Методики воспитания детей от 0 до 3 лет

Правильное воспитание ребенка – одна из главных миссий его родителей. От этого зависит, кем Ваш малыш станет, какие черты характера будут присущи ему, будет ли он любить и почитать старшее поколение. Чем старше ребенок, тем сложнее его усмирить, воспитать, дать правильный совет. Часто родители за неимением опыта, делают ошибки, ругают детей, применяют силу. Многие пользуются советами старшего поколения. Но как бы там ни было методики воспитания детей очень важны, они формируют новую личность, человека, который должен полноценно жить в обществе. Часто дети повторяют поведение родителей, так как именно они становятся примером для подражания. Все зависит от того, насколько родители умны, начитанны, образованны в данном вопросе воспитания детей.

Часто при выборе методов воспитания родители выбирают модель близкую ему: авторитарную, попустительскую или демократичную.

Методы воспитания детей могут быть как правильными и воспитать прекрасного человека, так и неправильными и вырастить закомплексованную личность.

Главные методы воспитания

Методика воспитания детей, общения или убеждения.

Данная методика воспитания детей подойдет для разного возраста и разного характера. Разъясняя ситуацию, родитель должен объяснить малышу, как нужно поступить, чтобы решить проблему вместе. Очень важно, каким тоном Вы будете говорить. Нужно беседовать спокойно, размеренно. Даже младенец прислушивается к словам, интонации мамы или папы понимает, что хотят ему сказать.

Метод позитивного подкрепления.

Подкрепление означает последовательность действий родителей, поступающая после его действий или поступков.

Есть несколько видов подкреплений: позитивное и негативное (положительное или отрицательное). Негативное – это наказание, запрет чего-то, позитивное – похвала, поощрение, подарки, поездки.

Данная методика воспитания детей наиболее благоприятна. Она приносит ощущение радости и счастья, улыбки и семейного тепла. Не скупитесь на добрые слова Вашему малышу, говорите какой он умница, помогайте ему. Если что-то не получается, поддержите малыша, покажите, что все не так плохо, что все делают ошибки, улыбнитесь. Сделайте что-то, что малыш любит, поиграйте в его любимую игру, настройте его на лучшее.

Положительный метод состоит в предоставлении ребенку позитивных эмоций, вызванных его поведением. Если ребенок совершил что-то полезное и хорошее, его нужно непременно похвалить, поощрить.

Отрицательный метод построен на демонстрации ребенку как не нужно поступать, посредством наказания или укора «Ты не прав», «Так не ведут себя хорошие детки». Если необходимо наказать ребенка, чтобы он понял, что за плохими действиями последует наказание.

Методы могут быть разные. Например минута размышлений, когда ребенка на время оставляют одного, где он должен простоять. Его могут посадить на стул или поставить в угол. Это должно быть постоянное место, которое проказник должен запомнить как наказание. Это не должно продолжаться постоянно, и методы наказания должны быть разные, в зависимости от возраста и пола ребенка.

Как наказание это может быть лишение любимого занятия: просмотра мультфильма, отказ от помощи, игнорирование (но только в пределах разумного), лишение любимых игрушек или компьютера. Есть даже примеры наказания для ребенка, когда их лишают чтения любимых книг или похода в магазин за вкусненьким и т.д.

Есть метод дрессировки, или еще он называется метод «кнута и пряника». За положительные действия положено поощрение, или за плохие — наказание. Самое главное, чтобы родители не забывали об этих принципах. Например, ребенок вызвался помочь в уборке дома, начинайте хвалить его в процессе действия. Если же он что-то натворил, то отправляйте в угол беспрекословно. Ваше слово должно быть для него законом. Если малыш все делает хорошо, пообещайте ему прогулку или поход в парк аттракционов.

Методика воспитания детей «один-два-три».

