Определение социологией видов семьи и семейного положения

Социология семьи

Социология семьи является отраслью социологической науки, которая изучает семью и семейные отношения. Сфера исследований в данной области достаточно обширная:

  1. Изучение функционирования семьи как социального института;
  2. Изучение функционирования семьи как малой группы;
  3. Исследования структуры и функции семьи в современном обществе;
  4. Анализ брачно-семейных отношений;
  5. Выявление образцов семейного поведения, которые характерны для того или иного типа культуры, а также той или иной социальной группы.

Замечание 1

Как специальная социологическая теория, социология семьи берет свое начало в исследованияъ Рилза и Ле Пле еще в середине 19 века. С тех пор брачно-семейные отношения находятся в центре внимания социологов, так как семья – это уникальное образование, «ячейка общества».

Функции семьи

Под функциями семьи исследователи понимают способ проявления жизнедеятельности и активности как всей семьи, так и каждого ее члена в частности. Мы проанализируем следующие функции:

  1. Репродуктивная – биологическое воспроизводство населения, а также удовлетворение потребности в продолжении рода и наличии детей;
  2. Социализация – как известно, семья является институтом первичной социализации индивида, где ребенка формируют как личность с первых дней его жизни;
  3. Хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми. Чаще всего эту функцию берет на себя женщина, поскольку с самых давних времен именно женщина считалась «хранительницей очага». В современных условиях жизни это мнение изменилось, и теперь хозяйственно-бытовую функцию выполняют и мужчины;
  4. Экономическая – материальная поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи;
  5. Социально-статусная – предполагает предоставление определенного статуса членам семьи. Статус чаще зависит от материального положения, от национальности и религиозных предпочтений;
  6. Эмоциональная – оказание психологической поддержки;
  7. Защитная – защита членов семь как в физическом, так и в психологическом отношении.

Таким образом, каждая функция рассматривает свою отдельную, специфическую сторону семьи. Семейные отношения достаточно многогранны, и зависят они от большого количества факторов. Например, численность семьи, количество партнеров (стоит помнить, что на Востоке мужчина может иметь сразу несколько жен, и этот брак называется моногамным), количество детей, наличие в семье не только отца, матери и ребенка, но и других членов (например, родители одного из супругов, братья и сестры).

Понятие брака

Семейные отношения бывают разными. Есть те, кому не нужно фиксировать свои отношения, но если дело касается фиксации, то это называется браком.

Определение 1

Брак – это историческая, постоянно динамически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, которая предполагает упорядочивание и санкционирование их интимной жизни, установление супружеских, родительских или иных родственных отношений и взаимных обязанностей.

Замечание 2

Иными словами, браком называют юридически оформленный союз, который направлен на создание семьи и порождение взаимных прав и обязанностей. Брак основан на чувствах любви, дружбы и уважении. В последние годы среди различных форм семьи и брака выделяют не только браки между мужчиной и женщиной (традиционные), но и гомосексуальные, то есть между представителями одного пола.

Брак может быть моногамным (брак между одним мужчиной и одной женщиной), полигамным (брак между одним и несколькими индивидами – вышеупомянутый брак, который распространен в восточных государствах), или групповым (брак между несколькими женщинами и несколькими мужчинами).

Существуют также альтернативные браки. Они обладают всеми характеристиками брачного союза, но при этом юридические отношения отсутствуют. Еще стоит упомянуть брак по договору, брак между лицами одного пола, а также фиктивный и гражданские браки.

Церковный брак относят к отдельной категории брачно-семейных отношений, так как он не влечет юридических последствий с точки зрения законодательства, а регулируется лишь нормами канонического (внутрицерковного) права. Нельзя назвать этот брак незаконным, поскольку, в особенности в нашей стране, он считается таким же ответственным шагом, как и брак, оформленный юридически. Нередко, как отмечают исследователи, церковный брак в плане связи между супругами, является более крепким, и разводов после него значительно меньше.

Объект социологии семьи и брака

Анализируя ряд работ, мы можем сказать о том, что социология семьи и брака исследует типы социальных отношений, которые характерны в браке и семье в самых разных регионах земного шара. Так как в мире, особенно учитывать специфику современного развития, существует огромное количество типов брачных отношений, то и объектов также выделено сразу несколько.

