Лечение алкоголизма в монастырях и церквях России

На сколько лишают водительских прав за пьянку и что делать?

Водители, которые садятся за руль в нетрезвом виде, должны знать, что говорят об этом ПДД (правила дорожного движения). Новые правила, как впрочем и старые, говорят о том, что садиться за руль транспортного средства под действием алкоголя запрещено. На сегодняшний день таким автолюбителям грозит суровое наказание: не только лишение водительских прав за пьянку, но и весьма существенные штрафы.

Алкоголизм — болезнь привязчивая. Она так затягивает в свои сети, что нередко сам больной при всем желании не может освободиться от алкогольной кабалы. Лечение алкоголизма в монастырях и церквях предназначено для тех, у кого не получается бросить пить самостоятельно.

В монастырях лечение алкоголизма проводят с использованием различных методик. Социальные программы, применение духовных практик, трудовая терапия дают возможность изменить образ жизни. Лечиться можно как амбулаторно, так и стационарно.

Преимущества метода

Существует немало реабилитационных центров для алкоголиков. Программы лечения в них самые разные, вплоть до насильственного избавления от зависимости. Пребывание и лечение в таких центрах чаще всего платные.

Важной особенностью православных реабилитационных центров при монастырях и храмах является добровольность: больные, осознав, что не могут справиться сами, приходят с желанием исцелиться, получить помощь.

Также здесь обязательно ведется работа с родными алкоголиков: поддержка близких людей, вовремя произнесенные слова ободрения очень важны при избавлении от алкогольной зависимости.

Лечением алкоголизма в монастырях и церквях занимаются бесплатно. Это немаловажно: нередко семьи, где есть алкоголик, малоимущие, и найти средства на реабилитацию такого больного им непросто.

Когда следует обращаться

Искать помощь в православных реабилитационных центрах имеет смысл лишь тогда, когда сам пьющий человек видит проблему и жаждет исцеления. Основная часть успешного выздоровления — желание человека вернуться к трезвой жизни.

Но прийти в церковь или монастырь за помощью может не только алкоголик. Это необходимо членам его семьи, тем, кто мучается вместе с алкоголиком, страдает из-за зависимости близкого человека. В церкви можно получить поддержку и совет, облегчить душу, помолиться, заказать молебны о здравии и исцелении больного.

Принципы и методы лечения в монастырях и церквях

Принцип реабилитации алкоголиков в церковной обители — показать пьющему человеку пагубность его пристрастия, а также возможность и преимущества жизни без алкоголя.

Существует два направления лечения:

  1. Амбулаторная форма, когда больной живет дома, а в собор приходит для участия в богослужениях, бесед со священнослужителями, общения со специалистами. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.
  2. Лечение от алкоголизма в монастыре с проживанием означает, что человек ведет жизнь послушника. Отказ от прежних сомнительных знакомств, новые впечатления, строгий четкий распорядок дня, регулярная работа и участие в богослужениях позволяют забыть о желании выпить, приучают к труду и праведности, помогают найти новые интересы.

Медикаментозное

Лекарственные препараты для лечения алкоголизма не используются. Назначать медикаменты может только врач, любое самолечение тут недопустимо: эффект от лекарств при употреблении с алкоголем может быть непредсказуемым.

Социальная реабилитация

Исцелившемуся алкоголику нужно будет вернуться в социум, выстроить свой новый мир так, чтобы пагубная привычка не затянула его снова. Для этого используется социальная реабилитация, которая помогает преодолеть страх перед обществом, способствует формированию у человека новых ценностей. Действенным методом является общение с психологами, соцработниками и теми, кто уже отказался от спиртного.

Психологическая реабилитация

Если человек пристрастился к алкоголю, высока вероятность, что он имеет какие-либо психологические проблемы. Такие люди или одиноки, или чувствуют себя беспомощными, или подвержены каким-то страхам. Любой верующий человек может получить в соборе психологическую помощь, убедиться, что он не один в этом мире, что кто-то может услышать его и помочь ему.