Действенная методика воспитания детей, работает тогда, когда необходимо остановить непокорение ребенка. Смысл метода в том, что один из родителей делает замечание ребенку насчет его поведения и считает до трех, если малыш не останавливается, то родитель наказывает его. Такой метод эффективен для детей старше двух лет. Не проговаривайте цифры быстро, говорите не спеша, дайте ребенку время подумать. А если это не помогает, то после цифры три, если малыш не одумался — воплощайте наказание в жизнь. Главное оставаться непоколебимым, сохранять спокойствие. Ровным, спокойным тоном говорите все, что считаете нужным. Верьте в то, что говорите, так как если ребенок заметит, что Вы нервничаете, то все воспитание пойдет впустую.

Есть еще такой метод воспитания, как «наоборот». Это когда ребенка невозможно заставить сделать что-либо, он всему противится. Ты ему «белое», а он «черное». Например: «Катя, надень кофточку, на улице холодно», а Катя ни в какую. Тогда маме необходимо сказать «Ладно, Катюша, не одевай, мерзни, можешь идти так». И тут враз как по мановению волшебной палочки Катя одевает кофточку и резво идет на улицу с мамой. Вот такой вот метод.

Что касается физической силы, то это не самая удачная методика воспитания детей. Она ломает детскую психику и приводит к самым негативным последствиям. Психологи не советуют применять данный метод. Старайтесь поговорить с ребенком, прежде чем применять силу.

Воспитание человека начинается с самого его появления на свет, как гласит наиболее распространенная научная теория. Есть гипотезы, признающие, что мы уже рождаемся с определенным набором знаний и эмоциональных направленностей. Это опыт, накопленный либо в прошлых жизнях, либо в процессе внутриутробного развития.

Так или иначе, каждая мама хочет, чтобы ее малыш был всестороннее одаренным, много знал и умел, хорошо учился, рос личностью не только приспособленной к жизни, но и знакомой с творчеством, спортом. По этой причине, особенно сейчас, родители нередко начинают развивать способности малыша задолго до достижения им садиковского и школьного возраста. Уроки английского языка и математики для грудных детей, прослушивание музыкальных произведений Моцарта и Вивальди, экскурсии по музеям живописи – чего только не встретишь сейчас в родительской практике.

Попробуем разобраться в сути раннего развития ребенка. Так ли оно полезно? Каковы методики активного раннего развития ребенка? Что за программы пользуются наибольшей популярностью? Что лучше – заниматься с малышом самой или доверить уроки по развитию профессионалам?

Развитие и его виды

«Активное воспитание ребенка в возрасте от 0 до 2-3» — вот такое определение дает интересующему нас термину Анна Раппопорт. При видимой безобидности и пользе данного явления, в обществе оно нередко вызывает негативные эмоции и насмешки. Все дело в том, что трактовок и форм его воплощения в жизнь существует множество.

Воспитание детей от 1 до 3 воспринимается в качестве антагониста традиционному обучению, которое начинается по канонам европейской культуры с 6-7-летнего возраста ребенка. Под ранним развитием ребенка подразумевают иногда не только уроки с грудничками, но и работу с детками младшего и среднего дошкольного возраста, то есть с ребятами 3-4 и 4-5 лет.

Традиционная возрастная психология сконструировала деление раннего развития детей на три вида по его адекватности возрастной категории. Это:

  • Преждевременное. Малыш не может воспринимать в силу физиологических, психических и психологических причин ту информацию, которой хотят его напичкать, либо те навыки, которые хотят ему привить. Ясно, что учить младенца сидеть невозможно.
  • Позднее. Ситуация, когда человеку хотят привить знания и умения, которые уже должны были быть в его арсенале в силу физиологической, психической и психологической готовности. К примеру, учить ребенка читать после 8 – поздно. Он, разумеется, научится, но процесс будет менее продуктивным и рациональным. Другая ситуация – учиться балету ребенку в 10 уже точно поздно.
  • Своевременное. Соответствие возраста и параметров развития ребенка тем навыкам и знаниям, которые пытаются ему привить.

