, если не хочется жить
  • Пройдите наш опрос

Самооценка – это, пожалуй, одно из наиболее значимых в жизни человека качеств. Она начинает формироваться в достаточно раннем детстве и формирует дальнейшая жизнь человека. Именно благодаря ей зачастую определяется наша успешность в обществе, достижения желаемого, гармоничное и бесконфликтное сосуществование с самим собой.

Самооценка – это оценивание человеком своих достоинств и недостатков, поступков и действий, определение для самого себя своей значимости в обществе. Для более точной характеристики личности существуют различные виды самооценки, о которых и пойдет речь.

Какие виды самооценки существуют?

  1. Адекватная/неадекватная самооценка. Пожалуй, самые важные виды самооценки личности, так как определяют насколько здраво и верно оценивает человек свои силы, поступки и качества.
  2. Высокая/средняя/низкая самооценка. Здесь определяется непосредственно уровень оценки. Проявляется в придании излишней значимости или наоборот – незначительности собственным достоинствам и недостаткам. Крайние виды самооценки редко способствуют продуктивному развитию человека, так как низкая блокирует решительность действий, а завышенная – подсказывает, что всё и так прекрасно, и ничего делать, в общем-то, не нужно.
  3. Стабильная/плавающая самооценка. Определяется тем, зависит ли самооценка человека от его настроения или успешности в тот или иной ситуации (периоде жизни).
  4. Общая/частная/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает область, на которую данная оценка распространяется. Оценивает ли человек себя по физическим или умственным данным, в конкретной сфере: бизнес, семья, личная жизнь. Порой же это может касаться лишь определённых ситуаций.

Всё это – основные виды самооценки в психологии. Поскольку здравое и адекватное отношение к себе закладывается в детстве, стоит внимательно относиться к данному моменту у детей – сформировать адекватную самооценку в раннем возрасте гораздо проще и значит это гораздо больше.