Какие параметры влияют на формирование самооценки человека

Осознание человеком самого себя, своих умственных способностей, поступков, мотивов, физических возможностей, отношения к другим людям и себе – и есть самооценка личности. Она является неотъемлемой частью самосознания и включает умение оценить свои силы, возможности, отнестись к себе критически.

Уровни самооценки личности

В ходе своего существования в социуме человек постоянно сравнивает себя с другими людьми. Также он сопоставляет свои собственные успехи с достижениями коллег и знакомых. Этот анализ своих возможностей и достижений проводится по отношению ко всем качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или работе. Таким образом, еще с самого детства у человека происходит формирование самооценки личности. Влияя на поведение, деятельность и развитие индивида, его взаимоотношения с другими людьми, она выполняет регулятивную и защитную функцию.

Существует три уровня самооценки личности:

  • Наличие у человека низкого мнения о себе. Нередко заниженная самооценка формируется еще в детстве под влиянием и оценкой родителей. Впоследствии она закрепляется окончательно под воздействием окружающего социума. У таких людей часто наблюдается проблема самооценки личности;
  • Нормальный уровень понимания собственного потенциала. Обычно присущ уверенному в себе человеку, который успешно ставит цели и легко достигает их в карьере, бизнесе, творчестве и личной жизни. При этом он знает себе цену, осознает свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки. Также адекватная самооценка личности позволяет развивать инициативность, предприимчивость, способности к адаптации в различных условиях социума;
  • Высокий уровень самооценки. Наблюдается у большинства людей, достигших значительных успехов в какой-либо области – политике, бизнесе, искусстве. Однако также распространены случаи наличия завышенной самооценки, когда человек придерживается необоснованно высокого мнения о себе, своих талантах, способностях и возможностях. Хотя, на самом деле его реальные успехи значительно скромнее.

Кроме того, психологи выделяют общую, частную (личностную) или конкретно-ситуативную самооценку личности. Дело в том, что человек может себя оценивать совершенно по-разному, в зависимости от ситуации, например, на работе или в семье. Поэтому и результаты в этом случае бывают совершенно противоположные. Что касается общей самооценки, то она более сложная и формируется позже других.

Также существуют определения стабильной или плавающей самооценки. Она зависит как от эмоционального состояния, так и  от других дополнительных условий.

Формирование самооценки личности

Мнение человека о себе является довольно сложной психологической конструкцией. Процесс формирования самооценки личности протекает в ходе становления внутреннего мира и проходит различные этапы. Таким образом, можно сказать, что в течение жизни самооценка человека постоянно изменяется, становится более совершенной. Источником оценочных представлений является социокультурное окружение, реакции общества на какие-то проявления характера, действия, а также результаты самонаблюдения.

Важную роль в формировании понимания своих возможностей играет сопоставление реального образа «Я» с идеальным, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Причем чем меньше разрыв между тем, что есть на самом деле и идеальным образом, тем весомее признание собственных достижений. Также существенное влияние в ходе становления самооценки личности оказывают реальные достижения в самых разнообразных видах деятельности.

Психологи выделяют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудач. В первом случае человек имеет более позитивный настрой, его не очень сильно волнует мнение других людей. Во втором случае он больше склонен к осторожности, старается не рисковать и постоянно ищет в жизни подтверждение своим страхам. Такой тип поведения не позволяет поднять свою самооценку.

Следует подчеркнуть, что самооценка личности всегда носит субъективный характер. Причем это происходит независимо от того, формируется ли она под влиянием собственных суждений индивида о самом себе или мнения других людей.

В основном у человека складывается адекватное мнение о себе, или неадекватное, то есть ошибочное. В этом случае говорят о наличии проблемы самооценки личности. Такого человека постоянно преследуют какие-то проблемы, нарушается гармоничность развития, он часто вступает в конфликты с окружающими. Кроме того, осознание реальных возможностей довольно сильно влияет на формирование тех или иных качеств. Например, адекватная самооценка личности способствует формированию самокритичности, уверенности в себе, настойчивости, требовательности. А неадекватная – излишней самоуверенности или, наоборот, неуверенности.

Если человек хочет достигнуть чего-то в жизни, ему необходимо работать над своей самооценкой, объективно осознавая свои силы и возможности, при этом сообразно реагируя на трудности, ошибки и критику.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Знаете ли вы, что:

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

Если улыбаться всего два раза в день – можно понизить кровяное давление и снизить риск возникновения инфарктов и инсультов.

Даже если сердце человека не бьется, то он все равно может жить в течение долгого промежутка времени, что и продемонстрировал нам норвежский рыбак Ян Ревсдал. Его «мотор» остановился на 4 часа после того как рыбак заблудился и заснул в снегу.