Для реабилитации алкоголиков в храмах используются следующие таинства:

  • откровенные беседы и совместные молитвы со священнослужителями, просьбы о Божьей помощи;
  • чтение Евангелия и чтение Псалтыря;
  • служение молебнов Богородице, великомученику Вонифатию;
  • христианские обряды, такие как Покаяние, Причастие, Соборование.

Трудовая реабилитация

Большинство монастырей находится на самообеспечении: монахи производят продукты питания, предметы обихода, зарабатывают, продавая излишки произведенной продукции.

При реабилитации алкоголиков активно используется труд. Полезная деятельность объединяет два вида терапии:

физическая — ранний подъем, усталость от работы на свежем воздухе, тяжелый физический труд не оставляют времени на вредные привычки;
психологическая — позволяет получать моральное удовлетворение, видя плоды своей деятельности, найти новые смысл и цель своего существования.

Виды монастырей

Для удобства пациентов существуют разные виды монастырей, где можно избавиться от зависимости. Обычно выбирают ту программу, которая подойдет лучше всего по собственному желанию.

Анонимные

Процесс исцеления от алкоголизма возможен на условиях анонимности. Реабилитационные центры такого вида существуют во многих городах.

К примеру, Свято-Данилов мужской монастырь в Москве предлагает для лечения программу «Метанойя», при храме села Саушки Волгоградской области проводятся душеспасительные беседы «Неупиваемая чаша».

Государственные

При некоторых храмах действуют государственные программы помощи алкоголикам. Они существуют не только на пожертвования прихожан, держатся не только на собственной инициативе священнослужителей. Государственные центры отличает наличие специалистов — психологов, наркологов, социальных работников. В них чаще используются современные методы, такие как программа «12 шагов», когда человек постепенно, шаг за шагом, искореняет пагубную привычку, цветотерапия, кинезиотерапия и другие.

Христианские

Помощь в исцелении от алкоголизма оказывают не только православные храмы. Множество программ реабилитации предлагают в том числе другие христианские конфессии, такие как лютеране, баптисты, католики.

К примеру, Церковью евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) основаны центры реабилитации в Москве, Подмосковье и других регионах Центральной России. В них лечат не только алкоголизм, но и наркоманию, игроманию и другие формы зависимости.

Куда обращаться и где искать

За помощью можно обратиться в ближайшую церковь: там подскажут адреса монастырей, где лечат алкоголизм, реабилитационных центров при храмах. Также много информации есть в интернете. Найти мужской центр не составляет труда. Если же помощь нужна женщине, вариантов значительно меньше, но они тоже есть, большинство в Ставропольском крае.

Можно обратиться в разные обители, чтобы подобрать программу, наиболее подходящую для конкретного человека. Для кого-то спасением будет лечение с проживанием, чтобы вырваться из привычной среды, полностью сменить обстановку. Для кого-то, наоборот, лучше подойдет спокойная жизнь дома с ежедневным посещением церковных служб.

Большой популярностью и высокой эффективностью своих программ славятся:

  • Православное братство трезвости при храме Флора и Лавра в Московской области — лечат здесь стационарно, в основном кардинальным изменением образа жизни и трудотерапией.
  • Православное братство «Святого Духа» в Ставрополе — самый разветвленный центр Ставропольского края. Имеет семь филиалов, один из которых женский. Пребывание возможно и в амбулаторной, и в стационарной форме, ведется активная работа с близкими алкоголика.
  • Подмосковная православная община «Ерино» — реабилитация с проживанием до трех лет, жить и трудиться здесь придется наравне с монахами по строгому монастырскому уставу.

Вылечить человека от пьянства в монастыре можно, но это не волшебство, а тяжелый труд самого реабилитируемого, его родных и близких. Длительность восстановления составляет от полугода до нескольких лет.

Сегодня каждый священник, несущий службу не только в столичных городах, но и в глухой деревне, сталкивается с почти неизвестным ранее в России духовным явлением — наркоманией. Десятки молодых людей, а еще чаще обезумевшие от горя их матери и отцы, приходят в храм за последней надеждой, которую дает только Бог, когда все человеческие средства уже исчерпаны.

