Китайская роспись: история появления, основы техники, советы

  • 1.
    Китайская роспись на ногтях – восточная мудрость в нейл-арте
  • 2.
    Необходимые инструменты и материалы
  • 3.
    Разновидности мазков
  • 4.
    Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция
  • 5.
    Выполнение сложных дизайнов
  • 6.
    Иероглифы — стильно, модно, изысканно

Китайская роспись на ногтях – восточная мудрость в нейл-арте

Сравнительно недавно в области нейл-арта появилась новейшая и популярная техника – китайская роспись на ногтях.

Этот уникальный тип акрилового рисования в течение короткого времени завоевал сердца многих представительниц слабого пола за счет сложной техники исполнения, а также красивого и изысканного рисунка.

Роспись, выполненная в этой уникальной манере, представляет собой настоящее произведение искусства. Удачным получается маникюр на коротких ногтях.

Неповторимый рисунок наносится на поверхность ногтевой пластины с помощью специальных плоских кистей и акриловых красок.

В результате женщина становится обладательницей изысканных, очаровательных и бесподобных кистей.

Китайская роспись ногтей представляет собой технику объемного рисования.

Она пришла в нейл-арт сравнительно недавно, а ранее аналогичная манера использовалась при производстве Гжели.

В 70-е годы прошлого века известный специалист Донна Дьюбери оформила патент на свой метод живописи под названием «техника одного мазка». Сейчас китайка на ногтях получила широкую популярность и известность во всем мире.

Основной принцип рисования заключается в проведении одной кисточкой разнообразных линий. Впоследствии они смешиваются, образуя несколько изысканных, сложных и неповторимых узоров.

Для овладения этой техникой в совершенстве специалисту по нейл-арту понадобится очень много времени.

Необходимые инструменты и материалы

Китайская роспись на ногтях позволяет мастеру воссоздать красивое, объемное и реалистичное изображение.

В этой технике обычно используются растительные и цветочные мотивы, а рисунок выполняется на однотонном нежном или пастельном фоне.

При этом для выделения ярких композиций может быть использована черная основа, но этот случай – исключение из правил.

Наиболее популярными рисунками являются цветы – нарциссы, розочки, лилии и герани.

Границы разных элементов обычно нежные и размытые, в таком дизайне мастера не используют четкие графичные линии.

Для нейл-арта в этом случае подбираются акриловые краски разных цветов, а дополнительную яркость и оригинальность ногтевой пластине придают аксессуары – стразы, блестки и фольга.

Китайская роспись ногтей предполагает использование специального инструмента. Для выполнения мазков используются специальные плоские кисти, которые позволяют сделать множество разнообразных линий.

При этом получить красивый рисунок помогают стойкие акриловые краски на водной основе с добавлением силикона.

Такой материал является крепким и очень прочным, поэтому может продержаться на ногтевой пластине длительное время. В сравнении в покрытием шеллаком ничем не уступает.

Разновидности мазков

В основе этого типа сложной росписи лежит техника одного мазка, которая была создана еще в 70-х годах прошлого столетия.

Благодаря точным и профессиональным движениям мастера с помощью плоской кисти рисуются объемные, изящные и неповторимые цветочные и растительные узоры.

При выполнении сложного рисунка мастер сочетает несколько разных техник, чтобы добиться более объемного и реалистичного изображения.

При этом форма цветов и листьев может быть разной в зависимости от пожелания клиента или желаемого результата.

Китайская роспись по ногтям является популярным направлением в современном искусстве нейл-арта.

Она может быть использована для коротких или длинных ногтевых пластин, а расцветка акриловой краски подобрана под одежду и украшения.

В результате с помощью такой технологии может быть воссоздан цельный, яркий и привлекательный внешний облик женщины.

Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция

Для того, чтобы правильно выполнять рисунок в соответствии с технологией китайской росписи на ногтевой пластине, лучше наносить его нежными бежевыми тонами. Очень привлекательно смотрятся переходы из одного цвета в другой.

