Психологический портрет личности: образец написания

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

В этой статье:Основы профайлингаАнализ тестового субъектаПродвинутый уровень профайлингаисточников

Профайлинг помогает понять психологию людей: почему они поступают так, а не иначе. Остановитесь на минутку и осмотритесь. Вокруг вас множество людей, движущихся из точки А в точку Б, но пытались ли вы когда-то к ним приглядеться? Увидеть то, что незаметно при первом взгляде.

Часть 1

Основы профайлинга

  1. 1

    Представьте, что человек подобен луковице.

    Слой за слоем, четыре уровня определяют бытие личности. Чем глубже вы способны проникнуть внутрь, тем более глубоко вы можете понять человека.

    • Шелуха: Мы постоянно проявляем и показываем наш характер и свое отношение к окружающим, даже не подозревая об этом. Это может быть просто разговор на остановке автобуса о погоде, о жизни или событиях в мире.
    • Второй слой: Наши знакомые, коллеги и одноклассники имеют возможность узнать и понять нас лучше, чем первый встречный, потому что между нами существуют определенного рода отношения и доверие.
    • Третий слой: Люди, находящиеся с нами в близких отношениях, супруги и лучшие друзья, наши «близкие», которым мы полностью доверяем. Этот уровень определяется интимностью наших личностных отношений: например, мы делимся друг с другом секретами, опасениями и проблемами.
    • Ядро: каждый человек имеет «ядро», где находятся самые глубокие секреты и мысли, которыми мы ни с кем не делимся. Этот слой более близок основам психологии человека, чем любой другой; на данном уровне мы пытаемся понять реальность происходящего, готовы ли мы ее принять или нет.
  2. 2

    Устраните воображаемые барьеры.

    Будьте готовы принять истину такой, какая она есть, вместо того, чтобы заставлять себя верить во что-то несуществующее.

    • Многие ситуации могут быть результатом стыда, вины и неуверенности в себе, которые препятствуют принятию реальности жизни, как она есть.
  3. 3

    Устраните все предубеждения самовыражения. Психологические предубеждения заходят далеко за пределы расы или пола. Признайте, что предубеждения основаны на идеях, которые могут не иметь ничего общего с фактами. Старайтесь держать свое сознание в нейтральном состоянии, вместо того, чтобы руководствоваться лживыми суждениями.

Часть 2

Анализ тестового субъекта

  1. 1

    Проанализируйте кого-то, кого вы знаете. Не пытайтесь анализировать незнакомцев, потому что вам надо будет наблюдать за субъектом довольно долго. Это может быть ваш супруг или супруга, коллега по работе или друг.

  2. 2

    Определите «базовый» профиль вашего субъекта. Базовым для человека является состояние, в котором ему уютно, «зона комфорта» или отдыха.

  3. 3

    Понаблюдайте за человеком в разное время.

    Отметьте для себя, как он ведет себя в разных ситуациях, какова его реакция, как он общается с разными людьми, как меняется его поведение в разные дни.

    • Уровень стресса у людей разный на работе и дома. Также люди могут вести себя одним образом с большинством людей и по-другому с кем-то, с кем у них плохие отношения.
  4. 4

    Составьте список всех вариантов поведения данного человека.

    Постарайтесь сгруппировать их в несколько более общих типов. Эти общие типы станут основой анализа личности, насколько данный человек правдив или, наоборот, фальшив.

    • Тон голоса (обычный тон, возбужденный, испуганный, оправдывающийся и т.д.)
    • Движение зрачков
    • Выражение лица
    • Язык жестов (невербальная коммуникация, движения и жестикуляция)
  5. 5

    Концентрируйтесь на том, что отличается от обычного поведения субъекта. Напишите лист неожиданных моментов и реакций, всего того, что отличается от «базового» профиля данного субъекта.

Часть 3

Продвинутый уровень профайлинга

  1. 1

    Попробуйте сделать профайлинг кого-то, кого вы не знаете: кто этот человек? Учтите внешность, стиль и повадки, чтобы ваше определение было полным.

  2. 2

    Как субъект разговаривает с другими людьми?

    Мягкий тон голоса может означать застенчивость, но также может быть результатом других факторов, например, усталости. Громкий тон голоса может быть результатом потребности в самоутверждении или готовности руководить окружающими.

    • Меняется ли его голос, когда ему надо защитить свое мнение или же он остается уравновешенным?
    • Как он ведет себя в общении с вами: зрело и взвешенно, или наоборот, безответственно? Ответственность поведения является также индикатором уровня образования и словарного запаса.
    • Важно уметь распознать сарказм, преувеличения, ненормативную лексику и другие выражения речи. Также важно, в каком контексте происходит разговор, чтобы понять насколько образован субъект и не пытается ли он показаться умнее, чем есть на самом деле.
  3. 3

    Проанализируйте его поведение дома и на работе:

    есть ли разница, как он ведет себя дома по сравнению с тем, как он ведет себя на людях?