Среди этих пришедших практически нет сознательных православных христиан: в церковной среде наркомания крайне редкое, исключительное явление. Кто-то из этих несчастных номинально крещен, кто-то хочет креститься, чтобы «выздороветь», но многие вступают в этот неведомый для них мир с искренним желанием постичь те великие истины о Боге и человеке, которые они знали только понаслышке. Постичь той интуицией, которая рождается от жажды жизни у обреченных людей: они понимают, что в ответе на эти великие вопросы кроется их спасение.

И каждый русский батюшка, будь то магистр богословия или неученый монах, открывает перед этой жаждущей душей такие удивительные горизонты, такой непостижимо-прекрасный мир, что обреченный, смертельно-больной, с искалеченным сознанием и разрушенной волей человек, получает не только надежду, но и силы, и желание жить дальше, он черпает из неведомых ему дотоле источников радость нового познания мира — и того мира, что окружает его, и мира духовного, который он находит внутри себя. Наконец, самой своей жизнью он начинает познавать Непостижимого Бога, перед которым в благоговении преклоняется этот теперь уже свободный, новый человек.

Он узнает, что бывшее с ним — это не просто болезнь, а нечто большее — то, что его предки называли славянским словом «СТРАСТЬ», которое переводится и как «сильное, неукротимое желание», а еще как «мучение, страдание». Но эта страсть особая — она искусственная, привнесенная извне, но ставшая столь сродной его душе и телу, что превратилась как бы в часть его самого. И еще он трезво и мужественно понимает, что эта страсть будет в нем до конца жизни и до конца жизни ему придется бороться с ней. Но в Церкви ему дано все, чтобы выйти из этой борьбы победителем: таинство причащения, исповедь, аскетический опыт многих поколений подвижников, благодатная Божественная помощь.

Большая часть людей, пораженных этим недугом и потому пришедших в Церковь, проходит именно такой духовный путь. Но, конечно же, бывает и по-другому. Вот статистические данные о работе с наркоманами одного из монастырей Русской Православной Церкви — Иоанно-Богословского, что находится в Рязанской епархии. Этот монастырь сотрудничает с отделением внебольничной помощи и реабилитации НИИ наркологии. В монастырь были привезены «18 больных, у которых диагносцировалась полинаркомания с преимущественным злоупотреблением героином». Возраст больных от 18 до 24 лет, продолжительность употребления наркотиков до 5 лет. Они пробыли в монастыре от 6 до 12 месяцев. Никто, конечно же, не ставил целью делать их монахами, но они должны были подчиняться монастырскому уставу, ходить на богослужения, нести послушания на подсобном хозяйстве, на кухне, в библиотеке. Они читали духовную литературу, часто общались со священником, который стал их духовным наставником.

В результате из восемнадцати человек двое отказались от участия в реабилитационной программе монастыря с самого начала, еще на этапе адаптации. Осталось 16. У двенадцати отмечается ремиссия длительностью от 6 месяцев до двух лет, у четверых возникали кратковременные двух-трехдневные срывы, после чего они ненадолго возвращались в монастырь, чтобы восстановить себя. Подробнее об этом члены конференции услышат в докладе сотрудников НИИ наркологии Разуваева, Дудко и Пузиенко.

Вот типичная картина того, как священники по всей стране борются за наркозависимых больных иногда вместе с профессиональными наркологами, дополняя знания и опыт друг друга, но чаще в одиночку: не у всех есть такая возможность.

Одиннадцать лет ведет без преувеличения подвижнические труды профессиональный врач психиатр протоиерей Алексий Бабурин, возглавляющий душепопечительский центр для наркологических больных — дом милосердия в храме села Ромашково. В церковных и медицинских кругах известны имена иеромонаха Валерия (Ларичева), к.м.н., руководителя братства трезвости, настоятеля храма Флора и Лавра в селе Ям, московской обл., протоиерея Димитрия Дудко, который уже 30 лет занимается этой проблемой, д.м.н иеромонаха Анатолия (Берестова), который трудится в Москве, в душепопечительном центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадсткого.