Объективному большинству кажется наиболее адекватным своевременная разновидность. Она соответствует возрастным показателям и индивидуальным особенностям человека. Однако и первый, и второй вариант тоже имеют право на существование. Главное – поставить цель и не действовать вопреки желанию ребенка, здравому смыслу и физическому состоянию.

В чем суть?

Воспитание крох от рождения – это создание условий, настраивающих на знакомство с произведениями музыкального искусства и живописи, чтение книг малышу, прокручивание аудиосказок. Также это создание уголков, наполненных объектами, развивающими органы чувств ребенка и его двигательную активность. Активное общение с крохой со стороны не только матери, но и остальных родственников играет большую роль. Разговоры с ребенком не о том, как хорошо звучит его мобайл на кроватке и какое вкусное пюре он будет сейчас кушать, а о том, что сейчас начнется дождь и вообще — откуда берется эта вода с неба. Другой пример – играя с ребенком, используйте сортеры и деревянные развивающие игрушки, выполняйте задания вместе с ним и объясняйте, почему нужно делать так, а не иначе: «круг – круглый, его нельзя вставить в прорезь с прямыми линиями и углами; деревянная бусинка не пройдет по этому лабиринту, потому что здесь дорогу загораживает другая бусинка» и т.д.

Итак, воспитание вашего крохи – это не только подготовка к школе или детскому саду, но и создание информационной среды, в которой малыш будет гармонично и активно развиваться, тренировать свою память, внимание и фантазию, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию. Это не должна быть ориентация на воспитание вундеркинда, но направленность на развитие гармоничной личности. Данная статья поможет вам разобраться в методиках воспитания, которые наиболее часто используются родителями самостоятельно либо в группах развития детей. Проанализируем их преимущества и недостатки, рассмотрим особенности их реализации и то, на что направлена каждая методика.

Методика Гленна Домана

Гленна Доман – один из самых знаменитых врачей конца XX столетия, американский физиотерапевт, разработавший целую теорию по воспитанию малышей. Первоначально его методика касалась только деток с нарушением работы ЦНС, затем ее адаптировали и к здоровым малышам. Согласно Доману, до 6 лет человек занимается только познанием, поэтому заставить его по-настоящему выучить что-либо невозможно. Настоящее обучение – только со школьной скамьи, в чем Доман созвучен классическим европейским традициям воспитания.

Ученый предлагает показывать с 1-4-месячного возраста карточки, на которых написаны разные слова. Это поможет малышу как можно быстрее научиться читать и писать в будущем, ведь в его памяти уже отложатся буквы. К примеру, показывайте крохе карточку со словом «апельсин», причем карточка большая, буквы достаточно крупные. При этом четко и в меру громко произносите это слово. Повторяют такую процедуру с каждым словом на протяжении многих дней. Постепенно малыш станет ассоциировать звучание и написание слова, и, как считает Доман, запомнит написание и произношение. Можно, кроме того, показывать к карточке настоящий апельсин. Такая визуальная проработка понятий поможет ребенку быстрее адаптироваться к окружающей среде. Не ждите, что он в 3 года прочитает «Войну и мир». Как показывает практика, впоследствии такие ребята действительно начинают быстрее читать и писать, активнее адаптируются к внешним условиям.

В чем недостаток методики? В самой ее сути. Немногие малыши, особенно после годовалого возраста, согласны просидеть спокойно столько времени, сколько требует хотя бы один курс занятий. Непоседливые несмышленыши предпочитают побегать, поиграть, посмотреть мультфильм. Три-четыре карточки – и внимание крохи переключается. Нередко методику Домана используют, прибегая к помощи профессионалов, либо со спокойными медлительными малышами по достижению ребенком годовалого возраста.