    • В каком районе он живет? Проживание в дешевом районе влияет на человека по-другому, чем проживание в богатом районе; люди, живущие в малообеспеченных районах зачастую думают, что самостоятельно они не способны ничего достичь.
    • Организационные способности говорят о многом, но не делайте скоропалительных выводов. Если он очень занят по работе, неопрятный дом может быть результатом того, что ему просто некогда прибраться, тогда как тот, у кого достаточно свободного времени, возможно, просто классический лентяй. Как правило, чем более организован человек и чем более он проявляет эту черту в общении с окружающими, тем более он уверен в себе и способен оставаться спокойным в любой ситуации.
    • Насколько открыто он делится своей частной жизнью с окружающими? Многие из нас не слишком любят делать это на людях, но можно посмотреть на рабочее место человека, его «комфортную зону» на работе. Многие офисные работники (даже врачи и психологи) имеют на столе фото семьи. Это говорит о том, что человек любит свою семью и с радостью смотрит на их фото по несколько раз в день.
  4. 4

    Примите во внимание, как он одевается, его квартиру, дом и машину (если есть).

    Можно сделать много выводов по тому, как человек одевается и выглядит.

    • Развешена ли его одежда по местам или висит, где попало? Одет ли он в опрятный костюм или неформально? Насколько профессионально он выглядит? Или, наоборот, насколько небрежно?
    • Как насчет прически? Создается ли у вас впечатление, что человек потратил время на прическу или, наоборот, просто взглянул в зеркало и радостно пошел дальше? Те, кто предпочитают стиль «взглянул и пошел дальше», возможно, распространяют эту философию на все остальные аспекты жизни: если это не полный кошмар, то сойдет, — и даже не пытаются претендовать на что-то большее.
    • Посмотрите на его обувь. Что вы видите перед собой: начищенные ботинки или что-то непонятного цвета, что вот-вот развалится?
  5. 5

    Обратите внимание на его поведение в обществе. Если у него отрыжка, старается ли он это сделать как можно более незаметно или же не стесняется? То, как человек кашляет и чихает отличает тех, кто придерживается строгого этикета от тех, кому на это наплевать.

  6. 6

    Посмотрите на движение его зрачков. Смотрит ли он людям в глаза или же его глаза «бегают» из стороны в сторону? Если его спрашивают о чем-то, смотрит ли он в сторону и в какую? Обратите внимание, куда двигаются его зрачки, когда он говорит неправду.

  7. 7

    Оцените его уверенность в себе в обществе других людей.

    Некоторые ведут себя нервно в окружении других людей и стараются избежать таких ситуаций, когда им приходится быть среди людей.

    • Нетерпеливые люди обычно переступают с ноги на ногу больше, чем уравновешенные. Нетерпеливые люди также часто кусают губы, бросают взгляды по сторонам или на часы, или постоянно проверяют их телефон.

Советы

  • Профайлинг может быть использован в каждодневных ситуациях, от приема на работу до игры в покер.

Информация о статье

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Категории: Взаимоотношения

На других языках:

English: Profile People, Português: Traçar o Perfil de Alguém, Italiano: Delineare il Profilo di una Persona, Français: profiler les gens, Español: trazar el perfil de las personas, 中文: 恰到好处地描述他人, Bahasa Indonesia: Membaca Profil Seseorang, Deutsch: Das Profil einer Person erstellen, Nederlands: Een profielschets van iemand maken

  • Печать
  • Править
  • Написать благодарственное письмо авторам

Эту страницу просматривали 42 047 раза.

Была ли эта статья полезной?

Психологический портрет – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных действий в определенных значимых обстоятельствах. По сути, психологический портрет имеет сходства с портретами умелых художников. Последние пытались передать даже не столько внешнее соответствие, сколько внутреннее, стремились при помощи мимики и позы дать зрителю намек о том, что именно за человек изображен на полотне.

Поэтому если вы хотите составить психологический портрет (свой или другого человека), то уже много в чем похожи на художника или писателя. Нужно собрать определенную информацию, тщательно ее проанализировать и сделать соответствующие выводы о внутреннем мире.

Зачем нужно составлять психологический портрет?

  • Он играет значительную роль при выборе профессии. Особенно если вы не знаете, в какой ВУЗ пойти или на какую работу устроиться. Как известно, если человек расположен для конкретной деятельности и достаточно мотивирован, он добьется больших успехов.
  • Помогает лучше понимать человека и его эмоции, анализируя поведение, мимику, жесты и речь. Глобально этому учит профайлинг.
  • Выявить ложь. Если вы составили психологический портрет личности человека, то сможете замечать, когда он ведет себя неконгруэнтно – то есть, когда язык тела противоречат словам.
  • В том случае, если вы бизнесмен, портрет поможет понять, что из себя представляет ваш типичный клиент. Это позволит принимать правильные стратегические и тактические решения.

Составление психологического портрета – это не занятие на пару минут. Требуется много времени, терпения и имеются подводные камни. Тем не менее, если вы настроены серьезно, то сможете освоить эту методику за несколько недель. Можете начать со своих знакомых или известных личностей.

