Развитие речи детей дошкольного возраста

Поиск Лекций

Введение

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.

В современном дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно большой и разнообразный словарный запас, который продолжает расширяться, завершается в основном этап усвоения грамматической системы языка. Задачами развития речи продолжают являться обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все эти задачи достаточно успешно реализуются в ДОУ. Но конечная цель это овладение речью как средством общения по данным исследований дети старшего дошкольного возраста достигают сравнительно высокого уровня развития связной речи. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное). Но все это может быть реализовано вследствие организации эффективных форм, методов и приемов, вследствие использования наиболее рациональных средств обучения. Однако для построения правильной и эффективной работы, прежде всего, необходимо выявить нарушения и недостатки в речевом развитии ребенка, что проводится в процессе диагностического исследования. Коррекционно-профилактическую работу необходимо начинать с диагностики, которая является начальным этапом работы.

Диагностика речевого развития дошкольников предполагает подбор инструментария и методик, по которым возможна объективная оценка речевых возможностей детей дошкольного возраста.

Цель: рассмотреть особенности речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Изучить речь и ее значение в развитии ребенка дошкольного возраста.

2. Проанализировать особенности речевого развития детей дошкольного возраста.

3. Раскрыть общее недоразвитие речи.

Речь, ее значение в развитии ребенка дошкольного возраста

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Закономерность усвоения речи: способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребенка. Родная речь усваивается, если ребенок приобретает способность артикулировать фонемы и моделировать просодемы, а также вычленять их на слух из комплексов звуков. Для овладения речью у ребёнка должныбыть отработаны движения речевого аппарата (а затем при усвоении письменной речи – глаз и руки), необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их позиционных вариантов, и каждойпросодемы (модуляции, силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи) и движения эти должны быть скоординированы со слухом.

Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если его речевые органы активно действуют.

Закономерность усвоения родной речи, состоящая в необходимости тренировки органов речи для совершенствования произносительных навыков, действует не только в первый период овладения родной речью, при становлении артикуляционной базы, но и позже: в школе, в вузе. Даже самый образованный человек, чтобы говорить хорошо на новую для него тему, должен предварительно проговорить свою речь хотя бы внутренне. Речь это – сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

В дошкольной возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000-1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000-4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.

Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте.

Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний. Изменяется взаимоотношение двух сигнальных систем, соотношение между словом, с одной стороны, и наглядными образами и непосредственными действиями, с другой. Если речь ребёнка раннего возраста связана, главным образом, с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, то дошкольник, помимо этого, начинает понимать и сам вести разговоры о вещах более отдалённых, которые он может себе лишь вообразить, лишь мысленно себе представить. Так получается, например, когда дошкольник слушает какую-либо сказку или сам связно описывает то, что он раньше наблюдал или узнал из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т. д.

Ребёнок должен научиться правильно употреблять служебные слова – отрицательные частицы не и ни, предлоги, союзы; он должен научиться понимать и употреблять многообразные суффиксы, меняющие значение слова; он должен научиться правильно согласовывать слова в предложении в соответствии с родом, числом и падежом.

На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитательном работы, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи.

Однако путь усвоения ребёнком грамматики в дошкольном возрасте весьма своеобразен и существенно отличается от того, по которому идёт школьное обучение.

Дошкольник не заучивает грамматических правил, не заучивает их определений, он даже не знает, что такое союз, предлог, род, падеж. Он овладевает всем этим практически, слушая речь взрослых, сам разговаривая с окружающими в быту, в играх и, занятиях. По мере накопления опыта речевого общения у ребёнка образуются неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка.

Ребёнок не только сам начинает правильно говорить, но замечает малейшую ошибку в речи других, хотя и не может объяснить, почему так нельзя говорить.

Практические речевые обобщения помогают ребёнку правильно говорить. Однако в силу чрезмерной генерализации, недостаточной дифференцированности грамматических отношений маленькие дети часто допускают характерные ошибки. Так, усвоив на третьем году жизни выражение «стучать молотком», ребёнок по аналогии с ним говорит «кушать ложечком», «вытирать тряпочком» и т. д. Лишь впоследствии в результате опыта общения с окружающими людьми он начинает дифференцировать окончание существительных в творительном падеже, учитывая их род.