Также объектами социологии семьи и брака можно назвать следующие:

  1. исторические типы и формы брачно-семейных отношений;
  2. численность и структура семейной общности, роль в ней как мужчины, так и женщины. Также здесь оценивается значимость детей;
  3. функции семьи и брака, о которых мы упомянули чуть ранее;
  4. место и роль семейных и брачных отношений в жизни отдельного индивида;
  5. место и роль брачно-семейных отношений в отдельной группе;
  6. особенности семьи как социального института.

Социологи также исследуют мотивацию человека к вступлению в брачно-семейные отношения, причины разводов и конфликтов, а также связь семьи с другими социальными образованиями и сферами общественной жизни.

Таким образом, социология семьи и брака – это специальная многоуровневая, полипарадигмальная и мультитеоретическая наука. Она изучает возникновение, развитие и дальнейшее функционирование брака и специфику брачно-семейных отношений.

Определение 2

Объект социологии семьи и брака – это брак и семья, которые изучаются в историческом контексте и ретроспективе, а также в современном состоянии.

6.2. Понятие и категории семьи

Семья — самый фундаментальный универсальный социальный институт. Ученые изучают семью много десятилетий. Социологи дают свое определение понятия «семья». Например, Джордж Мердок, исследовав формы семей в 250 культурах (1949), предложил следующее определение:

Семья — это социальная группа, характеризующаяся: общим местожительством, экономической кооперацией, воспроизводством.

Таким образом, для социологии характерно рассматривать семью как социальный институт и как социальную группу.

Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

При рассмотрении семьи как социального института изучаются:

общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений;

образцы семейного поведения;

ролевые отношения в семье;

эффективность реализации институтом семьи своих основных функций;

социальный механизм изменения норм и ценностей.

Как малую социальную группу семью можно определить как общность, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.

При рассмотрении семьи как социальной группы изучаются:

условия формирования и этапы развития семьи;

динамика супружеских отношений и характер отношений между родителями и детьми;

распределение обязанностей в семье;

причины и мотивы разводов;

структура и функции семьи.

Говоря о семье, нельзя еще раз не подчеркнуть, что ее основу составляет брак.

Брак — это совокупность социальных норм, а также система взаимных обязанностей и прав, определяющих взаимоотношения женщины и мужчины, необходимых для функционирования семьи.

В браке и супружеских отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Именно поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию сексуальных отношений. Так, если в биологическом, сексуальном инстинкте влечение к другому полу по существу деперсонализировано, то в любви оно направлено всегда на конкретного человека, физические черты и весь облик которого воспринимаются и оцениваются не сами по себе, а в единстве с морально-этическими качествами. Таким образом, в любви половой инстинкт приобретает уже нравственно-эстетический характер.

Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру: оно включает и экономическую, и психологическую сторону. Экономическая сторона — это следствие половозрастного разделения труда в производстве и домашнем хозяйстве. Психологическая сторона брака имеет своим источником как особенности социально-экономической и культурной жизни общества, так и половое влечение, оказывающие влияние на потребности, чувства, черты характера и даже на способности и вкусы мужчины и женщины.

Брачные отношения имеют и юридическую сторону. Если на ранних стадиях развития общества отношения между мужчиной и женщиной регулировались племенными и родовыми обычаями, то с возникновением нравственности, религии и государства регулирование этих отношений приобрело соответственно нравственный, религиозный и правовой характер. Это позволило еще более усилить социальный контроль над браком.

Право оказало сильнейшее влияние на моральные устои брака. Оно ускорило преодоление пережитков отношений и увеличило ответственность родителей за воспитание детей. Такие правовые обязанности, как супружеская верность и взаимопомощь, способствовали формированию и развитию у людей соответствующих нравственных качеств, оказали общее облагораживающее воздействие на мораль, наконец, юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на власть, санкционировавшую их союз. И если брак нуждался в поддержке и защите, то люди, состоявшие в нем, могли апеллировать как к общественному мнению, так и к закону.

Социальная сущность семьи выражается через систему категорий, таких как условия жизни семьи, образ мыслей семьи, успешность брачно-семейных отношений и этапы жизненного цикла семьи. Эти категории отражают основные аспекты брака и семьи, важнейшие стороны их функционирования.