Как составить психологический портрет

Существует несколько разных способов составить психологический портрет. Один из самых популярных и в то же время эффективных – при помощи анализа свойств личности.

Основных свойств личности десять:

  • характер;
  • темперамент;
  • мотивация;
  • способности;
  • эмоциональность;
  • интеллектуальность;
  • умение общаться;
  • волевые качества;
  • уровень самоконтроля;
  • самооценка.

Рассмотрим каждое отдельно.

Темперамент. Это свойство личности является наиболее важным для составления психологического портрета (и самым заметным проявлением), потому что оно в общем и целом отображает работу психики – заторможенную или более подвижную. Одни люди медлительны, спокойны, невозмутимы – их эмоциональные состояния сменяются очень редко. Другие же порывисты, быстры, склонны к бурным эмоциональным реакциям. Как правило, достаточно понаблюдать сравнительно небольшое количество времени за человеком, чтобы практически безошибочно определить, какой у него тип темперамента.

Канонической считается следующая классификация темпераментов:

  • Флегматик: невозмутим, неспешен, внешне скуп на проявление эмоций, имеет устойчивое настроение.
  • Холерик: порывистый, быстрый и вместе с тем неуравновешенный. У него стремительно меняется настроение и возникают эмоциональные вспышки.
  • Меланхолик: склонен в постоянному переживанию и пережевыванию событий своей жизни и остро реагирует на внешние факторы. Он эмоционально раним и повышено впечатлителен.
  • Сангвиник: горячий, живой, подвижный, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него. Если он мотивирован, то достаточно продуктивен, однако не может пересилить себя, если работа ему кажется неинтересной и скучной.

Характер. Это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности.

Выделяют четыре группы черт характера:

  • Отношение к труду: аккуратность, трудолюбие, добросовестность, склонность к творчеству, инициативность, лень, недобросовестность, пассивность.
  • Отношение к другим людям: чуткость и отзывчивость, общительность, уважение к другим людям, черствость, замкнутость, грубость.
  • Отношение к вещам: бережливое или халатное отношение, опрятность или неряшливость.
  • Отношение к самому себе: самокритичность, скромность, чувство собственного достоинства, эгоизм, заносчивость, тщеславие.

Мотивация. Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его активность, направленность, устойчивость и организацию.

У каждого человека должен быть мотив к чему-либо – обобщенный образ материальных или идеальных предметов, представляющих для него ценность.

Также важно знать, внутренне или внешне мотивирован человек, по которому вы составляете портрет.

Способности. Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а, скорее, к глубине, быстроте и прочности овладения приемами и способами деятельности.

Также есть понятие склонности и одаренности. Первая представляют собой мотивационный компонент деятельности. Вторая – это качественное сочетание способностей, данное от рождения или развитое в детстве.

Эмоциональность. Это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Также – ответная реакция на окружающий мир.

Эмоциональность тесно связана с темпераментом. Например, холерики молниеносно сменяют эмоции, в то время как флегматики очень медленно, а меланхолики склонны к апатии и депрессивному состоянию.

Интеллектуальность. Это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Однако, это сложный параметр. Зачастую вам может показаться, что человек невыносимо глуп, однако позже вы удивитесь, когда он проявит свой интеллект в другой сфере жизни. Все потому, что его видов очень много: пространственный, телесно-кинетический, пространственный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, внутриличностный. Словом, если человек не способен вести грамотный диалог, это необязательно говорит о его ограниченности.

Умение общаться. При разных взаимодействиях человек может проявлять себя по-разному по той причине, что у него меняются внутренние установки, убеждения, а также эмоциональное состояние, когда, к примеру, во время диалога в комнату входит третий человек.

Поэтому умение общаться стоит рассматривать с разных сторон, учитывая внутренние установки человека.

Волевые качества. Это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

Составляя психологический портрет, вы должны понять, умеет ли человек принимать сложные решения, не отступает ли от своего слова и насколько успешно может себя дисциплинировать и быть терпеливым.

Уровень самоконтроля. Это способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Очень тесно связан с волевыми качествами и с понятием психической саморегуляции.

Если говорить просто, то вам нужно понять, умеет ли человек жертвовать сиюминутными удовольствиями для достижения большего успеха в жизни.

Самооценка. Это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной, что вам и необходимо выяснить.

После того, как вы детально описали человека (или самого себя) по всем пунктам, приступайте к составлению психологического портрета. Сделать это можно при помощи разных опросников:

  • Уровень субъективного контроля Дж. Роттера.
  • Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик.
  • Опросник Р. Кеттела.
  • Характерологический опросник Леонгарда.

Впрочем, вы можете составить психологический портрет, исходя из своих собственных соображений. Когда имеется достаточно информации, можно сделать некоторые выводы о том, как этот человек будет реагировать в той или иной ситуации. Желаем вам удачи!

Федеральное
агентство по образованию

Санкт-Петербургский
государственный архитектурно-строительный
университет

Кафедра
Практической Психологии

Психологический
портрет личности

Выполнила
студентка 14-С-1

Хворостинская
К.А.