Формирование чувства языка имеет очень большое значение в развитии детской речи. Оно является существенным условием правильного построения устной речи у дошкольника и создаёт необходимые предпосылки для сознательного усвоения грамматики в период школьного обучения.

В процессе развития речи ребёнок должен усвоить не только новые слова, но и их значения. Значения слов, как было уже указано, представляют собой обобщения ряда сходных предметов или явлений. Поэтому овладение значением слова является сложной задачей для дошкольника, обладающего ещё ограниченными знаниями и недостаточным умением обобщать. Иногда случается, что ребёнок, усвоив какое-либо слово, не понимает ещё его действительного значения и истолковывает это слово по-своему, в соответствии со своим ограниченным опытом.

Воспитатель должен следить за тем, чтобы, усваивая новое слово, ребёнок вместе с тем правильно понял его значение. Речь ребёнка приобретает различный характер на разных этапах дошкольного детства. Речь детей младшего дошкольного возраста имеет ещё многие черты, характерные для речи ребёнка раннего возраста.

В значительной мере сохраняется непосредственная связь детских высказываний с восприятием и действием. Малыши говорят, главным образом, о том, что они в данный момент воспринимают и делают. Так, слушая рассказ из книги с картинками, они больше ориентируются на то, что нарисовано на картинке, чем на прослушанный текст. Свои мысли младшие дошкольники обычно выражают короткими предложениями, не связывая их друг с другом. Отвечая на вопросы воспитателя, дети затрудняются в построении связного рассказа.

Звукопроизношение младшего дошкольника ещё несовершенно. Звуки «р», «л», «ш», «ж» многие трёхлетки ещё не произносят или заменяют другими (например, говорят «Зеня» вместо «Женя», «лука» вместо «рука»). Слоги в словах иногда заменяются или перемещаются (например, «хасир» вместо «сахар»). Это объясняется отчасти неумением владеть своим голосовым аппаратом, отчасти недостаточным развитием речевого слуха.

Под влиянием правильно организованной воспитательной работы, повседневного общения с взрослыми, игр и специальных занятий дети переходят к более совершенным формам построения речи и овладевают правильным звукопроизношением.

Речь детей среднего дошкольного возраста становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение, чем у малышей. Значительно увеличивается словарь ребёнка. Разговоры детей часто относятся уже не к данным, непосредственно воспринимаемым обстоятельствам, а к тому, что было воспринято раньше или же рассказано родителями и воспитателями и другими детьми. Такое расширение речевого общения приводит к изменению строения детской речи. Наряду с названиями предметов и действий дети начинают широко пользоваться различными определениями.

Ребёнок связывает предложения и подчиняет их друг другу в соответствии с характером описываемых явлений. Это изменение в строении речи тесно связано с появлением рассуждающего, логического мышления. Вместе с тем в речи ребёнка среднего дошкольного возраста наряду с новыми особенностями сохраняются черты предыдущего этапа развития. Несмотря на то, что его речь приобретает большую связность, чем у малыша, всё же в ней часто встречаются замещения недостающих существительных указаниями вроде тот, этот, там и т. д.

Анализ педагогической литературы обнаружил противоречивые точки зрения на обучение связной речи детей дошкольного возраста, его содержание и последовательность введения разных типов связных высказываний. Большинство авторов указывают на то, что обучение следует начинать с пересказа и описания (А.М. Бородич, В.В. Гербова, А.А. Зрожевская, Э.П. Короткова и др.). В ряде исследований доказана возможность обучения детей 4-5 лет повествовательной речи (Т.И. Гризик, Г.М. Лямина, Л.Г. Шадрина, О.С. Ушакова). У них формируются такие признаки связности текста, как завершенность темы, интеграция между предложениями и частями рассказа. Но недостаточно разработана методика развития связной речи у детей пятого-шестого года жизни.

Для определения места работы по развитию связной речи дошкольников в педагогическом процессе важно разработать адекватную методику изучения связности речи детей, выявить наиболее эффективные методические приемы формирования связности высказываний детей.

Отражена в планах и индивидуальная работа с детьми, которая способствует формированию навыков составления описания, пересказа литературного образца. Так, в среднем, 2 раза в неделю планируются дидактические игры и упражнения на закрепление навыков, полученных на занятии. Один-два раза в месяц задания на составление рассказов-описаний включены в другие занятия по развитию речи (как часть занятия).