Условия жизни семьи — это совокупность факторов макросреды (общих социальных условий) и микросреды (ближайшего социального окружения). При рассмотрении данной категории мы должны иметь в виду как объективные, так и субъективные условия жизни. Объективные подразделяются на естественные (географические, биологические, экологические и т. п.) и социальные (социально-экономические, социально-политические, социально-культурные, идеологические). Субъективные условия жизни семьи можно разделить на внешнесубъективные и внутреннесубъективные. Это означает, что каждая семья, обладая определенной самостоятельностью, в то же время через комплекс опосредованных связей подчинена общим закономерностям явлений и процессов общественной жизни. Данные связи в зависимости от условий жизни воздействуют в целом на взаимоотношения в семье и способствуют или ее стабилизации, или дестабилизации.

Каждая семья насчитывает определенное количество членов, которые определенным образом связаны между собой.

Структура семьи — это совокупность отношений между ее членами, включающая помимо отношений родства духовные, нравственные отношения, в том числе отношения власти и авторитета.

Выделяют так называемую авторитарную структуру (авторитарные семьи), которая характеризуется жестким подчинением жены мужу, а детей — родителям. Демократические семьи основаны на распределении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей в воспитании детей, на осознании, а не на принуждении.

Структура семьи представляет особый интерес в связи с тем, что она оказывает существенное влияние на выполнение семейных ролей каждым членом семьи, на вероятность конфликтов между супругами — одним словом, оказывает влияние на все стороны функционирования семьи.

Функции семьи — это формы проявления активности, жизнедеятельности семьи и отдельных ее членов.

Эти формы отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности — с другой. В зависимости от эволюции общества и изменений требований, предъявляемых к семье как социальному институту, изменялись структура семьи и ее социальные функции.

Совокупность функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

репродуктивная (воспроизводство потомства);

воспитательная (в первую очередь, детей);

хозяйственно-экономическая (бытовая);

рекреативная (от лат. recreatio — восстановление) функция дает возможность восстанавливать нравственные и физические силы, душевное равновесие и здоровье члена семьи за счет семейных отношений, опирающихся на любовь и эмоциональную поддержку, взаимопомощь. Она также предоставляет возможность организации досуга и отдыха, психологической разрядки, т. е. того, что необходимо для поддержания жизненного тонуса; ¦ коммуникативная и регулятивная функция. Она отражает социальные отношения внутрисемейного общения, взаимодействия с другими семьями, помогает налаживать отношения на работе (учебе), с соседями и друзьями, вживаться в новый коллектив, принимать важные для семьи решения.

Образ жизни — это совокупность тех видов жизнедеятельности, которые осуществляются совместно всеми или некоторыми из членов семьи либо одним из них, но от имени или для семьи.

Здесь идет речь о ролевом взаимодействии в семье.

Традиционные роли, когда женщина вела дом, хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. Сейчас большинство женщин участвуют в экономическом обеспечении семьи и принимают равное участие в общесемейных решениях. Это повлияло на образ жизни семьи, способствовало освобождению и развитию личности женщины-матери, равенству супругов, но вместе с тем оказало воздействие на демографическое поведение, что привело к снижению уровня рождаемости и росту числа разводов. Как мы видим, между образом жизни семьи и общества в целом наблюдается самая тесная связь.

Образ мыслей семьи — это совокупность ценностей, норм, установок в сфере семейной жизни.

Для современной семьи характерна ориентация на личностные, а не на статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Изменяются отношения и родителей с детьми.

Во-первых, традиционные нормы и ценности становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, устанавливаемыми в процессе межличностного общения в определенных семьях, различающихся по уровню образования, культурного развития, месту жительства (сельская местность, небольшой город, средний город, мегагород).

Во-вторых, происходят изменения структуры лидерства в семье и характера отношений между супругами и между родителями и детьми, изменения, ведущие к демократизации этих отношений.

Наконец, основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные и интеллектуальные стороны межличностных отношений. В социологических исследованиях данная категория рассматривается с точки зрения степени удовлетворенности супругов своей жизнью.

Успешность брачно-семейных отношений — это категория, характеризующая качество семейной деятельности и отношений супругов в семье. Она может включать в себя следующие компоненты:

характер и степень выполнения социальных функций;

характер и выполнение индивидуальных функций;

степень удовлетворенности супругов отношениями между ними;

степень стабильности брака;

степень и характер влияния семьи на развитие личности каждого из взрослых ее членов.

Этапы жизненного цикла семьи — эта категория характеризует динамику изменений, которые происходят в семье от ее формирования до распада.

Семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. Обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

образование семьи — начинается от заключения брака;

начало деторождения — от рождение первого ребенка;

окончание деторождения — от рождение последнего ребенка;

«пустое гнездо». Эта фаза берет начало от вступления в брак и выделения из семьи последнего ребенка;

прекращение существования — смерть одного из супругов.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Часть Первая. КАТЕГОРИИ АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО КАК КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ

1. Категории – формы движения теоретической мысли. Понятие и его предмет
Диалектика не ограничивается признанием всеобщей изменчивости вещей, их текучести. Целью диалектического познания является определенность вещи, ее устойчивая сущность. Рациональное же познание

Глава 6
Социология семьи
Социология семьи — одна из важнейших отраслей социального знания. Интерес к семье в современном обществе обусловлен многими причинами, в том числе и тем, что большинство общественных проблем зарождается именно в семье. Внимание и интерес к семье

6.4.2. Альтернативные формы семьи
За последние десятилетия возникало несколько различных альтернатив семейной жизни.Так, например, в Швеции с 1988 г
. наряду с гражданским и церковным браком узаконена форма брачных отношений, называемая «самбо», – именно ее чаще

6.4.3. Будущее семьи
Одни социологи считают, что семья достигла состояния глубокого кризиса и этот процесс необратим
. Другие полагают, что семья скорее находится в процессе трансформации, чем в упадке. Следует помнить, что семья как социальный институт прошла длительный

Без семьи и учеников
Обычно китайские хроники уделяют много внимания семейному окружению великого человека. Очень важно, из какого клана он вышел, кем были его родители, чем было обставлено его рождение, поскольку именно эти факты «вписывают» человека в традицию.Совсем

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ОБРАЗЦА И ПОНЯТИЕ ПОДРАЖАНИЯ

Следует выбрать кого-нибудь из людей добра и всегда иметь его перед глазами, — чтобы жить так, словно он смотрит на нас, и так поступать, словно он видит нас.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию, XI, 8

Возьми себе, наконец, за

СЕМЬИ БУДУЩЕГО
Во время Великой депрессии 30–х годов миллионы людей оказались выброшенными на улицу. Как только двери заводов захлопнулись перед ними, многие из них погрузились в пучины отчаяния и вины, их эго оказались разбиты из–за невероятной ошибки —

Политическое прошлое семьи
Титан Прометей был из семьи, известной своим участием в политике. Во время борьбы с новым узурпатором — Зевсом, братья Прометея, Атлант и Менетий, сражались против него. За что и были наказаны: Менетий — низвергнут в Тартар, а Атлас — поставлен

§1. Понятие и категории города
Дефиниции «города» могут быть самыми различными по своему характеру
. Общее для них всех только одно: то, что город представляет собой замкнутое (во всяком случае, относительно) поселение, «населенный пункт», а не одно или несколько отдельно

Межрасовые семьи
Вероятно, ни одна тема в американской истории не считалась более значащей, более дискутируемой или более глубокой, чем расовые отношения. Поэтому замечательно, что число пар, действительно не различающих цветов и рас, пересекло важный однопроцентный

2. Понятие о микрообъекте как понятие о транссубъективной реальности
или о транссубъективном предмете, именуемом «объект науки», которое приложимо к эстетикеЭто не предмет моих внешних чувств, сущий вне меня и моего сознания: не нечто объективно-реальное.Это не предмет

4. Происхождение семьи
Одним из важнейших результатов культурной наследственности было, как мы уже видели, накопление культурной традиции, свойственное только человеку; оно привело к необычайному удлинению детства – так называемой неотении. Это удлинение необходимо

Преобразование семьи
Разбирая после смерти Маркса его рукописи, Энгельс обнаружил обширный конспект книги Моргана «Древнее общество» (1877), составленный Марксом в конце 2019 – начале 2019 г.; среди подробных выписок из Моргана были рассеяны многочисленные критические

Ослабление семьи
Семья – это основная ячейка общества, центр, в котором формируются эмоциональная жизнь и мораль человека. Она имеет фундаментальное значение для человеческой цивилизации, поскольку является средством развития людей, которые должны быть полезными для

У НЕЕ НЕТ СЕМЬИ
Семья собралась на обед. Старший сын заявил, что собирается жениться на девушке, живущей через дорогу.– Но семья не оставила ей ни гроша, – возразил отец.– И сама она тоже не скопила ни цента, – добавила мать.– Она совсем не разбирается в футболе, –

Социология семьи – отрасль социологического знания. Изучает семью как целостную социальную систему, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, которая объединяет людей общностью быта, взаимной ответственностью, взаимопомощью.