Но фон, на котором мастер будет рисовать цветы, может быть любой, желаемой цветовой гаммы. Одним из основных моментов выполняемой росписи является достижение объема.

Глубина и качество этих параметров достигается за счет умения мастера, его способности правильно наносить краску, отточенности движений, формы кисти.

Необходимо использовать кисть плоской формы. Линии наносятся легко, образуя рисунок, напоминающий лепку.

С ее помощью можно нарисовать все, что пожелаете. Очень красиво смотрятся распускающиеся бутоны. Изображение подобного рода создается в несколько слоев, рисуются легкие лепестки.

Китайские рисунки на ногтях выполняются просто, достаточно делать все в соответствии с определенной технологией нанесения мазков.

То есть, изначально создается эскиз после чего — необходимо выполнить наплывы. Внешний вид этих мазков зависит от того, под каким углом мастер держит кисть и с какой силой делает нажим.

Применение кистей плоской формы позволяют без особого труда создавать качественные изображения, которые будут восхищать красотой и аккуратностью.

Благодаря своей густой текстуре акриловая краска, применяемая для рисования, способна создать красивые и изысканные образы.

Если вас интересует китайская роспись на ногтях пошагово, изначально стоит изучить разные виды мазков в этой технологии, а именно:

Технология нанесения гладью происходит путем нанесения ровного маска, не отрывая кисть по одной траектории.

Выполнение техники под названием полуажур происходит таким образом, что наносятся петельки на одинаковом расстоянии. Петли имеют округлый край и наносятся по определенной схеме.

Вид технологии ажур осуществляется путем выполнения рисунка неровным краем кисти в соответствии с динамикой — вверх рисуется большая петля. Далее кисть быстро поднимается вверх-вниз и рисунок идет на уменьшение мазка.

Мазок в виде пера наносится непостоянными движениями, причем происходит перестановка кисти, которую необходимо часто поднимать вверх-вниз.

Волна. Нанесение этого мазка происходит таким образом, что мастер не открывая кисть подкручивает ее, делая динамические движения вверх — в сторону — вниз.

Аква позволяет добиться потрясающей глубины рисунка. Эта техника применяется в самых разных случаях — для затемнения, осветления или же акцентирования определенных элементов рисунка. Это могут быть тени края элементов самого разного характера. Сюда можно отнести окантовки тумана, кружев, волн.

Выполнение сложных дизайнов

Для выполнения рисунков повышенной сложности опытные мастера совмещают сразу несколько техник на одном элементе. Позаботьтесь о наличии у себя кистей с разными краями.

Для создания фона можно использовать разные кисти, актуальными будут губки. Кисти круглой формы рекомендуют применять исключительно для добавления в общую композицию изображений лилий.

Что касается красок, тут подойдут любые акриловые, которые можно разводить водой с добавлением силикона.

С их помощью цвета в рисунке будут более плавно переходить из одного оттенка в другой, можно добиться определенной текстуры.

Такие краски могут быть глянцевыми или матовыми. Внешний вид листьев на рисунках также может быть самым разным.

Иероглифы — стильно, модно, изысканно

Китайские иероглифы на ногтях не менее популярны красивой росписи.

Многие ценители восточной культуры отдают предпочтение нанесению изображений подобного рода не только на поверхность ногтя. Важно знать, что каждый иероглиф несет за собой определенный смысл.

Сейчас в моде выполнять все по технологии фен-шуй — представительницы прекрасной половины человечества расставляют мебель в своей квартире по этим правилам, ставят предметы, несущие положительную энергию, улучшают ауру в помещении.

Это позволяет стать ближе к востоку и поэтому при желании достаточно посетить маникюрный салон.

По всей стране распространилась китайская тематика. Все большей популярностью пользуются изображения в виде веточек сакуры, причем рисовать их достаточно просто, а такое изображение в целом прекрасно передает атмосферу Китая.