Уже в средней группе (вторая половина года) начинают формировать умение связного повествовательного высказывания, вводят в работу с детьми серии сюжетных картинок. Удельный вес занятий по обучению рассказыванию в течение года намного выше, чем в дошкольных учреждениях. В обучении рассказыванию совсем не используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжетные картинки применяются крайне редко. Источниками высказывания выступают игрушка, предмет, реже картина и тот речевой образец взрослого, который сопровождает показ и рассматривание наглядного материала. Наглядность, предлагаемая данной методикой, однообразна.

Традиционно в работе по развитию связной речи в дошкольных учреждениях используются следующие приемы: речевой образец, вопросы, объяснения, мотивированная оценка действий и ответов детей, игры-инсценировки и т.д.

. Характер связной речи во многом зависит от задач и условий общения. Важно было отобрать такие ситуации, при которых в большей мере обеспечивались развернутость, связность, композиционная завершенность детских высказываний.

В психолого-педагогической литературе описаны наиболее типичные методы изучения связной речи дошкольников. Детям предлагаются задания на репродуктивном (пересказ литературного образца) и продуктивном (создание самостоятельного связного высказывания) уровнях. Задания продуктивного характера, как правило, предлагаются с опорой на картинку или игрушку.

Пересказ широко используется в формировании связной речи дошкольников. Вместе с тем, некоторые авторы считают, что пересказ в силу низкой коммуникативности не позволяет выявить особенности связного высказывания (А.Г. Арушанова).

В ряде исследований доказано, что одновременное использование литературного образца и иллюстраций значительно повышает качество детских пересказов. Картинки положительно влияют на понимание текста и позволяют ребенку точнее, содержательнее, последовательнее его излагать.

В научно-методической литературе содержатся противоречивые данные о возможности использования сюжетных картинок в обучении рассказыванию детей пятого года жизни. Так, ряд педагогов считает, что детям данного возраста при обучении рассказыванию необходимо предлагать лишь одну сюжетную картинку, так как рассказывание по серии сюжетных картин им недоступно. При обучении рассказыванию детей пятого года жизни чаще используется одна игрушка. С другой стороны, есть данные, свидетельствующие о возможности использования игрушек и игрового материала, так как в рассказах об играх и игровых действиях возрастает связность, контекстность детских высказываний.

Рекомендуемые страницы:

Заботливые родители с первых месяцев жизни малыша стремятся к тому, чтобы он развивался в соответствии со своим возрастом. Важнейшее значение имеет развитие внятной и выразительной речи у детей дошкольного возраста. Без этого станет проблематичной полноценная взрослая жизнь. Каждый ребенок является личностью с индивидуальным путем развития. Кто-то в 2 года может произнести всего пару слов, другие дети говорят более активно. Сложно в столь юном возрасте говорить о каких-либо стандартах, правилах, но все же есть определенный набор речевых умений, которыми должны обладать малыши того или иного возраста.

Этапы развития речи

Процесс формирования и развития речи человека является длительным и включает в себя несколько этапов.

Согласно подходу знаменитого психолога Алексея Леонтьева выделяют следующие стадии.

  1. Подготовительный этап – от рождения до года. Этап неоднороден, в нем принято выделять три периода: крик (первые недели после рождения), при помощи которого младенец дает понять, что нуждается в чем-либо; гуление (до полугода), представляющее собой воспроизведение ребенком определенных звуков; лепет (до 12 месяцев), когда малыш произносит свои первые слоги. Многие дети в год уже умеют говорить «мама».
  2. Преддошкольный. Его рамки – 1-3 года, но начало этапа связано не с конкретным возрастом, а с моментом произнесения малышом первых слов. Чаще всего эти слова понятны только родителям малыша, поскольку носят очень обобщенный характер. Начиная с возраста 1,5 лет речь ребенка становится более развитой, слов становится больше (хотя некоторые из них малыш слегка видоизменяет, делая более удобными для произнесения), в ней появляются простейшие предложения («Уля кися» – у Ули есть кошка). У трехлеток в речи уже звучат вопросы, предложения становятся более сложными и доступными для понимания.
  3. Дошкольный этап соотносится с возрастом 3-7 лет. Речь малыша становится более развитой, в ней появляется большое количество слов. С 5 лет дети начинают строить сложные распространенные предложения, формулировать свои мысли в форме связного текста.