Методика Монессори

Мария Монтессори — педагог, философ и активный политический деятель начала прошлого столетия, оказалась более дальновидной, чем Доман. Она учла, что малыши зачастую предпочитают более активные формы времяпровождения, чем разглядывание карточек. Монтессори предлагает устраивать в комнате несколько рабочих зон и предоставлять малышу свободу действий. Он сам выбирает, чем хочет заняться в тот или иной момент. Задача педагога или родителя – заинтересовать кроху, направить его действия и объяснить, как лучше использовать предметы. Все предметы в комнатах Монтессори должны быть соразмерны малышу. Маленькая мебель, книги и игрушки, которые кроха сам может достать с полок, игрушечная посуда. Бывает, что используются даже фарфоровые сервизы, которые приучают детей к аккуратности и концентрации внимания.

В основе методики Монтессори лежит уверенность в том, что каждому возрасту соответствуют свои особенности обучения. Так, малыши узнают о порядке и дисциплине к 2,5-летнему возрасту. В 2,5-5 лет – учатся общению. Сенсорные навыки и речь лучше развивать до 5-6 лет.

Главное преимущество концепции – она учит ребенка не только словам, действиям и знакомит с окружающим миром, но и адаптирует к социуму. Методика Монтессори учит общаться, поэтому чаще всего малышей отправляют в группы от «3 до 6» лет.

Вальдорфская система

Вальдорфская концепция направлена, прежде всего, на физическое воспитание малыша и привитие творческого начала. На первом месте стоят активные игры, танцы, занятия музыкой и творчество. Чтение, математика, совершенствование речи и внимания отходят на второй план. Главное правило – воспитание качеств и навыков должно идти без опережения, термин «преждевременное» к нему не вполне подходит, скорее оно гармоничное. Направлено на согласие эмоциональной, умственной, физической и духовной составляющих в личности малыша.

Вальдорфская концепция особенная, она не входит даже в качестве элементов в программу обучения в обычных школах и детских садах. Обычно Вальдорфские школы и детские сады существуют сами по себе, обособленно. Детки не пользуются игрушками из искусственных материалов. Признается только дерево, глина, камень. Малышей призывают по минимуму сидеть перед телевизором и компьютером, больше гулять и читать книги (рекомендуем прочитать: познавательные книги для детей 2-х лет). С первого класса в этих школах изучают иностранные языки, активно рисуют, занимаются скульптурой. Вальдорфская концепция направлена на воспитание культуры в человеке.

Система Зайцева

Единственная отечественная концепция воспитания деток, которая приобрела популярность на всем постсоветском пространстве. Педагог-новатор из Санкт-Петербурга написал пособие «Кубики Зайцева», в котором изложил свой метод обучения малышей грамоте. Он ориентирован преимущественно на малышей 3-4 лет.

Зайцев разработал целый комплекс карточек, кубиков, таблиц и веселых коротеньких песенок – так называемых «попевок Зайцева». Все это направлено на усвоение грамоты в игровой форме. В процессе обучения ребята могут переходить от таблицы к таблице, играть кубиками, петь и пританцовывать. На кубиках Зайцев расположил «склады» — слоги, произносить и зрительно узнавать которые педагог предлагает малышам, вместо того чтобы учить их азбуке. Кубики, в зависимости от мягкости или твердости слога, разнятся по цветам. При помощи кубиков можно выстраивать слова и небольшие словосочетания, после того как ребята уже хорошо усвоят слоги.

Кроме грамматики, Зайцев предусмотрел и обучение арифметике. «Стосчет» — карточки с изображением числовой ленты. Концепция Зайцева удачна тем, что позволяет в качестве игры привить малышу первоначальные знания о грамоте и математике. Крохи обычно с удовольствием включаются в методику, поэтому метод Зайцева достаточно популярен. Он позволяет нивелировать несовершенства современной отечественной концепции школьного и дошкольного образования.

Другие методики

Помимо вышеперечисленных существует множество методов воспитания, которые позволяют ребенку впоследствии мягче влиться в образовательную систему, стать гармоничной и разносторонне развитой личностью. Популярностью пользуются следующие авторские методы:

  • теория Сесиль Лупан (создание малышом карточек и книжек о самом себе, направленность на эмоции и крепкую душевную связь с родителями, адаптация в социуме, музыка);
  • концепция Железновых (активное общение с малыша с матерью, занятия музыкой, массаж);
  • игры Никитина (интеллектуальные игры);
  • спортивно-игровая концепция Данилиной;
  • игры Воскобовича (совершенствование памяти, внимания, фантазии).