Каждый из иероглифов несет за собой какой-то смысл, а тем, кто верит — помогает достигать определенных успехов.

Техника нанесения иероглифа на ногти предусматривает подготовку ногтевой пластины, а именно:

  • Обезжиривание поверхности;
  • Нанесение изображения при помощи кисти или специальной ручки;
  • Сушка под лампой;
  • Нанесение защитного слоя лака-закрепителя, защищающего рисунок от смазывания.

Чтобы линии не нарушились не нужно кисть наносить прямо на них, достаточно приложить ее к изображению.

Китайские символы можно украсить различными дополнениями, например, используя блестки или камни небольшого размера. Это сделает маникюр на коротких ногтях более эффектным.

Рисунки подобного рода лучше смотрятся на основе пастельного или бежевого цвета, а сами линии рисуют желтым или синим цветом.

Маникюр подобного рода будет актуально смотреться под любой наряд — как на светской вечеринке, так и в повседневной жизни.

Раздел: Маникюр

Китайская живопись (国画 или гохуа, где «го» — это государство, а «хуа» — живопись) — это вид изобразительного искусства, насчитывающий, по оценкам китайских специалистов, более 5 тысячелетий. Китайская живопись существенно отличается от западной живописи своими техническими приемами, материалами, философией, традициями, что делает ее изучение и практику особенно интересными.

Китайская философия базируется на взаимодействии двух полярных энергий — «инь» (женской) и «ян» (мужской). Янская энергия — светлая, солнечная, жаркая, активная, проявленная, двигающаяся вверх. Иньская энергия — темная, лунная, холодная, пассивная, обтекаемая, мягкая, двигающаяся вниз. Вместе обе энергии состоят в балансе и постоянно перетекают друг в друга, где в каждой из них содержится частица своей противоположности.

Для китайской живописи эти понятия очень важны, так как живопись тоже проявляет эти две базовые энергии. В картине должны присутствовать пустота и наполненность, влага и сухость, насыщенные цвета и полутона, пятна и тонкая прорисовка, что соответствует противоположностям «инь» и «ян». Таким образом, практикуя китайскую живопись, мы еще работаем и над собственным балансом энергий, познаем себя и самосовершенствуемся.

В V в. теоретик китайской живописи Се Хэ сформулировал 6 законов китайской живописи («лю фа»), которым придерживаются до сих пор. Существуют различные переводы этих законов. Здесь я приведу перевод Е.В.Завадской из трактата «Слово о живописи из сада с горчичное зерно». Итак, что важно для китайской живописи:

1) одухотворенный ритм живого движения;

2) структурный метод пользования кистью;

3) соответствие формы реальным вещам;

4) следование красок роду предмета;

5) пропорциональное расположение вещей;

6) копирование работ древних мастеров.

Се Хэ называл «живость» (1-й принцип) наиважнейшим из шести принципов. В IV веке известный художник Гу Кайчжи выразил мысль, что «форма — это лишь средство для выражения духа». Т.е. еще в древние времена китайские живописцы осознали большую важность передачи духа природы, нежели ее простого копирования. Хорошему художнику следует не только «наблюдать», но и «постигнуть» то, что он рисует.

В конце XI века появился целый ряд художников, сформировавших направление «живописи ученых» или «живописи образованных людей» (вэньженьхуа), которое характеризуется синтезом 3-х видов искусств: живописи, поэзии и каллиграфии, воплощенных в одном живописном произведении. Самовыражение вышло на первый план, и художники этого направления считали, что «в схожести нет необходимости», стараясь выйти за пределы простого внешнего сходства.

Здесь стоит уже упомянуть, что в китайской живописи есть 2 базовые техники: се-и («пишем смысл, идею») и гунби («работа кистью»). 

Се-и — это свободные движения кистью, создание образа несколькими мазками, где, как раз, дух важнее внешнего сходства. Картина в этой технике может быть нарисована за несколько минут. 