Как видим, процесс развития речи довольно сложен, поэтому родителям и малышам предстоит вместе пройти непростой путь. От взрослых требуется проявить терпение, не стремиться к тому, чтобы ребенок стал говорить как соседский, поскольку уровень развития у каждого индивидуален.

Речевые нормы

Для каждого возраста имеется определенный перечень умений и навыков речи, владение которыми говорит о том, что малыш соответствует необходимому уровню. Конечно, отставание по 1-2 признакам не является критичным, но если ребенок полностью не соответствует необходимым требованиям, стоит посетить специалиста. Перечислим основные нормы речевого развития в дошкольном возрасте.

До года

Речевые навыки малышей до года представлены в форме таблицы.

Возраст Основные умения
6 месяцев Пытается повторить ранее услышанные звуки.Реагирует на звучание собственного имени (поворачивает головку).Использует интонацию.Слушает речь взрослых с вниманием и интересом.
12 месяцев В речи появляются простые слова или несколько слогов.Ребенок начинает понимать, что от него требует мама, и выполнять необходимые действия

Это наиболее общий список речевых умений, которым владеют малыши до года.

Полтора годика

В этом возрасте дети уже могут употреблять в речи несколько несложных слов (обычно это около 20 существительных), речь их становится эмоциональной, зачастую понятной только родителям, или же представляет собой бессвязный набор звуков. Нередко дети бездумно несколько раз повторяют только что услышанное.

Два года

Ребенок, достигший этого возраста, должен владеть следующими умениями.

  • Соотносить слово и предмет, например показывать на кошку и говорить «киса».
  • Составлять простейшие предложения без предлогов, например «Кися куси» — кошка кушает.
  • Чаще всего к двум годам малыш уже внятно произносит большую часть звуков: губные ([б], [п], [м] и их мягкие варианты), переднеязычные ([д],[т], [н], [л] и мягкие), заднеязычные ([г], [к], [х]) и губно-зубные ([в],[ф]).
  • Словарный запас составляет уже более 150 слов, мама не может перечислить их все. А пассивный лексикон, то есть те слова, которые малыш понимает, но в речи не использует, – около 300 слов. Это не только существительные и глаголы, но и местоимения (мой, моя, твой). Ребенок часто интересуется, как называется тот или иной предмет, услышав незнакомое слово, несколько раз его повторяет.

Родителям не стоит беспокоиться, если в речи малыш пропускает отдельные звуки, например [ж], [л], [р], [ш], [з], [с], – они достаточно сложные для произношения, но станут доступны позднее.

3 года

В этом возрасте речь дошкольника становится еще более сложной и развитой.

  • Он знает уже около 2019 слов различных тематических групп – существительных, прилагательных, наречий, глаголов. Ребенок начинает активно строить простые предложения, используя союзы.
  • Он понимает вопросы и способен отвечать на них, но пока односложно.
  • Трехлетний малыш понимает части тела, способен показать на себе основные – руки, ноги, нос, уши.

Именно с этого возраста дети постепенно начинают правильно ставить слова во множественное число, хотя и допускают ошибки. От родителей сейчас требуется максимум внимания. Если ребенок не произносит правильно большую часть звуков, коверкает слова, постоянно запинается, путает слоги, не понимает смысл сказанного, следует незамедлительно показать его специалисту-дефектологу и приступить к коррекционной работе.

В три года малыш вполне в состоянии послушать небольшую сказку и ответить на несколько вопросов по ее содержанию, главное – она должна быть близка его жизненному опыту. Героями такой сказки можно сделать игрушки, любимые ребенком.

4 года

Это очень важный возраст для развития, поскольку именно сейчас можно начинать знакомство с буквами. К этому году дети должны хорошо пересказывать услышанное, используя не только простые, но и сложные предложения, вопросительные и восклицательные конструкции. Активный словарный запас составляет около 2019 слов.

Дошкольники 4 лет могут допускать ошибки в произнесении свистящих и шипящих звуков, поэтому их следует отработать на логопедических занятиях – как в дошкольных учреждениях, так и дома.

5 лет

В этом возрасте начинается активная подготовка к школе, многие дети приступают к своим первым занятиям по чтению. Их речь понятна взрослым, представляет собой связный рассказ, в котором используются все части речи. Лексикон может включать в себя 2019 и более слов, ребенок уже способен соотносить общее и частное (васильки, лилии, розы – это все цветы). Все звуки произносятся в соответствии с правилами артикуляции.