Мы в Сретенском монастыре раньше специально не занимались этой проблемой. Ее поставила перед нами сама жизнь. За семь лет в нашем приходе воцерковилось довольно много бывших наркоманов, около пятидесяти молодых людей. Человек тридцать из них сегодня полностью прекратили прием наркотиков, создали семьи, воспитывают детей. Трое стали послушниками монастыря. Человек пятнадцать-двадцать все еще иногда срываются, но они уже твердо знают путь возвращения к себе, возвращения к Богу. Постигла нас и трагедия. Один из наших прихожан, который попал к нам в страшном состоянии героиновой зависимости, затем шесть лет держался (за исключением нескольких эпизодов)… С ним вдруг произошел срыв в компании старых друзей, и он умер от передозировки. Причем пришел он к ним с желанием помочь, откликнувшись на их просьбу о помощи, пришел в свой день рождения. Старые друзья ради праздника сначала угостили его спиртным, потом основательно напоили, а потом уговорили приять героин, чтобы доказать, что они вместе, что он их «друг». (Специалисты-психологи утверждают, что наркоман охотнее поделится наркотиком с тем, кто пытается «слезть с иглы», чем с тем несчастным, у которого происходит даже самая жестокая «ломка». Для нас, православных людей, это еще одно доказательство демонической духовности, которую несут с собой наркотики.)

Эта трагедия со смертью нашего прихожанина и друга потрясла нас. И мы все, и в первую очередь бывшие наркоманы, поняли, что борьба идет не на жизнь, а на смерть, и эта страсть не оставит их до конца жизни.

Поэтому никаких воздушных замков мы не строим. Мы твердо сознаем, что Бог сделает для спасения человека все, но, как пишут святые отцы Церкви, Бог не может спасти человека без него самого. И хотя нас убеждают, что процент излечения в православных противонаркотических общинах в десять, если не больше раз выше, чем в обычных лечебницах, каждый срыв, а тем более каждая смерть, — это наша вина, наше упущение, недостаток наших молитв.

И еще недостаток профессионализма. Именно поэтому по благословению Святейшего Патриарха при нашем Сретенском монастыре мы создали центр «Преодоление», в котором сотрудничают и священнники, и специалисты-наркологи, поэтому решились созвать нынешнюю конференцию — чтобы поучиться друг у друга, чтобы увидеть наших соратников, о которых мы знаем только то, что они есть по всей России, что мы делаем одно дело, но порой разрозненно, не зная опыта друг друга.

На нашей конференции еще не раз будут говорить о том, что наркомания угрожает национальной безопасности страны, что чудовищно, но рассадниками наркомании стали армия и школа, что существует разветвленная коррумпированная преступная структура, которая получает на наркотиках от 500 до 2019 % прибыли и борьба с которой требует огромных сил, требует мужества для принятия государственных решений, — но мне хотелось бы остановить Ваше внимание еще на одной новой проблеме — проникновение наркотиков в нашу многострадальную измученную деревню, в крестьянскую среду, которой досталось за последнее столетие, быть может, больше всех.

В Рязанской губернии, где находится скит нашего Сретенского монастыря, как и практически во всех губерниях, наркотики можно купить буквально в любой деревне! Если раньше было принято считать, что проблема наркомании касается только крупных городов, то сегодня это не так. Дешевые наркотики заполонили русскую деревню. И крестьянская молодежь не защищена ничем — ни верой, ни нравственными понятиями о добре и зле, ни какой бы то ни было идеологией, ни даже чувством самосохранения.

Чтобы не быть голословным, приведу выдержки из статьи провинциальной газеты «Нижегородскеие новости» от 11.01.2000 «Наркомания — болезнь души». Речь в статье идет о ситуации с наркоманией в маленьком городе Кстове Нижегородской области: «В глубинке, где традиционный «наркотик» — водка и самогон, казалось бы такому дорогому удовольствию как настоящий наркотики — места нет. Но время, как известно, развенчивает самые стойкие убеждения. Для провинциального Кстова наркотики — реальность, а не перспектива, начинающаяся эпидемия, которая начала уносить жизни, жертвы обещают быть еще и еще». Около семидесяти процентов кстовских школьников, по оценкам специалистов-психологов, либо устойчивые наркоманы, либо имеют предрасположенность к наркомании. Самым маленьким шесть-семь лет…

А что предохранит Кстовских школьников от наркомании? Почему бы им не выкурить этого зелья или не уколоться героином, который стремительно дешевеет и уверенно проникает в провинцию . Почему они должны быть менее «крутыми», слабее «оттянуться», не «брать от жизни все», чем те их сверстники в телевизоре, которые диктуют им как надо жить, задают и моду, и мысли, и желания?