Понятие семьи в социологии обладает отличительной особенностью, так как социология изучает ее и как социальный институт, и как малую социальную группу. Именно семья дает возможность узнать такие формы человеческих отнощений как супружество, родительство, родство.

Социология семьи выделяет структуру и функции семьи, которая имеет сложную многоуровневую структуру, включающую не только количество и состав поколений, но и социальные роли, позиции каждого члена.

Нуклеарная семья состоит из супружеской пары родителей и детей, которые находятся на их иждивении. Расширенная семья включает помимо нуклеарной семьи и других родственников (бабушки, дедушки, дяди, тети, двоюродные братья и сестры и т.д.).

Социология семьи таким образом разделяет понятия семьи и брака. Брак – это правовые отношения мужчины и женщины по отношению к друг другу и к детям. Исторически выделяются следующие формы брака:

а) моногамия – один мужчина и одна женщина;

б) полигамия – один мужчина и несколько женщин (или одна женщина – несколько мужчин)

в) групповой брак – несколько мужчин и несколько женщин.

В современном обществе наиболее развит моногамный брак мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Возрастает роль внутрисемейных отношений как фактора укрепления семейной группы и социального института.

Функции семьи социология связывает с интересами общества, потребностями личности.

Экономическая функция  состоит в обеспечении членов семьи средствами к существованию, в том числе нетрудоспособных  и несовершеннолетних членов семьи (детей, стариков, инвалидов)

Хозяйственно-бытовая функция связана с оказанием бытовых услуг членами семьи друг другу. Совместное ведение хозяйства обеспечивает укрепление внутрисемейных отношений.

Репродуктивная функция  – важнейшая в социальном плане, так как состоит в вопроизводстве населения, в удовлетворении естественной потребности в детях.

Воспитательная функция направлена на воспитание  и социализацию подрастающего поколения.

Семья выполняет и функцию первичного социального контроля, которая состоит в познании социальных норм, санкций, регламентации поведения.

Функция духовного общения обеспечивает удовлетворение естественной потребности человека и включает духовное обогащение, моральную ответственность, дружесткие отношения.

Социально-статусная функция заключается в том, что семья предоставляет ее членам определенное положение в структуре общества, стартовые возможности.

Досуговая функция  состоит в организации и проведении свободного времени всех членов, развитии способностей.

Эмоциональная функция также играет большую роль в удовлетворении естественных потребностей членов семьи, обеспечивая психологическую помощь и поддержку.

Функции семьи взаимосвязаны между собой, представляют целостную структуру, дополняя и обогащая каждый элемент системы.

Социология семьи и ее исследования в настоящее время являются наиболее актуальными, так как в России наблюдается кризис социального интститута семьи. Резко возросло количество семей с явным внутрисемейным неблагополучием, с нарушением важнейших функций. Многие семьи являются не только функционально несостоятельными, но и имеют явную антисоциальную направленность. Резкое увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, разводы, алкоголизация и наркотизация родителей приводит к неутешительным статистическим данным.

%PDF-1.4
%äüöß
2 0 obj
>
stream
x\I# r|0y.ȌxTVh4″ŋf?sN6E.oa>Gzv?Z_?Mau3߯gJ8vMix{[email protected]{Z2ƸޙnwkR܇;~ OI+_u]4͢JGɸ&=S_&WL]Df?1%꟡}h07DCi&S߯gMw+
֔J`q02cib>9~’5:fx]g{m9uQS=V»[9″`xKKK͠+$Sȴkb
ЬLgO»~YwßBc|_[X ,/nv’d#ᴵ[XiM=фܧ֢2ᰵA냏]+8U~RMD!CXvTqed*[email protected]