Каждая из этих методик по-своему интересна. В их создании авторы основывались на собственном педагогическом опыте, наследии учителей и врачей прошлых лет. Нередко на практике используются элементы разных методик — к примеру, часто с детьми занимаются при помощи игр Никитина и Воскобовича вместе.

Плюсы систем: мнения сторонников

Каждый родитель сам решает, как воспитывать своего малыша — так кажется на первый взгляд. Мнение общества и стереотипы в той или иной степени влияют на любого человека. В отношении раннего воспитания это правило действует особенно сильно. Обычно родители делятся на его ярых приверженцев и противников. Все дело в неправильном понимании ситуации и излишней фанатичности. Нет ничего плохого в том, чтобы развивать своих детей. Главное – не перегибать палку.

Доводы, приводящиеся в защиту:

  1. Малыши, занимающиеся в соответствии с такими концепциями, обычно более развиты, чем остальные. Они начинают раньше читать, писать и считать. Умеют лепить из пластилина и петь, хорошо танцуют и знают минимальные основы иностранных языков, в зависимости от того, по какой системе ребенок занимается.
  2. Группы раннего развития детей приучают кроху с первых месяцев жизни к занятиям, дисциплинируют его.

Тем не менее, у каждого малыша есть свои внутренние возрастные нормы — как физические, так и умственные. Вы не сделаете из малыша вундеркинда, если он внутренне не готов им становиться. Методы воспитания дают возможность выявить внутренний потенциал и раскрыть его. Второе утверждение верно, если не перегибать палку и не прерывать занятия. Дети очень быстро отвыкают и забывают. Стандартный детский сад гораздо быстрее и эффективнее приучает ребенка к дисциплине и режиму.

Минусы систем

Доводы, которые приводят против концепций раннего воспитания:

  • преждевременное развитие вредит здоровью крохи;
  • концепции преждевременного развития не дают ребенку беззаботно проводить его детские годы (рекомендуем прочитать: правильное и здоровое развитие ребенка в 1 год и 1 месяц);
  • методики требуют больших затрат времени, денег и сил.

Первое утверждение в корне неверно, потому что причинить вред крохе достаточно трудно. Если ему стало сложно воспринимать информацию и он плохо себя почувствовал, то сразу начнет капризничать, постарается уйти или устроит истерику.

Второе утверждение верно в случае, если ребенка водят по многим кружкам и группам, которые слишком нагружают малыша. Если же процесс происходит в игровой форме, ребенок получает от него удовольствие, то это не только не вредит беззаботному детству крохи, но делает его более насыщенным и интересным.

С третьим трудно поспорить – любой метод требует от родителей финансовых затрат, если вы водите кроху в группы, или времени, если занимаетесь с ребенком сами. Требуется покупка дидактических материалов, изучение самой методики, практика.

Системы раннего развития будут полезны для ваших деток, если вы не будете относиться к ним слишком фанатично. Помните, что главное для гармоничного развития крохи – ваша любовь и внимание. Не старайтесь заменить себя профессиональным педагогом. Ни одна из методик не заменит ребенку мамину любовь. Раннее развитие вашего ребенка – это не попытка вырастить основные позитивные качества малыша в домашних условиях наносным путем. Это естественные внимание и любовь, желание привить уважение к труду и учебе, исходящие от сердца.

Выбор за вами!

Выбирать методики раннего развития вашего ребенка должны только родители, ориентируясь на индивидуальные особенности малыша, личные склонности, возможности и стремления. Раннее развитие вашего ребенка – это ответственное дело на много лет, не стоит подходить к нему спустя рукава, но и фанатично увлекаться не следует.