В основе техники гунби лежит создание тонкого подробного контура изображаемого объекта и дальнейшего его многослойного тонирования, закладывания теней и колорирования. Это очень кропотливая работа, но в ее результате рождаются изысканные, очень объемные и натуралистичные образы и картины. Работа над созданием картины в технике гунби, в зависимости от ее сложности и размера, может занимать несколько дней, недель, месяцев и даже лет!

Основные жанры китайской живописи:

1. «Цветы и птицы»

2. «Горы-воды» (пейзажный)

3. Живопись людей

4. Анималистический жанр

Китайская живопись очень символична. Почти каждый цветок, плод, насекомое, птичка, рыбка, животное и т.д. несут свой смысл, который зашифровывается в картине. Например, древовидный пион — это символ богатства и высокого положения в обществе, глициния — цветок женской красоты, нарцисс символизирует чистоту и неподкупность, рыбки — к деньгам, а любые парные символы говорят о любви и счастливом супружестве.

   

Хочется еще отметить такую особенность китайской живописи, как связь с каллиграфией, еще одним древним видом искусства в Китае. Красивое письмо являлось необходимым навыком для образованных людей, поэтому многие государственные служащие, чиновники, владея каллиграфией, могли нарисовать и традиционные сюжеты китайской живописи, такие как бамбук, орхидею, хризантему, цветущую сливу, нарциссы и другие, в основе которых лежит каллиграфическая линия. Поэтому часто говорят, что китайскую живопись не рисуют, а пишут, и не смотрят, а читают. Элементы каллиграфии — неотъемлемая часть китайской живописи.

О том, какие материалы используются для китайской живописи, можно узнать из специальной статьи на нашем сайте. 

Вообще, китайскую живопись можно понять, технику можно освоить в ходе практики, здесь не нужно иметь художественных способностей и особых талантов в западном понимании этого слова. Поэтому китайская живопись открывает двери всем, кто хочет заняться художественной практикой, прикоснуться к своему творческому началу, ощутить внутренний баланс и состояние медитации. И пусть это будет цветок или птичка, а не эпохальное многосложное полотно — в китайской живописи даже в одном маленьком цветке или букашке воплощена Вселенная!

Автор статьи: Елена Касьяненко

____

В статье использовались материалы из книг «История китайской живописи» Чжан Аньчжи — Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2019 г. и «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» — М.: Издательство В.Шевчук, 2019 г.

Наверх

ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И  РАСПРОСТРАНЕНИЯ  ТЕХНИКИ  БАТИКА

Гарифуллина  Люция  Ильфатовна

студент  5  курса,  кафедра  технологии  и  дизайна  ВятГГУ, 
РФ,  г.  Киров

Е-mail [email protected]

Кулябина  Светлана  Алексеевна

научный  руководитель,  доцент  ВГУ, 
РФ,  г.  Киров

В  настоящее  время  особую  ценность  приобретают  изделия  ручной  работы,  и  одним  из  самых  популярных  видов  искусства,  которое  подразумевает  выполнение  изделий  руками,  является  батик.  Батик  —  это  общее  название  разнообразных  способов  и  техник  художественной  росписи  по  ткани.  В  основе  искусства  техники  изготовления  батика  лежит  принцип  нанесения  резерва.  Данный  принцип  заключается  в  том,  что  отдельные  участки  ткани  покрываются  специальным  составом,  который  не  пропускает  краску.  И  затем  при  нанесении  краски  на  ткань  именно  эти  неокрашенные  участки  формируют  узор.  В  качестве  резерва  обычно  используется  парафин,  пчелиный  воск  или  различные  смолы.  Также  в  некоторых  странах,  например,  в  Индонезии  сохранились  древние  рецепты  резервирующего  состава,  приготовленного  на  основе  рисовой  пасты,  которая  наносилась  бамбуковой  палочкой.  Но  традиционным  и  наиболее  распространенным  видом  резерва  остается  резерв  на  основе  воска.  Благодаря  применению  воска  батик  и  получил  свое  название,  которое  в  переводе  с  яванского  языка  означает  «рисование  горячим  воском».