Руководитель:

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3

Понятие
о психологическом портрете
личности………………………………………………4

Из
чего состоит психологический портрет
личности человека…………………….….5

Составление
психологического портрета……………………………………………………….…6

Список
используемой литературы
………………………………………………………………….10

Введение

На
вопрос, что такое личность, различные
специалисты отвечают по-разному. Именно
в разнообразии их ответов, и, следовательно,
в расхождении мнений на этот счет и
проявляется сложность самого феномена
личности.

В
основе практически всех теорий личности
лежит предположение о том, что личность
как социально-психологический феномен
представляет собой жизненно устойчивое
в своих основных проявлениях образование.
Устойчивость личности характеризует
последовательность ее действий и
предсказуемость ее поведение, придает
поступкам закономерный характер.

В
понятие «личность» обычно включают
такие свойства, которые являются более
или менее устойчивыми и свидетельствуют
об индивидуальности человека, определяя
его значимые для людей поступки. Ощущение
устойчивости личности – важное условие
внутреннего благополучия человека и
установления нормальных взаимоотношений
с окружающими людьми
. Если бы в каких-то
существенных для общения с людьми
проявлениях личность не была бы
относительно устойчивой, то людям трудно
было бы взаимодействовать друг с другом,
добиваться взаимопонимания: ведь каждый
раз они вынуждены были бы заново
приспосабливаться к человеку, и были
бы не в состоянии предсказывать его
поведение.

На
основании этих предпосылок стало
возможным описание основных черт
личности, составление психологического
портрета человека. А это, в свою очередь
открывает возможности для ее
систематического исследования, изучения
проявлений поведения в различных
жизненных ситуациях, и проведения
психокоррекционной работы, в том случае,
когда возникает такая необходимость.

Понятие
о психологическом портрете личности

Подходы
к структуре личности в различных теориях
различны. В теории З. Фрейда это –
бессознательное, сознание, и
сверхсознательное
. В теории социального
научения это – способности, когнитивные
стратегии, ожидания, ценности и планы
поведения. Некоторые теории отрицают
существование устойчивой структуры
личности
. Большинство исследователей,
занимающихся изучением данного феномена,
в структуру личности включают: способности,
темперамент, характер, волевые качества,
эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности
понимаются как индивидуально устойчивые
свойства человека, определяющие его
успехи в различных видах деятельности.
Темперамент включает качества, от
которых зависят реакции человека на
других людей и социальные обстоятельства.
Характер содержит качества, определяющие
поступки человека в отношении других
людей. Волевые качества охватывают
несколько специальных личностных
свойств, влияющих на стремление человека
к достижению поставленных целей
. Эмоции
и мотивация – это, соответственно,
переживания и побуждения к деятельности,
а социальные установки – убеждения и
отношения людей
. Эти понятия являются
относительно постоянными у человека и
в своей совокупности представляют собой
психологический портрет личности.

Некоторые
исследователи (Кудряшова С.В., Юнина
Е.А.) предлагают несколько иное
представление о психологическом портрете
личности.

Они
включают в него:

1)
социально-демографические признаки
(пол, возраст, образование, род
деятельности);

2)
социально-психологические признаки
(потребности, мотивы, отношения к
окружающим, уровни понимания);

3)
индивидуально-личностные (внимание,
память, тип мышления, психосоматический
тип или темперамент).

Рассмотрим
психологический портрет личности на
конкретном примере.

Из
чего состоит психологический портрет
личности человека

1.
Темперамент

Наблюдая
за другими людьми, за тем, как они
трудятся, учатся, общаются, переживают
радости и горе, мы, несомненно, обращаем
внимание на различия в их поведении.

Одни
— быстры, порывисты, подвижны, склонны
к бурным эмоциональным реакциям, другие
— медлительны, спокойны, невозмутимы,
с незаметно выраженными чувствами и т.
д. Причина подобных различий кроется в
темпераменте человека, присущем ему от
рождения.

2.
Характер (акцентуация характера)

Характер
(греч. — «чеканка», «отпечаток») есть
совокупность устойчивых индивидуальных
особенностей личности, складывающихся
и проявляющихся в деятельности и общении,
обусловливающих типичные для нее способы
поведения.

В
структуре характера выделяют 4 группы
черт, выражающих отношение личности к
определенной стороне деятельности:

к
труду (например, трудолюбие, склонность
к творчеству, добросовестность в работе,
ответственность, инициативность,
настойчивость и противоположные им
черты — лень, склонность к рутинной
работе, безответственность, пассивность);

к
другим людям, коллективу, обществу
(например, общительность, чуткость,
отзывчивость, уважение, коллективизм
и противоположные им — замкнутость,
черствость, бездушие, грубость, презрение,
индивидуализм);

к
самому себе (например, чувство собственного
достоинства, правильно понимаемая
гордость и связанная с ней самокритичность,
скромность и противоположные им —
самомнение, иногда переходящее в
тщеславие, заносчивость, обидчивость,
эгоцентризм, эгоизм);

Составление
психологического портрета

В
качестве испытуемого буду выступать я
сама.