6-7 лет

Это важнейший период речевой подготовки к школе, поэтому если ранее что-то было упущено, какие-то навыки не сформированы, то сейчас – последний шанс все исправить, в противном случае адаптация к учебе пройдет сложнее, а малыш, который разговаривает хуже всех в классе, может столкнуться с насмешками других учеников на уроках. А если будет установлена речевая недоразвитость, ребенка могут не принять в общеобразовательную школу, направив в специализированное учреждение, что скажется на всей его дальнейшей жизни

Старший дошкольник должен:

  • знать не менее 2019 слов и активно употреблять их в речи;
  • быть в состоянии построить достаточно объемный текст на заданную тематику (например, описать картинку), используя сложные предложения, верно ставить формы рода, числа и падежа;
  • использовать метафорические выражения, понимая их смысл.

Все это говорит о том, что ребенок развивается в соответствии с его возрастом и нормально готовится к школе. Если что-либо дошкольник пока не может, не стоит отчаиваться, есть множество способов решить проблему. Главное – приступить к тренировкам как можно быстрее и проводить их на регулярной основе.

Речевая готовность к школе

Если ребенку 5-6 лет, наступает период его активной подготовки к школе, то есть к переходу от преобладания игровой деятельности к преобладанию учебной. И важнейшим признаком того, что малыш готов сесть за парту, является правильность и выразительность его речи. Нормы таковы:

  • ребенок различает все звуки, произносит их громко и четко;
  • пользуется различными способами словообразования, может образовывать прилагательные от существительных;
  • строит грамматически правильные фразы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Если же с вышеперечисленным ребенок не справляется, то он может столкнуться с серьезными проблемами в постижении учебного материала, велик риск возникновения проблем дислексии (нарушения чтения) и дисграфии (нарушения письма), поэтому значимость развития речи не стоит недооценивать. Обнаружив, что малыш в чем-то не соответствует своему возрасту, следует немедленно посетить с ним логопеда и приступить к корректировке, в том числе и при помощи специально разработанных комплексов.

Упражнения

Для нормального развития речи ребенка от рождения до школы следует регулярно заниматься с ним, уделяя особое внимание трудным моментам. Для каждого возраста разработаны собственные речевые упражнения – предлагаем ознакомиться с некоторыми из них. Формы работы многообразны, но самый удачный вариант для детей – ролевые и сюжетные игры, поддерживающие интерес к обучению, поэтому родителям стоит использовать творчество.

1-2 года

Несмотря на малый возраст, дети даже сейчас нуждаются в работе над совершенствованием речевых навыков. Заставить ребенка разговаривать помогут пальчиковые игры, которые направлены и на развитие мелкой моторики, и на формирование речи, поскольку речь и движение пальцев и кисти взаимосвязаны. Сначала малыши делают пальчиковую гимнастику при помощи родителей, но постепенно становятся все более самостоятельными, надевают на пальцы специальных кукол, показывают мини-сценки.

Очень полезны и жестовые игры: например, на вопрос «Сколько тебе лет?» малыш вытягивает один пальчик. «Как твои дела»? – выпрямляет большой палец.

Простейшие артикуляционные упражнения помогут малышу, сделают мышцы его языка и губ более сильными, а речевой аппарат – готовым к постановке звуков.

С младшими дошкольниками следует периодически выполнять такие упражнения:

  • подуть, словно задуваешь пламя свечи;
  • надуть щеки, будто хомяк;
  • дуть на листок бумаги, чтобы он зашевелился;
  • двигать языком вправо и влево, словно тикают часы;
  • высунуть язык, пошевелить им вверх и вниз.

Очень хорошая форма работы – надувать мыльные пузыри. Это недорогое развлечение должно быть в арсенале всех родителей.

С полутора лет можно включать в работу и методы дыхательной гимнастики, например упражнение «Дровосек»: руки соединить в замок, слегка согнуть в локтях и поднять над головой (дровосек замахнулся), потом опустить их вниз, выдохнуть, произнеся «ух» (срубил дерево).

Показывать детям карточки с изображением животных, предметов, овощей очень полезно, это поможет не только расширить словарный запас и кругозор, но и научиться произносить слова. Принцип работы прост – сначала взрослый несколько дней демонстрирует малышу различные карточки и говорит, что на них изображено. Через некоторое время ребенок пытается сам назвать те слова, которые ему удалось запомнить.