Учёные  не  пришли  к  единодушному  мнению  о  времени  возникновения  искусства  батика.  Большинство  считает,  что  этот  способ  оформления  ткани  появился  в  XIII—XIV  веке.  Самые  древние  фрагменты  тканей  с  росписью  в  технике  батика,  возможно  индийского  или  персидского  происхождения,  были  обнаружены  в  египетских  гробницах.  А  наиболее  ранние  сведения  об  окраске  тканей  в  мировой  литературе  относят  к  I  веку  н.  э.  Плиний  Старший  в  одной  из  своих  книг  подробно  описал  используемый  в  Египте  способ  окраски  тканей:  «В  Египте  окрашивают  одежды  удивительным  способом:  после  того,  как  белое  полотнище  расчертят,  его  пропитывают  не  красками,  но  поглощающими  краски  веществами;  когда  это  сделано,  на  полотнище  не  видно  ничего,  но,  опустив  его  в  котел  с  горячей  краской,  в  надлежащее  время  вынимают  окрашенным».  Описание  очень  похоже  на  современное  определение  батика.  Только  сейчас  такие  растворы  называют  «резерв»,  так  как  они  защищают  полотно  от  краски,  резервируя  его  первоначальный  цвет.  Несомненно,  что  корни  данного  вида  искусства  уходят  в  глубокую  древность.

Существуют  несколько  видов  батика.  Одним  из  старейших  и  интереснейших  видов  оформления  ткани  можно  считать  узелковый  батик  (рис.  1).  Это  искусство  имеет  тысячелетние  традиции.  Даже  самый  простой  и  дешевый  материал,  расписанный  этим  способом,  вмиг  становится  неповторимым.  Принцип  его  преображения  прост.  По  определенной  схеме  узора  на  неокрашенном  полотне  завязывают  очень  маленькие  узелки,  крепко  перекручивая  их  нитью.  Затем  ткань  окрашивают,  удаляя  нити,  и  в  результате  получается  изумительный  и  неповторимый  узор.  Подобным  образом  можно  окрашивать  ткань  несколько  раз,  удаляя  старые  узелки  и  добавляя  новые  [2,  с.  31].  Краска  под  нитями,  где  перекручена  ткань,  не  закрашивается,  сохраняя  свой  цвет,  а  на  остальных  участках  ткань  окрашивается  неравномерно,  тем  самым  образуя  цветовую  растяжку.

Для  того  чтобы  рисунок  получился  более  интересным  и  богатым  по  цвету,  такое  крашение  рекомендуется  повторить  2—3  раза  красками  других  цветов.  После  первого  окрашивания  и  промывки  ткани  узелки  не  развязывают,  а  наоборот  завязывают  новые  на  других  уже  закрашенных  участках  материи  и  снова  красят  в  ванной  в  другой  цвет,  тем  самым  получая  большее  количество  тонов  и  более  интересный  рисунок.  Данный  процесс  можно  повторить  и  в  третий  раз,  навязав  новых  узелков  по  полученному  после  второго  крашения  цвету.  Такой  вид  крашения  начинается  переходом  от  светлого  цвета  (первое  крашение)  к  самому  темному  (третье  крашение).  Но  важно  знать  законы  смешивания  цветов,  чтобы  получить  конечную  желаемую  окраску.  Узелковый  батик  делается  на  различных  материалах  —  хлопчатобумажных,  вискозных,  льняных,  шерстяных,  натуральном  шёлке,  ацетатных,  триацетатных  и  капроне  —  разными  классами  красителей  [3]. 