Ксения,
18 лет. Имею среднее и в настоящий момент
получаю высшее образование в СПбГАСУ
по специальности строительство.
Психологический портрет составлен на
основе тестирования 16-факторным
личностным опросником Кеттела.

Я
отличаюсь невысоким ростом, нормальным
телосложением. Имеет способность к
продолжительному физическому напряжению.
Люблю ходить неспешным, размеренным
шагом
. Движения хорошо координированы,
быстры и точны.

Мимику
можно назвать несколько монотонной, но
в то же время достаточно выразительной,
всегда соответствующей переживаниям.
Мне свойственна непринужденная улыбка.
Жестикуляция подобно остальным движениям,
более выразительна и более оживленна,
чем мимика. Все движения очень просты
и естественны. Люблю, опустив руку вниз,
коротким движением кисти отбивать такт,
теребить волосы
. Когда идет речь о делах,
часто старательно подавляю свои душевные
и эмоциональные проявления.

Говорю
я негромко, достаточно протяжно, за
исключением острых моментов. Голос у
меня высокий, на что часто обращают
внимания другие люди, удивляясь такому
«детскому» голосу.

В
детстве занималась балетом, после пошла
в художественную школу, совмещая с
футболом, но после травмы временно
завязала. В настоящее время продолжаю
играть в футбол
. Нравится выступать как
в качестве зрителя, так и в качестве
игрока.

Я
не стремлюсь к уединению, достаточно
спокойно чувствую себя в шумных компаниях.
Достаточно скрытна – предпочитаю не
высказывать открыто свои мысли и не
показывать свои чувства. О друзьях
отзываюсь с теплотой, хотя их круг
сузился.

Согласно
данным, полученным в результате
тестирования по методике Кеттела, у
Александра Б. преобладают следующие
черты характера, наиболее развитые в
структуре личности: аскетичность,
благородство, консерватизм, замкнутость,
организованность, практичность,
принципиальность, рационализм,
самодостаточность, сдержанность,
сотрудничество, терпение, целеустремленность,
честность.

Характер
близок к флегматику, хотя соотношения
весьма консервативны

«Человек-флегматик
может быть безошибочно выделен в толпе
людей. Черты этого типа личности можно
описать как серьезность и сдержанность.
Он всегда старается избегать споров,
ссор и скандалов
. Поэтому в большинстве
конфликтных ситуаций согласится со
всеми доводами, лишь бы выйти из
затруднительного положения
. При этом
он будет держаться спокойно и уравновешенно,
не проявляя каких-либо ярких эмоций,
согласия или не согласия.

Он
не будет принимать опрометчивых и
поспешных решений, так как ему свойственна
выдержка, вдумчивость и рассудительность.
Поэтому он «возьмет паузу» и тщательно
обдумает то или иное действие. Флегматику
не свойственны приступы ярости или
агрессии, он всегда остается невозмутимым.
Для этого ему не нужно делать над собой
каких-либо усилий, так как эмоциональная
уравновешенность у него от природы.

Если
он и поссорился с кем-то, то склонен
первым пойти на контакт и быстро наладить
отношения с другой стороной, так как не
любит в жизни перемен и расставаний. В
незнакомой ситуации или в новом коллективе
флегматику нужно много времени, чтобы
адаптироваться, подружиться и присмотреться
к окружающим его людям.»

Положительные
тенденции

Согласно
пройденным тестам, я имею рациональный
и практичный ум. Спокойна и сдержанна
в большинстве случаев. Люблю размышлять
и строить планы о своей дельнейшей
жизни.

По
словам друзей: Ксения – не мелочна,
открытая и бесхитростная. Часто проявляет
благородство в ответственных и сложных
жизненных ситуациях, проявляет твердую
хватку в делах
. Правильная, устойчивая
и стабильная
. Она отличается активностью
и авантюризмом, и производит впечатление
человека самостоятельно мыслящего.

Она
обладает адекватной самооценкой, это
выражается в чувстве уверенности в
себе, наличии самоопределенности,
внутреннего стержня. В поведении это
проявляется в активности, стремлении
расширить поле своей деятельности
. Она
довольно самостоятельна в своих взглядах
и желаниях.

В
отношениях с окружающими у меня
преобладает мотив сотрудничества,
рационализм. При необходимости, с
удовольствием оказываю помощь знакомым.
Заботлива к ближайшему окружению, умею
убедить в обоснованности своих действий
и поступков.

Исходя
из типа темперамента настойчива и
упорна, редко выхожу из себя, не склона
к аффектам, рассчитав свои силы, довожу
дело до конца, ровна в отношениях, в меру
общительна, не люблю попусту болтать.

Отрицательные
тенденции

На
основании данных о пристрастии к
рискованным играм и развлечениям в
детстве, и не желании принимать участие
в командных играх, можно сделать вывод
о том, что при приверженности к свободе
в выборе занятий, отсутствует потребность
в сотрудничестве с другими людьми, когда
это касается увлечений и деятельности,
не связанной с карьерой.

