Основные цели трудового воспитания детей

%PDF-1.5
%
1 0 obj
>
endobj
2 0 obj
>
endobj
3 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 612 792] /Contents 4 0 R/Group>/Tabs/S>>
endobj
4 0 obj
>
stream
x[Ɏ#Pcܙ
` #L).zjIRI-LVZOM_REj^6}C~v7_Ii.g?]ʊky9ʫ/(~yL\,f^WFʺ9 RyvӻR~+ f-ѣp6Pqc|$

~’,QHT?/Up(;J$ܯYZ )hl|AS))ǻݍ
BFvAjmV»vBQAK_bDTݵܱgQ6;Ɨeﯠ*tѺZm%YK»,6x/w[[email protected]»(ZY3″[9V֔]`id:K?Iۢݩq“}|E+x*7]d6v[ڔMu$g]b;$O]76=szIZKyIu]ThkUDE˩vg,.`Nl›^φVu9;z-4FwSumr57l\Ģ&&j#Y%4wdVDhA Tޱ!͓Ϟ’YE9RԢj,


Развитие ребенка неразрывно связано с трудовой деятельностью, которая является составной частью воспитания.

Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы подготовить развивающуюся личность в морально-психологическом плане и сформировать стойкую привычку к труду.

Трудовое воспитание создает условия для вовлечения молодого поколения в различные виды труда, которые организованы педагогическими работниками. Труд с помощью воспитания становится естественной нравственной и физической потребностью детей.

Цель трудового воспитания – передать детям опыт производственного труда, развивая при этом творческое и практическое мышление, навыки трудолюбия.

Воспитательные задачи – залог успешного воспитания трудом

Задачи воспитания трудового потенциала личности заключаются в следующем:

  • Развитие психологической убежденности в необходимости выполняемых действий, желания качественно и ответственно выполнять поручения;
  • Подготовка к выполнению практической деятельности. Развитие теоретических познаний, которые воплотятся в практике, формирование культуры труда;
  • Обучение основам профориентации и подготовка к осознанному выбору профессионального пути в будущем.

Ключевым моментом трудового воспитания является привитие детям навыков самообслуживания, осознания необходимости заботиться о себе самостоятельно. Данная задача поможет сформировать важные личностные черты: ответственность, самостоятельность, творческий потенциал, умение проявлять инициативу.

Формы трудовой активности

 В школьном обучении важно познакомить учащихся с формами производственного труда, что поспособствует подготовке детей к взрослой жизни.

Такую подготовку важно проводить не только на школьных занятиях в общеобразовательных учреждениях, но и в сферах дополнительного образования: кружках, секциях, клубах. Данные занятия содействуют развитию навыков технического труда и расширяют кругозор. Прививают уважительное отношение к физическому труду, знакомят с конструированием, моделированием, устройством различных приборов и машин.

Обязательным в трудовом воспитании является посещение выставок, планирование экскурсий на предприятия. Отлично развивает творческое восприятие трудовой деятельности участие в творческих конкурсах.

Привитие определенных навыков и умений – начальная ступень трудового воспитания. Важная его цель – подготовить учащихся к трудовой деятельности, дать практические навыки овладения трудом, подготовить к возможным жизненным трудностям и указать на пути их преодоления.

Достигнуть этой цели можно только путем включения детей в различные виды общественного труда, где коллективно решаются поставленные задачи. Включение учащихся в такую деятельность при педагогическом регулировании является важным средством воспитания труда. Достигнуть положительных результатов в этом направлении можно используя различные формы трудового воспитания.
В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя объединения учащихся по интересам:

  • трудовые кружки,
  • бригады по обустройству пришкольных участков;
  • летние лагеря;
  • трудовые десанты.

Данные объединения предусматривают добровольное вступление в них, а также обязательное самоуправление.

Коллективная деятельность направлена на развитие лучших человеческих качеств:

  • взаимопомощи;
  • ответственности;
  • самостоятельности;
  • инициативности;
  • добросовестности выполнения порученного задания.

Трудовые объединения важны для привития моральных качеств, экологических и этических принципов. С их помощью происходит профессиональная ориентация детей в разнообразии производственных специальностей.

Система форм и содержания

Чтобы обеспечить воспитание сознательной и целеустремленной, дисциплинированной и ответственной личности, педагогам нужно применять все известные методы и формы.