Но,  несмотря  на  существование  традиционной  технологии  окрашивания  ткани  многие  страны  могут  похвастаться  своим  особым  способом.  Например,  в  Индии,  где  этот  вид  батика  называют  «бандана»,  существует  дополнительный  эффект  в  технологии  узелковой  техники.  Индийские  мастерицы  научились,  поддевая  ткань  при  помощи  длинного  острого  ногтя  на  мизинце,  завязывать  тысячи  мельчайших  узелков  и,  тем  самым,  создавать  сложные  многоцветные  орнаменты.  К  тому  же  каждый  узелок  завязывают  общей  нитью.  Сделав  ею  несколько  витков  на  приподнятом  ногтем  кусочке  ткани,  ею  же  обматывают  следующий  приподнятый  участок.  После  окрашивания  и  просушивания  ткани  ее  не  проглаживают.  Таким  образом  полотно  сохраняет  эффект  гофрировки.  Подобный  способ  позволяет  создавать  ткани  даже  со  сложным  цветочным  или  «огуречным»  рисунком.  Эта  техника  росписи  до  сих  пор  используется  в  Индии  при  создании  как  дополнений  к  одежде,  так  и  самой  одежды.  Обычно  узелковым  батиком  оформляют  праздничную  одежду.  В  Западной  Африке  свои  представления  о  технологии  покраски  ткани,  которая  заключается  в  том,  что  ее  традиционно  покрывают  крупными  ромбовидными  узорами.  Высота  таких  ромбов  велика,  она  равна  среднему  росту  человека  от  плеча  до  ступней.  Такой  крупный  орнамент  красиво  смотрится  в  складках  одежды,  представляющую  собой  прямоугольное  полотно  шириной  в  размах  рук  с  прорезью  для  головы  [4,  с.  18].

Также  эта  техника  была  распространена  в  Японии,  где  она  носила  название  «шибари»,  что  значит  «связывать  узелком».  В  Японию  эта  техника  попала  из  Китая  и  Индонезии  и  там  уже  развивалась  своим  путем,  что  обуславливалась  ее  своеобразной  культурой,  изолированностью  и  самодостаточностью  [1].  Также  интересно  то,  что  в  стране  в  то  время  была  распространена  и  другая  техника  создания  рисунка,  которая  была  сформирована  еще  на  стадии  ткачества.  Она  называлась  —  икат.

В  каждой  стране  узелковый  батик  имел  свои  особенности.  Часто  его  дополняли  деталями,  например,  бусинками  или  вышивкой,  а  где-то  кусочками  зеркала  (в  Индии),  в  Африке  изделия  декорировались  жемчужинам  и  раковинами. 

Рисунок  1.  Узелковый  батик

Следующим,  одним  из  наиболее  популярных  видов  батика  является  горячий  батик  (рис.  2).  Технология  заключается  в  том,  что  расплавленный  резерв  наносится  на  контур  рисунка  или  покрывает  отдельные  участки  полотна.  Данный  батика  возник  в  Индонезии,  пережив  свой  расцвет  на  острове  Ява,  где  специалисты  в  этом  деле  достигли  небывалых  высот  мастерства.  Существует  Яванская  легенда,  которая  гласит,  что  один  из  небесных  богов  Индонезии  сошел  на  остров,  увидел,  как  плохо  жилось  там  людям,  и  решил  им  помочь.  Раскинул  по  полям  великолепные  ткани,  сгустил  многоцветные  тучи,  у  сотен  пчел  собрал  по  капельке  воск  и  пустился  в  пляс,  щедро  разбрызгивая  воск  и  оставляя  затейливые  узоры  своих  следов.  А  потом  хлынул  разноцветный  дождь  —  зеленый,  желтый,  синий  —  и  раскрасил  рисунок  красочным  многоцветием.  Так  люди  узнали  о  батике  и  научились  красить  ткани  в  яркие  цвета  и  создавать  изумительные  по  своей  красоте  изделия.