Для
меня очень важно получать точные и
исчерпывающие инструкции. В ситуации
непредсказуемого развития событий в
будущем, а также, если на голову свалилось
множество незапланированных дел, у
меняможет легко возникнуть стрессовое
состояние.

Стремление
приносить себя в жертву ради других, но
именно тогда, когда это не только не
нужно, а напротив, может принести вред.

Сложно
создать доверительную и эмоционально
теплую атмосферу в общении, когда речь
заходит об отношениях. Произвожу
впечатление человека замкнутого.

Список
литературы

1.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую
психологию
. Курс лекций. / Личность и ее
формирование
. – М., Наука, 1988. – Стр.
281-310.

2.
Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология:
учебно-методические материалы для
самостоятельной работы студентов: Часть
1, 2
. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.

3.
Мейли Р. Факторный анализ личности. //
Психология индивидуальных различий:
Тексты
. – М. Наука, 1982. – 407 с.

Г. Санкт-Петербург

Психологический анализ портрета личности

Психологический анализ портрета личности

психологический личность опросник эмоциональный

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, переживают радости и горе, мы зачастую обращаем внимание на различия в их поведении. Ведь все росли и воспитывались в разных семьях, в разных условиях, то есть в разной социальной среде. Всё это напрямую влияет на то, каким человек будет в своей взрослой жизни, как он будет выстраивать свои отношения с другими людьми, какими чертами характера он будет обладать…. На основе наблюдений за людьми, имея некие знания по психологии, мы можем составить психологический анализ портрета личности. Такой анализ очень полезно составлять для того, чтобы успешно управлять людьми, чтобы легче находить с ними общий язык, знать их сильные и слабые стороны.

Приступая к психологическому анализу личности, выясним, прежде всего, что же он из себя будет представлять. Обычно в структуру личности включают: темперамент, характер, волевые качества, способности, эмоции. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности. По этим критериям я и проведу свой психологический анализ.

В своей работе я буду проводить психологический анализ своей подруги Кристины. Её возраст 23 года. Она имеет высшее образование по специальности юриспруденция. В настоящее время работает в фирме, которая оказывает нотариальные и юридические услуги населению. Также Кристина окончила музыкальную школу, фортепианное отделение. На данный момент продолжает заниматься музыкой.

Теперь перейдем непосредственно к психологическому анализу. Сначала поговорим о темпераменте. Чтобы точнее определить темперамент Кристины, я предложила ей пройти опросник Юнга. Результаты показали, что она — амбиверт, то есть сочетает в себе черты, как экстраверта, так и интроверта. Это говорит о том, что больших проблем в общении она не испытывает, но и легкость в нем ей не свойственна. Например, если Кристина попадает в ситуацию, где нужно проявить организаторские способности (при работе в группах на семинарских занятиях, на каких-либо мероприятиях и т.д.), то в большинстве случаев она не будет проявлять свою инициативу. В противоположность этому могу привести такой аргумент: у Кристины много приятелей, с ней приятно и интересно общаться, к ней все хорошо относятся и уважают ее, попадая в общество, она выглядит общительной. Но в этом общении у нее нет особой потребности. Больше она любит проводить время наедине с собой, с друзьями встречается редко. Это и говорит о том, что она сочетает в себе черты, как интроверта, так и экстраверта. Также о Кристине можно сказать, что она идёт на риск только в том случае, если он оправдан. Например, была в её жизни такая ситуация: выступив на конференции по английскому языку, преподаватель обещала поставить итоговую оценку за семестр автоматом. Кристина понимала, что выучить все билеты трудно, лучше побороть свой страх и неуверенность и выступить на конференции, в итоге она выступила и получила пятерку автоматом. В данной ситуации она поступила так, потому что понимала, что это стоит того, ее риск будет оправдан. Но когда ей предлагают участвовать в дебатах, либо в дискуссиях, просто ради того, чтобы высказать свою точку зрения, она зачастую отказывается. Это ещё раз подтверждает то, что Кристина — амбиверт. Результаты теста точно совпали с тем, какая Кристина есть на самом деле, это я подтвердила примерами из её жизни.

Также Кристина прошла опросник Айзенка на определение темперамента. Результат опросника показал, что она относится к такому типу личности как флегматик. Это проявляется в том, что она имеет устойчивые стремления и настроения. Отличается сильной, уравновешенной, работоспособной нервной системой. Кристина очень трудолюбива, любит доводить все начатые дела до конца. Её мимика, речь, движения спокойны, в какой-то мере даже медлительны. Также она с трудом переключается с одной работы на другую и плохо адаптируется к новой обстановке. Данные положения я подтвержу примерами из жизни Кристины. Работать она может с утра до самой ночи, пока не выполнит всю работу, которую она запланировала, либо которую необходимо выполнить в поставленный срок. Часто бывает такое, что Кристина работает без выходных. При этом у нее всегда хватает терпения доводить все дела до конца. Но в то же время Кристина может успешно работать лишь в привычной для нее обстановке. Например, когда она сменила работу, первое время ей было очень трудно. Внешне это было заметно мало, но внутренне она чувствовала дискомфорт, хотя пыталась с ним бороться, чтобы быстрее освоиться в новом коллективе и на новом рабочем месте. Также ей бывает трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Например, когда она заканчивает работать с клиентами, она трудно переключается на работу с документацией, долго раскачивается. Всё это подтверждает то, что Кристина — флегматик.