Семья — это основанное на браке или кровном родстве объеди­нение людей, связанных общностью быта и взаимной ответствен­ностью. Являясь необходимым компонентом социальной структу­ры любого общества и выполняя множественные социальные фун­кции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, че­рез нее продолжается род. В семье происходит первичная социа­лизация и воспитание детей, а также в значительной части реали­зуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных чле­нах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и жен­щиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юриди­чески оформленными, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развити­ем прежде всего общественным потребностям, нормам и санкци­ям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем рассматривается как основанная на браке или кровном род­стве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сущность семьи через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потреб­ностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и выте­кают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организация досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, вза­имопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качествен­ном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с при­общением нового поколения к научным и культурным достижени­ям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотв­ращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств к жиз­ни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, органи­зует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управле­ния семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках ма­тери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое поло­жение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взва­ливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый -формирование личности ребенка, развитие его способностей и ин­тересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, от­цом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом соци­ального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоко­нравственного отношения к труду; привитие им чувства коллекти­визма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, со­блюдать нормы социалистического общежития и поведения; обо­гащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработ­ке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект -систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий -постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, числен­ность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и ха­рактер отношений между его членами. Он включает идейно-нрав­ственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосфе­ру, жизненный опыт, образование и профессиональные качества ро­дителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрос­лых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и об­щественностью. Особый и весьма важный компонент — специ­фика самого процесса семейного воспитания.

Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с раз­ными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наи­более полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духов­ной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы соци­альных установок и формирования жизненных планов. Обществен­ные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Все большее значение социологи придавали и придают комму­никативной функции семьи. Можно назвать следующие компо­ненты этой функции (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата в семье.

Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть спло­ченной, развивать способности и интересы, удовлетворять куль­турные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует прежде всего отнести ее идей­но-нравственные устои, коллективистские отношения, психологичес­кий климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устрем­ления.

Единство гражданственности и устойчивых нравственных от­ношений оказывает сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи, особенно на детей. Наиболее мощным средством в комплексе этих влияний является характер отношений между суп­ругами. Это особенно четко вырисовывается, если посмотреть на жизнь семьи не только глазами взрослых, но и детей. Они (судя по результатам многих исследований) особенно ценят трудолюбие родителей, их активное участие в общественной жизни, а также внутрисемейные отношения, которым присущи дружба, коллекти­визм, сердечность и доброта, взаимная доброта, взаимная забота и взаимопомощь, единство семейных и общественных интересов. Подлинная духовная близость детей с родителями старшими — это такое отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые со­кровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая, все лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые внутри­семейные отношения оказывают положительное влияние на все­стороннее формирования личности.

Цементируют эти отношения и усиливают их влияние семей­ные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве куль­туры и духовной жизни, в обеспечении, преемственности поколе­ний, в развитии общества и личности. Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные обществом отношения и опыт вплоть до конкретных поступков и действий. Непосредственным носителем и воспроизводителем общенародных традиций является семейный коллектив.

Воспитательная сила традиций состоит, прежде всего в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколе­нием наиболее естественным путем. В семье, где немало добрых традиций, больше условий для нейтрализации отрицательного вли­яния на детей отдельных ошибок родителей.

Конфронтация как тип отношений в семье — это противобор­ство супругов, столкновение их взглядов. В центре столкновений нередко оказываются вопросы воспитания детей.

Существование характеризуется тем, что внешне семьи живут вполне благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но каж­дый живет своей жизнью. Главная черта таких отношений — не­вмешательство в дела друг друга. Даже родители предпочитают не вмешиваться в дела детей.

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчи­вый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним — психологическая атмосфера). Он является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результа­те совокупности настроения членов семьи, их душевных пережи­ваний и волнений, отношения друг другу, к другим людям, к рабо­те, к окружающим событиям.

Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат.

Исходной основой благоприятного психологического климата является супружеская совместимость, в первую очередь такой ее компонент как, общность идейно-нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенно­сти и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлеж­ность к своей семье, высокая внутренняя принципиальность, от­ветственность.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовнос­тью помочь в любую минуту.

Важный показатель благоприятного психологического климата семьи — стремление ее членов проводить свободное время в до­машнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать.

Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрес­сиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положитель­ных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое поло­жение к лучшему, то само существование семьи становится пробле­матичным. Вопрос этот подробнее рассматривается при обсуждении семейных конфликтов и разводов.

Брак — это санкционированная и регулируемая обществом фор­ма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Первой формой общественного регулирования половых от­ношений считается, дуально-родовой, или групповой брак, ха­рактерный для стадии первобытного общества. Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзо­гамия). То есть групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бы­товому коллективу.

В дальнейшем групповой брак между членами разных родов сузился до лиц, принадлежавших одному поколению, и затем по­степенно сменился парным браком. Вначале при парном браке суп­руги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена — в род мужа (патрило-кальный брак), имущество было раздельным, сохранялись пере­житки группового брака.