Рассмотрим некоторые те из них, которые помогут реализовать цели трудового воспитания:

  • Необходимо поощрять детей за выполненное задание. Поощрение должно быть в виде морального, оценочного или материального вознаграждения;
  • Предоставить максимум возможностей для реализации и повышения навыков труда школьников;
  • Готовить к трудовой деятельности посредством семейного воспитания и работы учреждения образования. Использовать их тесную взаимосвязь, обеспечить регулярное сотрудничество;
  • Применять средства массовой информации в работе.

Современная педагогика, опираясь на воспитание потребности в активной деятельности и бережливого отношения к материальным ценностям, выделяет следующие формы, которые активизируют трудовые навыки. Для их реализации нужно:

  1. Организовывать небольшие группы учащихся для выполнения определенной работы. Они могут быть постоянными (закрепленные грядки на пришкольном участке) или временными (украшение класса к новогодним праздникам).
  2. Создавать и развивать школьные традиции трудовой направленности. Например, проводить праздники труда, к которым дети готовят определенные макеты, пособия, поделки. Весьма эффективны в этом направлении выставки ученических работ.
  3. Условия рыночных отношений позволяют формировать в школах ученические кооперативы, где у школьников есть возможность заниматься производственным трудом за определенное денежное вознаграждение. Таким образом, дети учатся понимать цену материальных благ.
  4. Применять индивидуальные поручения, которые смогут дифференцированно развить трудовые навыки.

Методика воспитания труда предусматривает определенный порядок выполняемых поручений, при котором необходимо грамотно распределять обязанности между детьми. Выделять тех учащихся, которые будут отвечать за итоги выполненной работы, а также указывать, как будут подводиться результаты.

Трудовое воспитание основывается на образце выполняемых действий, то есть школьники должны понимать, каким будет конечный результат. Преподаватель обучает способам и приемам работы, указывает на необходимость соблюдать технику безопасности. Весьма важно в начале деятельности помогать и направлять детей для правильного выполнения задания.

Чтобы у детей формировалось положительное отношение к деятельности, нужно стимулировать и поощрять их. Признание социальным окружением значимости выполняемой работы дает стимул для дальнейшей трудовой практики.

Одобрение взрослых нужно как закрепление достижений полученных результатов. Однако так же важно и порицание в процессе регулирования процессов труда. В этом вопросе важно привить правильную нравственную позицию к выполняемой работе.

Условия для воспитывающего труда

Главное условие при трудовом воспитании – вовлекать учащихся в полезный, соответствующий возрасту труд. Если этот процесс правильно организован, то он служит для развития лучших нравственных и гражданских качеств личности. Однако считать, что воспитательные задачи будут на этом этапе решены, неправильно. Ведь воспитательной силой обладает не сам труд, а отношения в обществе и коллективе, которые участвуют в общей деятельности.

Чтобы труд нес воспитательную функцию, учитывают следующие условия:

  • Вся деятельность, выполняемая школьниками, должна быть социально значимая. Дети должны четко понимать, какая польза будет от их труда.
  • Школьникам нужно знать о конечном результате работы, а результат стать полезным для общества. Достижения труда дети должны четко видеть и осознавать их значимость. То есть перед тем, как выполнить работу, учащихся знакомят с назначением деятельности.
  • Обязательным условием полезного труда школьников является коллективное его выполнение. Так как совместное выполнение поставленных задач формирует не только положительные качества характера, но и умение подчинять свои интересы интересам общего дела.
  • Задача школы научить детей проявлять инициативу при выполнении обязанностей. Важно, чтобы ребенок использовал творческий подход, стремился к нестандартным решениям поставленных задач, применял свой интеллектуальный потенциал.
  • Во время производственного труда применяют формы самоконтроля и самоорганизации деятельности детей. Это организует самостоятельность, инициативу, ответственность, навыки руководящей и подчиняющейся деятельности.
  • Трудовая деятельность должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, организовывая процесс так, чтобы труд был посильным делом. В обратном случае ребенок не справится с возложенным на него поручением и потеряет к нему интерес.
  • Важно связывать воспитание трудом с образовательным процессом, обеспечивая тесную связь теории с практикой.
  • Нельзя применять труд как наказание. Это выработает отрицательные ассоциации у ребенка по отношению к работе. А обратный процесс, когда учащегося лишают совместной работы, становится стимулом к исправлению.
  • Важное требование, предъявляемое к учащимся, — выполнение трудовых обязанностей качественно и аккуратно.

При соблюдении указанных условий трудовая деятельность становится для школьников частью жизни и приносит чувство морального удовлетворения, решая, таким образом, задачи трудового воспитания.

План:

1.Понятие и значение трудового воспитания дошкольников.

2.Цель и задачи трудового воспитания дошкольников.

3.Своеобразие трудовой деятельности дошкольников.