Но  одежду  из  тканей  с  узорами,  выполненными  в  этой  технике,  поначалу  позволялось  носить  лишь  избранным  —  аристократам.  Свое  свободное  время  они  посвящали  росписи  тканей.  Лишь  со  временем  к  этой  тонкой  и  очень  трудоемкой  работе  стали  подключать  и  слуг,  а  затем  и  население  острова.  На  острове  Ява  традиционные  узоры  и  техника  их  нанесения  передавались  из  поколения  в  поколение,  при  этом  в  каждой  семье  называясь  по-разному.  Например,  чеплокан,  что  значит  «с  повторяющимися  узорами»  или  кавунг  —  «с  круговыми  элементами».

До  производства  первых  тканей  роспись  наносилась  на  предметы,  в  частности  на  кору,  снятую  с  дерева,  при  помощи  расплавленного  воска  диких  пчел,  а  оставшиеся  места  затем  окрашивались  растительными  красителями.  С  появлением  тканей  данная  технология  стала  применяться  для  их  оформления.  Дело  в  том,  что  воск,  будучи  нанесенным  на  ткань,  не  пропускает  через  себя  краситель,  т.  е.  механически  резервирует  материю,  которую  затем  можно  окрашивать,  поэтому  участок,  который  покрылся  воском,  будет  светлее  другого,  что  дает  возможность  создавать  множество  различных  эффектов  путем  удаления  воска  или  пасты  с  окрашенной  ткани.

Своего  наибольшего  подъема  горячий  батик  достиг  в  XIV  веке,  когда  был  изобретен  «чантинг»,  специальное  приспособление  для  заливания  воска,  представляющее  собой  металлический  резервуар  с  загнутым  носиком,  который  насаживался  на  бамбуковую  или  деревянную  ручку.  Данное  приспособление  благодаря  тому,  что  воск  выливался  тоненькой  струйкой,  позволял  наносить  тоненькие  штрихи  и  создавать  изысканные  узоры.

Рецепты  красок  хранились  мастерами  в  строжайшей  тайне.  Они  изготавливались  из  натуральных  красителей:  деревьев,  минералов,  специй,  цветов,  камней  и  наносились  только  на  натуральные  ткани.

Особый  вид  горячего  батика  получил  распространение  в  Китае.  Там  он  назывался  «лацзе».  Традиции  данной  техники  передавались  в  семьях  из  поколения  в  поколение.  Особенность  данной  техники  заключалась  в  технологии  росписи  ткани.  Ткань  натягивалась  и  заливалась  горячим  воском,  который  затем  соскабливался,  образуя  узоры.  Пространство  узоров  заливалось  краской.  Использовался  и  традиционный  способ,  когда  узоры  закрашивались  воском  и  после  высыхания  погружались  в  чан  с  краской,  краска  покрывала  материю,  оставляя  не  закрашенными  участки  с  воском  и  тем  самым  формируя  узор.  Мастерами  батика  в  Китае  прославился  народ  мяо  в  провинции  Гуйчжоу.  В  своих  работах  они  использовали  различные  техники  батика  и  использовали  разнообразные  сюжеты,  включающие  изображения  птиц,  животных,  цветов,  растений,  а  также  геометрические  узоры.  Роспись  преимущественно  производилась  на  шелке.

Рисунок  2.  Горячий  батик

Самым  молодым,  но  не  менее  распространенным  видом  батика  является  холодный  батик  (Рис.  3).  Этот  способ  предполагает  нанесение  резерва  в  виде  замкнутого  контура,  создавая  барьер,  в  пределах  которого  осуществляется  роспись  красками.  В  начале  XX  века  батик  начал  переживать  свое  второе  рождение,  благодаря  появлению  в  Европе  восточных  тканей.  Но  воспроизвести  классический  процесс  изготовления  воскового  батика  европейцам  было  сложно,  поэтому  был  создан  другой,  более  доступный  и  простой  вид  росписи  с  применением  холодного  резерва  и  соответственно  других  приемов  росписи.