Теперь я перейду к описанию характера Кристины. Взяв за основу критерий отношения к жизни, можно говорить о том, что она оптимист. Всегда умеет найти в событиях и людях светлые стороны. Любит свою жизнь и окружающих ее людей. Кристина редко впадает в уныние, даже если у нее случаются какие-то неприятности. В таких случаях она просто старается не думать о плохом, и настраивает себя на то, что все это временно, все плохое проходит. По ее мнению уныние — это не совсем конструктивная эмоция. Благодаря данной черте характера Кристина всегда несмотря ни на что движется к своим целям и достигает их. В прошлом году, она принимала участие в конкурсе «Звездный путь», в нем принимали участие люди разных возрастов, где они показывали имеющиеся у них таланты. В этом конкурсе Кристина исполняла песню. Но занять призовое место ей тогда не удалось. Сделав вывод из данной ситуации, она поняла, что просто нужно лучше готовиться к конкурсу и уверенно идти за победой, в тот момент, по ее словам, она нисколько не расстроилась, а наоборот, радовалась, что ей есть, куда расти и к чему стремиться. Даже эта ситуация из её жизни говорит о том, что Кристина относится к оптимистичному типу людей.

Также, описывая характер, я могу сказать о том, что Кристина очень дисциплинированна. Эта черта характера проявляется в её жизни повсеместно. Например, в том, что она пунктуальна. Если назначает с кем-то встречу, то всегда приходит вовремя, зачастую даже заранее. Чтобы успешнее выполнять свою работу, составляет план действий, который строго соблюдает. Учитывая сегодняшний темп жизни, очень трудно придерживаться распорядка дня, но у Кристины это в какой-то мере получается. Она старается питаться в одно и то же время, по возможности ложится вовремя спать, по утрам делает зарядку, другими словами, ведет здоровый образ жизни. Кристина держит себя в жестких рамках, за границы которых пытается не переступать.

Если рассматривать характер Кристины с точки зрения отношения к другим людям, к коллективу, к обществу, то можно говорить о том, что она относится к индивидуалистичному типу людей. Это проявляется в том, что работе в группах она предпочитает индивидуальную работу. Полагается только на себя, не любит просить людей о чем-либо. Старается все делать сама, надеется только на себя. Такая черта присутствует в характере Кристины с самого детства, я думаю, что причина этого кроется в её воспитании. Родители всегда поощряли проявления самостоятельности, что и выработало в ней такую черту характера.

Описывая характер Кристины с точки зрения отношения к самому себе, я могу говорить о том, что она самокритична. Адекватно оценивает себя и свои поступки. Видит собственные ошибки и по возможности старается их исправить. Усиленно работает над своими недостатками и комплексами. Например, совсем недавно Кристина проходила тренинг «Как стать уверенным в себе человеком». Это говорит о том, что она видит свой недостаток, с которым нужно бороться, и старается его искоренить. Когда у нее что-то не получается, она винит в этом, прежде всего, себя, а не обстоятельства и других людей, старается понять в чем её ошибка. Я уже приводила пример об ее участии в конкурсе «Звездный путь». Тогда, она сделала выводы о том, что нужно больше работать над собой, расти духовно и профессионально, а не обвинила в своем поражении жюри или какие-либо обстоятельства. Всё это подтверждает то, что Кристина очень самокритична.

Проводя анализ характера и темперамента Кристины, я использовала также типологию личности Э. Кречмера, согласно которой темперамент и характер человека зависит от телосложения. Согласно этой теории Кристина относится к такому типу, как астеник, так как у нее худощавое телосложение, длинные руки и ноги, плоская грудная клетка и слабая мускулатура. Данному типу личности соответствует такой тип характера, как шизотимик. Это говорит о том, что Кристина замкнутая, серьезная, упрямая, трудно приспосабливается к новым условиям. Так оно и есть, данное описание полностью соответствует Кристине. Наличие данных черт характера я аргументировала выше.

Теперь перейдем к анализу способностей Кристины. С детства она мечтала играть на фортепиано, постоянно пела и устраивала родителям дома концерты вместе со своими подружками. Всё это свидетельствовало о её музыкальности. Когда ей исполнилось 6 лет, она поступила в музыкальную школу, на фортепианное отделение. При поступлении необходимо было сдать экзамены, где проверялся музыкальный слух. С экзаменом Кристина справилась успешно. В ходе обучения у неё практически никогда не возникало проблем, преподаватели хвалили её. Кристина часто принимала участие в различных музыкальных конкурсах и до сих пор этим занимается, нередко в таких конкурсах она одерживала победу. На сегодняшний день она продолжает развивать свои музыкальные способности, занимается музыкой.