4.Требования к организации детского труда.

5.Виды трудовой деятельности дошкольников.

6.Формы организации труда детей в дошкольных учреждениях.

Заключение.

1.Понятие и значение трудового воспитания дошкольников.

Трудовое воспитание дошкольников — целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я. А.Коменский, Дж. Локк, И. Г.Пестолоцци, К. Д.Ушинский, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С.Буре, Г. Н.Година, В. И.Логинова, В. Г.Нечаева, Д. В.Сергеева, А. Д.Шатова и др.).

2.Цель и задачи трудового воспитания дошкольников.

Цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1.Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3.Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4.Формирование навыков организации своей и общей работы.

5.Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

3.Своеобразие трудовой деятельности дошкольников.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

1.Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2.Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Формирование трудовых навыков: в раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в дошкольном возрасте.

Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

Мотивы труда: у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются, как стремление сделать что-то полезное близким людям.

Планирование: планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей – они планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поставить и т. п.); намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату: младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

4.Требования к организации детского труда.

        Существует несколько основных требований к организации детского труда:

1.Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2.Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости» (Е. А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Ответная реакция со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем говорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.

3.Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

4.Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

5.Виды трудовой деятельности дошкольников.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд.

Самообслуживание — труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры. Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного возраста. Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками.

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бытовых процессов. Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность. Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Данный вид труда предполагает формирование навыков хозяйственно-бытового труда, приобретаемых детьми в дошкольном учреждении и в семье.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологической культуры дошкольников. Данный вид труда имеет свои особенности: результатом может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.), это сближает детский труд с производительным трудом взрослых; труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат; он дает возможность одновременно развивать познавательные интересы дошкольников (дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу); этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей ребенка. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

6.Формы организации труда детей в дошкольных учреждениях. 

Содержание труда детей реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены следующие формы организации труда дошкольников: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Большую роль поручения играют в младших группах, т.к. дети не умеют трудиться по собственной инициативе. Вводятся они с первых дней пребывания детей в детском саду и имеют большое значение для развития и воспитания детей (формируется интерес к труду, ответственность за порученное дело и т.д.) во всех возрастных группах. Но особенно поручения важны в период от 3 до 5 лет:

  1. Поручения всегда исходят от взрослого.
  2. В поручениях определяется конкретная задача и четкая направленность на получение результата (что и как сделать).
  3. Поручения создают возможность для индивидуальной работы с детьми.
  4. В процессе выполнения поручений удобно осуществлять контроль за наличием трудовых умений и навыков, отношениям ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

По форме организации трудовые поручения могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности — кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми: по содержанию — соответствовать видам труда.

Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания и широко используются в дошкольных учреждениях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Дежурства — более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная практическая забота нескольких детей о других. Это позволяет воспитывать у детей ответственность, заботу о людях.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Во втором полугодии (в конце) второй младшей группы или вначале средней группы, вводится дежурство по столовой, т.к. оно наиболее доступно и понятно детям.

Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Вводится оно в средней группе со второй половины года. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т.к. оно требует большого объема знаний о природе. Дежурные дети в течение дня должны нести ответственность за живые объекты в группе. Воспитателю нужно помогать детям, распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже.

В условиях дошкольного учреждения дежурства имеют свои особенности:

  • способствуют систематичности включения детей в труд;
  • требуют от ребенка большей самостоятельности;
  • необходимы знания последовательности и объема работы;
  • имеют общественную значимость для всего коллектива;
  • задания даются в обобщенном виде.
    Имеет свои особенности и подбор дежурных:
  • объединение детей по одинаковому отношению к труду;
  • объединение по принципу «кто с кем хочет»;
  • объединение по признаку подвижности (подвижный с малоподвижным);
  • объединение по алфавиту (в подготовительной группе).

Непосредственно перед дежурством следует напомнить обязанности дежурных или спросить эти обязанности у детей (чтобы они их вспомнили).

Требования к дежурству:
1.Труд дежурных не должен заменять труд взрослых, т. к. он организуется в дошкольном учреждении с воспитательной целью.
2.В течение дня ребенок может участвовать в одном виде дежурства.
3.В течение года все дети поочередно должны быть охвачены дежурством.

4.Назначение дежурных проводится ежедневно, в ставших группах возможно назначение на 2-3 дня.

5.В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия.

6.Обязанности дежурных усложняются постепенно.

7.В средней группе организация дежурства по столовой принимает вид труда рядом: за каждым столом — отдельный дежурный; в старших группах дежурные (2-3 ребенка) обслуживают все столы и обязанности распределяют между собой самостоятельно.

Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. Дежурства помогают в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, замечать, в чем необходима помощь взрослым.

Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме — коллективному труду. Данная форма организации труда детей способствует решению задач нравственного воспитания, формированию начал коллективизма, умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей. Например, во время уборки помещения можно всем детям найти дело. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в работу.

Итак, коллективный труд детей — это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд характеризуется объединением детей для достижения общей цели.

На основании исследований В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду используются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный. В процессе общего труда каждый ребенок выполняет свое задание, не зависящее от других участников труда, но результат труда — общий.

 В подготовительной группе помимо общего труда используют более сложную форму организации детей — совместный труд, который характерен тем, что труд другого ребенка зависит от труда другого. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Необходимо отметить, что на классификацию видов коллективного труда существует и другая точка зрения — С.А. Козловой. Она предлагает следующую классификацию:

  • общий труд — это труд, который выполняют несколько (или все) детей по единой цели. Форма организации — объединения в подгруппы и индивидуальный труд;
  • совместный труд — труд по подгруппам. В каждой подгруппе свое дело, результат труда одного ребенка зависит от другого. Участие всех детей необязательно;
  • коллективный труд — может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую ответственность за результат.

Заключение.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольной организации может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе.

Список литературы.

1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н Година. — М.: Просвещение, 1983.

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. — М.: Просвещение, 1988.

3. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2000.

5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. — М.: Академия, 2002.

Трудовое воспитание детей раннего возраста — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Задачи трудового воспитания дошкольников

  • воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;
  • развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;
  • формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
  • развитие навыков организации работы;
  • воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Задачи трудового воспитания могут воплощаться в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в кругу семьи. ДОУ играет важную роль в общем развитии ребенка. Следует отметить, что воспитание детей в детском саду осуществляется в соответствие с определенной программой. В обществе сверстников ребенку легче сравнить свои трудовые умения и результаты с трудовым воспитанием товарищей. Также, в формировании личности ребенка отмечается высокий приоритет семейного воспитания. Главный принцип трудового воспитания в семье заключается в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка. Важно всем членам семьи при выполнение каких-либо домашних дел всегда быть примером. Дети любят подражать взрослым и испытывают огромную гордость, если им поручают дома «настоящие» дела.

Труд детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд по уходу за растениями и животными;
  • ручной труд.

Особенности трудового воспитания дошкольника

Особенности отношения к трудовой деятельности ребенка в раннем возрасте заключаются в том, что его больше привлекает процесс труда, чем конечный результат. Поэтому для дошкольника важна связь между трудом и игрой.

Основные методы и приемы трудового воспитания:

  • помочь ребенку в определение цели труда;
  • обсудить в чем значение данной работы, для чего и для кого она необходима;
  • научить разбивать работу на этапы выполнения;
  • продемонстрировать и объяснять, как лучше это сделать;
  • пробудить и поддерживать в ходе работы интерес к предстоящему делу;
  • обсудить, что уже сделано, а что еще можно сделать, чтобы достичь лучшего результата;
  • поощрять старания, интерес ребенка и стремление справиться с трудностями, добиваясь обозначенной цели;
  • проверять и оценивать вместе с ребенком ход и результаты работы;
  • привлекать ребенка к совместному труду, подавать пример ответственного отношения к делу, при этом помогая советом или делом, если возникли затруднения;
  • пробуждать инициативу у ребенка к самостоятельным решениям.

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Статьи по теме:

О совместном сне родителей и детей ведется немало споров до сих пор. И педиатры, врачи и сами родители еще не пришли к общему мнению относительно того, где должен спать ребенок в первые годы жизни. Но вот — малыш подрос. И ему пора переселяться в свою кроватку. Как это сделать — мы расскажем в нашей статье.

Пожалуй, все родители стремятся разглядеть и воспитать в своем ребенке лидерские качества. Ведь всем хочется видеть детей преуспевающими и сильными личностями. Природа закладывает 40% лидерских задатков и талантов в малышей, но нужно суметь правильно их развить. В нашей статье мы подскажем как.

Многие из нас слышали о японской системе воспитания детей и знают, какими послушными и воспитанными вырастают дети. Но применимы ли японские методы к воспитанию наших малышей? В нашей статье мы расскажем об особенностях и правилах воспитания детей в Японии.

Детские привычки, вредные и не очень, складываясь, со временем формируют характер ребенка. Поэтому, замечая, повторяющиеся навязчивые действия ребенка, родителям следует внимательно приглядеться. Откуда берутся вредные привычки и как с ними бороться? Ответы — в нашей статье.