Данная  техника  отличалась  от  горячего  батика  не  только  температурой  резерва,  изменился  его  состав,  инструменты  для  его  нанесения,  а  также  стиль  росписи.  Для  росписи  по  шелку  чаще  всего  используются  белые  и  цветные  линии,  отделяющие  одно  цветовое  пространство  от  другого,  при  этом  все  детали  рисунка  имеют  четкую  границу  и  расписываются  красками  только  внутри  линии  резерва.  В  результате  рисунок  образует  четкие  контуры.

На  различных  тканях  краска  ведет  себя  по-разному:  на  тонких  шелках  она  растекается  лучше,  на  более  плотных  хуже,  и  как  правило,  в  холодном  батике  краски  наносятся  только  поверхностно,  мягкими  кистями,  губчатыми  или  ватными  тампонами.  При  этом  кисть  с  краской  необходимо  подводить  близко  к  резервной  линии.  Делать  это  нужно  для  того,  чтобы  краска  не  окрасила  разделяющий  барьер  и  не  перешла  на  соседний  участок.  Если  же  это  случилось,  необходимо  смочить  водой  ватную  палочку  и  попытаться  удалить  пятна  краски,  стараясь  делать  это  быстро,  до  высыхания  краски.  Данный  метод,  за  счет  того  что  удаление  резерва  после  окрашивания  не  подразумевается,  считается  наиболее  простым  и  безопасным,  что  делает  его  доступным  и  популярным.

В  России  метод  холодного  батика  применяется  с  1936  года,  благодаря  изобретению  резервирующего  состава,  который  не  требовал  нагревания.  Это  сделало  ее  родиной  «холодного  батика».  В  промышленных  предприятиях  таким  способом  изготавливали  как  предметы  гардероба:  косынки,  шарфы,  галстуки,  купоны  на  платья,  так  и  изделия  для  интерьера:  занавеси,  скатерти,  салфетки,  абажуры.  Позднее  в  данной  технике  начали  создавать  декоративные  и  живописные  панно  [5].  В  Европе  широкое  распространение  холодный  батик  получил  в  70—80-е  годы.

Рисунок  3.  Холодный  батик

История,  связанная  с  искусством  батика,  очень  длинна  и  детальна,  она  передается  от  поколения  к  поколению,  тем  самым  сохраняясь.  При  этом  батик  не  имеет  каких-либо  жёстких  рамок  или  традиций.  Каждый  художник  может  применять  различные  варианты  росписи,  внося  что-то  новое,  постоянно  совершенствуя  свою  технику.

Искусство  батика,  возникнув  еще  в  древние  времена,  не  только  не  теряет  актуальности  и  в  наше  время,  но  и  переживает  пик  популярности,  особенно  в  нашей  стране.  Это  неудивительно,  поскольку  преимущество  этого  вида  искусства  заключается  в  том,  что  оно  доступно  не  только  для  профессиональных  художников,  но  и  для  обычных,  интересующих  творчеством  и  рукоделием  людей,  так  как  особенности  данной  техники  позволяют  создавать  замечательные  по  своей  красоте  изделия,  которые  поражают  своим  многообразием,  вариативностью,  яркостью  красок,  а  также  являются  местом  для  воплощения  творческих  фантазий  автора  и  создания  уникальных  работ. 

Список  литературы:

1.Горюшкина  Н.И.  Рукоделие  и  декор  //  Школа  шитья  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/About/Batik.html   (дата  обращения:  12.06.  2015). 

2.Демин  Л.Р.  Искусство  Индонезии.  М.:  Знание,  1965.  —  210  с.

3.Жолобчук  А.Я.  Подарки  из  батика  //  Галерея  Надежды  Шубиной.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.fine-art-collection.com/library/batik/batik8.html   (дата  обращения:  12.06.2015). 

4.Cинеглазова  М.О.  Распишем  ткань  сами.  Ремесло  и  рукоделие.М.:  Профиздат,  2001.  —  62  с.

5.Стоку  Сузи.  Батик.  Практическое  руководство.  М.:  Издательский  дом  «Ниола  21-й  век»,  2005  г.