3 года

В этом возрасте речь ребенка становится понятной, большую часть звуков он произносит правильно, однако некоторые сложные слова не даются. Малыш просто не может их запомнить. Решить проблему поможет прием прохлопывания. Сначала родитель по слогам произносит слово, делая хлопок на каждом слоге, потом повторяет упражнение несколько раз вместе с ребенком. Например, слово «капуста»: ка (хлопок) – пус (хлопок) – та (хлопок).

В это период для ребенка очень важен пример правильной речи и верного произнесения всех звуков, поэтому нельзя «сюсюкать» с ним, повторять его ошибки, пусть даже и забавные, вызывающие умиление родителей. Дошкольник должен обязательно слышать нормальную грамотную речь, эталон.

Еще одно эффективное упражнение для трехлетнего возраста, направленное на развитие речи, расширение словарного запаса и кругозора, – игра «Закончи предложение». Родитель начинает фразу, смысл которой понятен малышу, например «Зайка по лесу…». Задача ребенка – сообразить, что закончить предложение необходимо словом «идет». Таким образом речь младшего дошкольника обогащается глаголами.

4 года

В этом возрасте необходимо уделить особое внимание речевому развитию дошкольников, а именно – их умению правильно произносить все звуки. Если какой-либо из них звучит неверно или самопроизвольно заменяется другим, необходимо работать над его постановкой, делать артикуляционную гимнастику, произносить чистоговорки, содержащие слова именно с проблемным звуком, проговаривать потешки.

В этом возрасте очень полезна для речи дошкольников артикуляционная гимнастика, которая сделает речь малыша более четкой и понятной.

  • «Забор». Ребенку дается установка улыбнуться как можно шире, чтобы верхние и нижние зубы оказались на виду.
  • «Чистим зубы». Роль зубной щетки будет исполнять язык, который должен пройтись сначала по задней стороне верхних зубов, далее – нижних.

На речевую активность малышей влияют родители, поэтому мамам и папам следует как можно чаще общаться со своими детьми, читать им сказки и стишки.

5-6 лет

В этот период мамы и папы могут предложить своему ребенку огромное количество упражнений и игр, направленных на развитие речевых навыков. Так, игра «Съедобное – несъедобное» поможет развить не только ловкость и внимание, но и речевой слух. Взрослый кидает мяч малышу, называя предмет. Задача ребенка – поймать мяч, если родитель произнес название продукта питания или овоща, фрукта – всего, что можно съесть. Если же прозвучало «несъедобное» слово, мяч необходимо отбросить или не ловить. Игра удобна тем, что включать в нее можно нескольких детей дошкольного возраста. Можно слегка ее видоизменить, вместо мячика использовать хлопки – предлагать детям хлопать в ладоши, когда они слышат название съедобного, и никак не реагировать на несъедобное.

Фонематический слух старших дошкольников можно развивать при помощи следующих упражнений.

  • Взрослый четко и громко произносит различные звуки. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши в тот момент, когда прозвучал заранее оговоренный звук. Постепенно задача усложняется, родитель произносит не просто отдельные звуки, а слоги и слова.
  • Найди предмет. Родитель дает ребенку установку найти (в помещении, на улице, на картинке) все слова, в которых есть определенный звук.
  • Пропавший звук. Взрослый произносит фразу, один из звуков в слове пропущен: «Большая обака (собака) пошла погулять». Задача ребенка – понять, в каком именно слове «пропал звук», и восстановить его.

Заниматься следует регулярно, но не «мучить» ребенка, он должен получать удовольствие, работая над развитием речи, поэтому лучше всего использовать игровые ситуации. Например, «к нам сегодня пришла в гости лисичка, она очень хочет познакомиться с некоторыми звуками, давай покажем ей, как они произносятся».

Развитию речи должно уделяться особое внимание в любом возрасте, от рождения до поступления в первый класс и далее, поэтому родителям следует обращаться к многочисленным современным методикам, комплексам упражнений. Каждый день необходимо заниматься со своим ребенком, используя все для развития дара слова: побольше беседовать с ним, отвечать на вопросы, рассказывать интересные факты о явлениях окружающего мира. Все это поможет малышу не только научиться правильно и грамотно говорить, но и вырасти гармоничной любознательной личностью.