А сейчас я хочу обратиться к анализу волевых качеств Кристины. Взяв за основу данный критерий, я могу сказать о том, что Кристина волевой человек, то есть человек с сильной волей. Это проявляется в том, что, начав какую-либо работу, поставив перед собой цель или выполняя план, Кристина умеет преодолевать трудности и неудачи, как внутренние, так и внешние. Об этом свидетельствует то, что Кристина может с утра до ночи проводить время на работе, а иногда и вообще работать без выходных. Несмотря на то, что в ходе этой работы её сопровождает множество трудностей, например, такие как усталость и необходимость точности в работе. Также её поведение в большинстве случаев достаточно ответственно. На неё можно положиться в трудной ситуации, никогда не подведет.

Теперь я перейду к описанию эмоциональности Кристины. У разных типов людей эмоциональность проявляется по-разному. Так как Кристина относится к такому типа личности, как флегматик, то можно судить о том, что она кажется неприступной для других людей, в какой-то мере загадочной. Её эмоциональное состояние находится в полном равновесии. Эмоции свои чаще всего Кристина сдерживает либо проявляет их слабо. И всё это действительно так. Кристину очень трудно вывести из себя. Она очень терпелива. Однажды я была свидетелем того, когда, ехав в автобусе, она случайно наступила на ногу стоявшему рядом с ней молодому человеку, тот ей на это что-то грубо ответил, но Кристина просто спокойно извинилась и продолжала так же непринужденно со мной беседовать. Это свидетельствует о том, что свои эмоции она держит при себе, ведет себя сдержанно. Но такая сдержанность эмоций мешает ей на выступлениях, где необходима эмоциональность. Над этим Кристине приходится много работать, и это позволяет ей добиваться успехов.

Проводя психологический анализ, я много беседовала с Кристиной, задавала ей различные вопросы, проводила тесты. Это помогло мне полнее охарактеризовать её личность, выявить некоторые особенности. Такие анализы проводить очень полезно, так как начинаешь лучше понимать людей и причины их поступков.

Важнейшими моментами, которые влияют на успешность и продолжительность работы клиента и его психолога, являются не только навыки специалиста в первые минуты общения и знакомства определять тип, черты характера посетителя, но и умение быстро и точно составить психологический портрет личности. Это поможет наладить контакты с клиентами, избегать незапланированных провокационных моментв. Но что самое главное, психологический портрет личности позволяет более точно говорить о привычках и склонностях человека, его возможных страхах и комплексах. Также это помогает завоевать доверие посетителя, преодолеть клиенту барьеры нерешительности и скованности.

Как составить быстро и качественно психологический портрет личности?

Психолог обязан обладать этим навыком. В его обязанности входит составление психологического портрета личности, которую он видит в первый раз и совершенно ничего о ней не знает. Однако в ежедневной практике любому человеку это умение окажется не лишним. Естественно, «нарисовать» за считанные минуты довольно-таки точный портрет крайне сложно, особенно с первого взгляда. Поэтому рекомендуется какое-то время понаблюдать за человеком, узнать кое-какие определенные необходимые начальные данные и детали.

Психологический портрет личности и классификация его деталей

Для удобства все моменты наблюдения за человеком можно рассортировать на группы по принципам значимости, яркости восприятия объекта наблюдения наблюдающим. Классификация подобная очень удобна. К первой группе относятся возраст, пол, осанка и телосложение. Во вторую относят общий внешний вид (стиль одежды, аксессуары, детали образа и опрятность). В третьей можно выделить мимику, походку, жестикуляцию и манеру разговора. И наконец, в четвертую, саму большую группу, выделяют следующие черты и особенности:

— форма и черты лица, губы, взгляд и глаза;

— отдельные половые признаки и их особенности (например, отсутствие или наличие волос на открытых участках тела);

— руки и кисти (суставы, форма, кожный покров, движения).

Психологический портрет личности и его характеристики

После рассмотрения особенностей внешности в деталях по трем первым пунктам сразу можно определить тип характера, которому они присущи. И сразу же можно начать рисовать социально-психологический портрет личности и выявить типичные моменты. К примеру, опущенные плечи, тучное телосложение, осторожная походка, черные и серые цвета в одежде, отсутствие жестикуляции и немногословность, ярко выраженные складки в уголках губ и на переносице — все это говорит о том, что этот человек — меланхолик. А вот четвертая группа уже расскажет о более скрытых чертах характера. Например, сжатые губы, взгляд исподлобья, глубоко посаженные глаза говорят о том, что психологический портрет личности будет содержать информацию о наличии у такого человека фобий и страхов. Как видно из простых примеров, данная техника определения типа характера и темперамента не так уж и сложна, но очень полезна. Для ее освоения необходима только внимательность, склонность к анализу и практика.