Переход к земледелию и скотоводству повысил хозяйственную роль мужчины, в результате чего парный брак упрочивается, дает начало моногамному браку, укрепляющему целостность семьи. В ходе исторического развития основной формой брака становится именно моногамия; у ряда народов она сочетается с полигамией, однако распространение последней сокращается.

Заключение брака — один из основных параметров брачности, а прекращение, брак — разводимости и овдовения. В демографии каж­дый такой факт рассматривается как демографическое событие и как изменение брачного состояния, а последовательность таких фактов в поколении — как демографический процесс.

Брачное состояние — это положение лица по отношению к инсти­туту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны. Различают не состоящих в браке и состоящих в браке. В условиях моногамного брака не состоящие в браке делят­ся: никогда не состоявшие в браке, вдовых и разведенных. Перечис­ленные категории брачного состояния считаются основными и выде­ляются в большинстве разработок статистических данных. При бра­ке, разводе, овдовение происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую, совокупность таких переходов есть процесс воспроизводства брачной структуры населения, которое в демографии рассматривается как составная часть воспроизводства населения.

Учет распределения населения по категориям брачного состоя­ния необходим при изучении брачности, прекращения брака, фор­мирования и развития семьи, а также процессов рождаемости и смертности. Брачное состояние лица определяется при переписи или обследовании населения обычно по принципу самоопределе­ния (т.е. со слов опрашиваемых) и не всегда совпадает с тем, что записано в документах, а это приводит к неполной сопоставимо­сти данных из различных источников.

Для понимания термина брачности необходимо иметь представ­ления о таких понятиях, как «брачный рынок», брачный круг, брач­ный выбор (т.к. от их наличия и формирования зависит брач-ность).

«Брачный рынок» — это термин, применяемый для условного обозначения системы соотношений численностей различных групп бракоспособного населения. Ситуация на «брачном рынке» зави­сит от числа потенциальных брачных партнеров в населении на данной территории, его возрастной — половой структуры. В связи с тем, что традиции и социокультурные нормы предостерегают, что жена, как правило должна быть моложе мужа, ситуация на «брач­ном рынке» определяется соотношением числа молодых, не состо­ящих в браке женщин и не женатых мужчин несколько более стар­шего возраста. Неблагоприятная ситуация вызывается диспропор­цией численность полов, возникающей в результате военных по­терь или резких изменений уровня рождаемости, а так же несбалан­сированных по полу массовых миграций.

Брачный круг — это совокупность возможных брачных партне­ров. Брачный круг-определяется системой норм общества, а также социально-экономическим положением партнеров, особенностями их личностных качеств. Система общения, определяющая брачный круг, может включать кроме индивидуальных межличностных кон­тактов также подбор брачных пар.

На формирование брачного круга, его динамику и состав значи­тельно влияет ситуация на «брачном рынке». Диспропорция чис­ленности бракоспособных лиц в населении приводит к сужению брачного круга лиц одного пола, имеющих численный перевес (в этих условиях брачное состояние пополняется за счет лиц, кото­рые прежде не рассматривались в качестве потенциальных брач­ных партнеров, т. е. брачные предпочтения ослабевают), и соответ­ствует расширению брачного круга лиц другого пола.

Брачный выбор — это выбор брачного партнера в рамках данно­го брачного круга. На брачный выбор влияют социальные, эконо­мические, культурные, психологические и антропологические кри­терии, при этом значение каждого из них изменяется во времени. В традиционных обществах с их сословными границами доминиру­ющее значение имело социальное положение семьи будущего парт­нера. В последствии на первый план выдвигаются экономические факторы. Лишь в рамках одного круга социально и экономически приемлемых партнеров допускается выбор по другим признакам и проявляется влияние антропологических (возраст, внешние дан­ные), психологических (взаимная симпатия) и тому подобных фак­торов. В современном обществе (когда в значительной мере утра­чивают значение социальные, экономические, этнические и рели­гиозные барьеры) на первое место выступают психологически, культурные и антропологические критерии выбора. Сила влияния отдельных факторов на брачный выбор измеряется индексами брач­ности. Изучения закономерностей брачного выбора необходимо для прогнозирования «удачности» брака, его прочности, а также для практической деятельности различных служб семьи.