Вот еще одно исследование из провинции. Сотрудник НИИ психического здоровья А.И.Мандель приводит данные по городу Томску. Он рассматривает 98 случаев отравления опийными алкалоидами, закончившихся летальным исходом. Среди умерших преобладают лица возрастной группы от 15 до 25 лет. Лишь 17,5% из них состояли на учете у нарколога. То есть официальная статистика, к слову, более чем в 5 раз занижает действительное количество наркозависимых, «плотно сидящих» на тяжелых наркотиках. Средний возраст умерших — 21 год.

В Михайловском районе Рязанской области, в деревнях вокруг нашего скита, смертность в три раза превышает рождаемость. Родившиеся дети, если им повезло и их родители не алкоголики, с большим процентом вероятности станут наркоманами. Они тоже могут умереть в 21 год, если сейчас не будут введены самые решительные меры против их нынешних и будущих убийц.

Чтобы понять, что все это не преувеличение, достаточно побывать в любом городском морге. Недавно мне пришлось хоронить пожилого человека. В морге лишь он лежал среди нескольких совсем юных тел. Я спросил, почему это, что происходит? Сотрудник морга ответил коротко: «Наркотики».

«В России, — пишет научный сотрудник НИИ наркологии В.П. Нужный, — относительные размеры смертности в пожилом возрасте снижены, а смертность среди лиц трудоспособного возраста резко увеличена. Благодаря этому возрастная кривая смертности имеет черты типичные для стран, переживающих эпидемию инфекционных заболеваний или ведущих продолжительные военные действия»

Нам скажут, что эта катастрофическая ситуация связана с социальными проблемами: голодом, нищетой, безработицей, с государственными настроениями… В какой-то мере это, может быть, и так. Но посмотрите на пример западных, так называемых «благополучных» стран, граждане которых обеспечены всем в изобилии.

Сегодня рост наркомании в США не только не остановлен, но постоянно увеличивается, несмотря на беспрецедентные государственные антинаркотические программы, несмотря на миллиардные средства, выделяемые на борьбу с наркоманией. В странах, где практикуется либерализм по отношению этому злу, ситуация складывается еще хуже. Голландия, где частично, тоже во исполнение правительственной программы, легализованы наркотики, превратилась в «наркотическую яму Европы». Испания, правительство которой в 2019 году последовало примеру Голландии, добилась лишь того, что через 10 лет число только зарегистрированных наркоманов возросло в 8 раз. Несколько лучше ситуация в странах, где проводится сверхжесткая политика — это некоторые арабские страны. Но и там употребление наркотиков ежегодно возрастает на 2-3%.

Наркомания — это проблема не только и не столько медицинская, правовая или социальная. В первую очередь, это проблема мировоззренческая. Не случайно только те, в ком на личном уровне совершилось духовное прозрение, кто обрел прочную духовную основу в своей жизни, обретают спасение.

Но в веру нельзя никого обратить насильно. Даже наркомана, уже почуявшего свою гибель, нельзя привести в церковь и «насильно» спасти. Православие — это выбор свободного человека. И сделав этот выбор, человек получает необыкновенные силы для борьбы со злом внутри себя.

Если наше общество решится всерьез бороться с этой чумой нашего времени, то оно должно пройти таким же путем. В противном случае, никакие правительственные программы, никакие многомиллионные вложения, никакие реабилитационные центры не остановят распространения этого зла, как не останавливают они его в западных странах.

В России вот уже десяток лет ищут национальную идею. Если поиски ее будут продолжаться вне контекста национальной русской истории, вне духовных основ Православия, то искать можно бесконечно долго. Нам не найти ничего, кроме того, что дано России Богом. Если мы отвергнем это, то нас по второму кругу ждут испытания, подобные тем, что произошли в ХХ веке.

Необходима прочная государственная идеология, основанная на здравом мироощущение, крепкий духовный фундамент, способный выдержать такую громаду, как Россия со всеми ее проблемами, новыми и застаревшими болезнями, — нужна сила, могущая оградить человека от всего многоликого, беспощадного, лукавого зла, которое пока еще расползается сегодня по всей нашей земле.

Тихон Шевкунов, архимандрит,

наместник Сретенского ставропигиального монастыря,

Доклад на конференции «Россия без наркотиков».

Наркотики.ru

Употребление алкоголя долгое время приводит к стойкой зависимости. Происходит зависимость на физическом и на психологическом плане. Физическую зависимость убрать намного легче, а вот завязка на психику устраняется труднее и требует более продолжительного воздействия и работы. Лечение алкоголизма требует от человека непосредственного участия, тогда можно говорить, что болезнь можно вылечить окончательно. Справляются с алкоголизмом люди, наделенные достаточной силой воли и верой. Не последнюю роль на пути к выздоровлению занимает духовность.

На пути к преодолению алкогольной зависимости помогает церковь. Работа мужских монастырей, где принимают алкоголиков направлена на возможность наполниться надеждой, получить силу и энергию для выздоровления, поднять уровень духовности.

Как в монастырях работают с алкоголиками?

Лечение от алкоголизма в монастыре с проживанием возможно на добровольном основании и вместе с достаточной осознанностью зависимого. Невозможно в храм  принудительно поместить алкоголика. Желание измениться и полностью исцелиться от алкогольной зависимости приведет больного в монастырь.

Монастырь отгородит алкоголика от пьянства, привычной этому среды и от привычек, которые подталкивают его к выпивке. Зависимый изолируется от всяких соблазнов за стенами храма, попадает в среду, где не пьют, где есть место прощению. Именно в монастыре человек получает и ощущает свою слабость, которая выражается тягой к спиртному. Эта приверженность к алкогольным напиткам таит в себе другие более глубокие корни.
Именно здесь человек может просмотреть свою жизнь и найти те зыбкие места, где он проявил малодушие, где закрыл глаза на проблему и постарался уйти от решения
. В монастырях, где лечат алкоголиков, созданы реабилитационные центры, в которых происходит духовное возрождение алкоголика.

В разговоре с собой, с Богом, с духовными лицами происходит пробуждение и человек осознает, что алкоголь — это не радость, а мучение, падение, неуважение к себе и ко всем близким людям.  В целом, ко всему обществу. Греховность этого пристрастия становится очевидной, потому как идет осознание распада личности.

Лечение алкоголизма в монастырях с проживанием позволяет, в какой-то степени, отстраниться от мирского, жить, как монахи, в молитвах, за чтением пластыря и работой. Труд наполняет  человека энергией и отвлекает от судорожных мыслей о спиртном. Возвращение к труду наполняет человека прежним смыслом. Он чувствует глубокую благодарность за результаты, которые он получает, а вместе с этим и свою причастность к церковному братству.

В храме начинается духовное исцеление. Хорошей мотивацией является пример вылеченных людей в храме. Эти люди вернулись к своим семьям, начали общественно полезную жизнь. Алкоголики, которые прошли реабилитацию в монастырях, приводят туда и своих бывших собутыльников, поддерживают зависимых, которые хотят освободиться от пагубного пристрастия.

Для лечения алкоголизма в монастырях, необходимо выбрать подходящее место. Адреса монастырей есть у нас на сайте, Вы можете выбрать монастырь по соседству с вашим местом проживания.

Каждый человек индивидуален, поэтому  методы и способы лечению выбираются по многим параметрам больного и его склонностям. В монастырях, на основе духовного развития, происходят разные изменения. В реабилитационных лечебных центрах оказывают воздействие на физику, психику человека, происходит комплексное воздействие, которое также приводит к полному выздоровлению.