Согласно мнению многих ученых, витаминные комплексы практически бесполезны для человека.

Кровь человека «бегает» по сосудам под огромным давлением и при нарушении их целостности способна выстрелить на расстояние до 10 метров.

При регулярном посещении солярия шанс заболеть раком кожи увеличивается на 60%.

Согласно исследованиям, женщины, выпивающие несколько стаканов пива или вина в неделю, имеют повышенный риск заболеть раком груди.

Средняя продолжительность жизни левшей меньше, чем правшей.

Человеческие кости крепче бетона в четыре раза.

Большинство женщин способно получать больше удовольствия от созерцания своего красивого тела в зеркале, чем от секса. Так что, женщины, стремитесь к стройности.

В стремлении вытащить больного, доктора часто перегибают палку. Так, например, некий Чарльз Йенсен в период с 2019 по 2019 гг. пережил более 900 операций по удалению новообразований.

Человек, принимающий антидепрессанты, в большинстве случаев снова будет страдать депрессией. Если же человек справился с подавленностью своими силами, он имеет все шансы навсегда забыть про это состояние.

Первый вибратор изобрели в 19 веке. Работал он на паровом двигателе и предназначался для лечения женской истерии.

Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.

На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?

Протезирование при отсутствии большого количества зубов

Частичное отсутствие зубов или даже полная адентия могут быть последствием травм, кариеса или заболеваний дёсен. Однако утраченные зубы можно заменить протезами…

У некоторых людей самооценка всегда на уровне, им статьи о том, как поднимать самооценку — не актуальны. Что это за люди? Их отличают от всех остальных всего два обстоятельства: реальная жизненная успешность и телесный корсет успешности​.

Первое: реальная жизненная успешность. Вы живете успешно, вы живете достойно, вас на работе ценят, друзья уважают. Создавайте и укрепляйте свою жизненную базу (уютная квартира, любимая дача и машина очень этому способствует), повышайте свое мастерство, становитесь уважаемым профессионалом, живите как порядочный человек, создайте крепкую и счастливую семью, дружите с достойными людьми... В общем, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, а свобода лучше, чем несвобода.

Второе: телесный корсет успешности. Военные и спортсмены проблемой низкой самооценки мучаются редко — почему? Потому что им поставили хорошую осанку, потому что их приучили ходить уверенно, держать голову прямо и смотреть вперед, а не в себя. Хотите позаботиться о себе — освойте этот навык, он дорогого стоит.

Однако есть еще одна категория людей, у которых самооценка падает чаще, чем у всех других, которые могут впасть в самоуничижение даже на фоне реальной жизненной успешности и вполне спортивного тела. Есть ли у вас предположение, что отличает этих людей от всех остальных? Ответ: привычка разыгрывать беспомощность и впадать в состояние Жертвы. Иногда это игра, идущая из детства: когда я изображу маме, что у меня ничего не выходит и я вот так расстроилась, мама меня всегда пожалеет — так сладко! Ребенок разыгрывает беспомощность, мама его жалеет — получили взрослого человека, склонного вдруг впадать в синдром низкой самооценки: «У меня все плохо, я никто, у меня ничего не получается». К этому подталкивает и стандарт женского гендера: мужчинам нравятся (якобы) беспомощные женщины, им нравится чувствовать свое превосходство, и женщины усваивают такое поведение: «Ой, я без тебя не справлюсь…» Она получает заинтересованное внимание мужчин, но вместе с этим и проблемный довесок — привычку ощущать свою беспомощность.

Совсем тяжелый случай — если позиция Жертвы накладывается как раз на завышенную самооценку, тут человек начинает страдать всерьез и уже создает проблемы для окружающих.

Тем не менее, факторов, так или иначе влияющих на самооценку, очень много, перечислим только основные:

  • Статус: место человека в иерархии окружающих людей, их отношение и оценки. У того, кто король по праву рождения, самооценка обычно выше, чем у непоступившего в вуз расклейщика объявлений.
  • Текущие внушения. Если человеку раз за разом говорить, что он свинья, трудно рано или поздно не захрюкать. Феномен внушения еще никто не отменял.
  • Успешность по жизни или в конкретной ситуации. Если в течение месяца молодой человек успешно сдал трудные экзамены в вуз, встретил очаровательную девушку, которая отвечает ему взаимностью, и выиграл в лотерею миллион — скорее всего, его самооценка повысится. Просто до небес.
  • Стереотип, влияние привычки. Если человек привык думать о себе, как о неудачнике, он продолжает так себя воспринимать даже на фоне успеха. Перестроиться сразу умеют не все.
  • Телесный корсет уверенности, шире — рисунок тела. Вялые движения и сутулость — самооценка вниз, громкий уверенный голос и корсет уверенности — самооценка поднимается.
  • Физическое состояние и настроение. Усталый и больной человек имеет о себе обычно менее радужные представления, чем веселый и бодрый.
  • Отношение человека к самому себе. Если человек себе за что-то мстит, он сумеет составить о себе самое гадкое впечатление. Если человек с собой дружит, он себя видит гораздо симпатичнее.
  • Вера в собственную эффективность, Убежденность в успехе, вера в себя и свои силы — замечательное подспорье высокой самооценке. И просто — жизненному успеху!
  • Личный выбор. Самооценка, по определению, это оценка себя, своих качеств и достоинств, которую делает САМ человек. С другой стороны, если у человека своей головы на плечах нет, а это нередкая ситуация, то по факту в реальной самооценке большой частью транслируется то, что человеку говорят о нем. Если человек с головой и волей решил изменить свою самооценку, он вполне, хотя и не сразу, может это сделать. См.→

Самооценка и уровень личностного развития

Способ жизни самооценки и ее качество во многом зависит от уровня личностного развития человека. Чем выше уровень развития личности, тем более она «само»-оценка, более разумна, стабильна и произвольна. См.→

Как воспитать высокую самооценку у ребенка

Есть несколько основных путей поднять самооценку ребенка. Первый путь — хвалить ребенка за то, что у него есть. Второй — больше требовать с ребенка, добиваясь от него лучших результатовю Третий — учить его, помогая ему осваивать жизнь. Западное воспитание чаще идет по первому пути, азиатское — по второму, и только редкие родители объединяют все эти три подхода. См.→

Формирование самооценки любого индивида является сложным процессом, включающим несколько различных этапов развития. Самая первая стадия формирования – это целостное восприятие малыша общей оценки его поведения со стороны окружающих взрослых. Соответственно, на последующей стадии мы наблюдаем более детальное оценивание собственного поведения ребенком, а также его восприятие посторонней оценки его поведения и деятельности. Лишь на последней стадии окончательно зарождаются и формируются механизмы, позволяющие ребенку самостоятельно оценить конкретный критерий своей личности.

На последней стадии закладки самооценки, которая происходит ближе к подростковому возрасту, для нее характерна полярность, то есть в своей самооценке ребенок придерживается принципов «хорошо-плохо» и ударяется в крайности. На последующих этапах развивается способность к самостоятельной объективной оценке не только лишь своих поступков, но также переживаний и эмоциональных состояний. Заключительный шаг – это способность ребенка полностью перенести умение объективного оценивания с внешнего на внутренний мир и переживания.

Создание личностной самооценки

Психологи рассматривают создание личностной самооценки как психологическое новообразование индивида, которое закладывается в нем с самого рождения и развивается в дальнейшем поэтапно. В нем выделяют 2 главных «компонента», среди которых когнитивное и эмоциональное звено, работающие между собой абсолютно неразрывно. Когнитивное звено является совокупностью познаний индивида о себе, накопленный им опыт о своей личности и ее отдельных факторах, положительных и отрицательных сторонах. Эмоциональное звено – это отношение человека к общей совокупности когнитивного вена и отдельно взятым качествам своего «Я». Такая структура связана с тем, что любые знания о себе как о человеке, индивид приобретает строго в социальной среде и с социальной точки зрения. Соответственно, со временем данные знания «обрастают» различными эмоциональными отношениями и оценками индивида как социального субъекта.

Как и на любое другое психологическое образование, на образование самооценки оказывают воздействие множество различных факторов, от которых напрямую зависит и уровень ее развития.  К ним относится общение индивида с окружающими его людьми, развитие коммуникационных способностей в целом, самонаблюдение и самоконтроль. Любой человек, как социальный субъект, совершает любой вид деятельности и тем самым попадает в конкретную ситуацию, в которой он набирает опыт и вырабатывает свое личное отношение к определенным вещам, поступкам, чувствам. Также он вырабатывает внутреннюю оценку своих решений, шаблонов поведения, черт характера, положительных и отрицательных сторон.

Нет конкретного вида деятельности, который был бы одинаково полезен для всех индивидов в рамках развития самооценки или же одинаково вреден. В этом психологи выделяют строгую индивидуальность, хотя им удалось несколько систематизировать виды деятельности в отношении самооценки. Известно, что положительно на адекватность самооценки влияет занятие тем видом деятельности, который является ведущим для текущего периода развития личности. К примеру, формированию объективной самооценки у детей и подростков способствует активное общение со сверстниками и дисциплина в обучении. В более взрослом возрасте ведущим вариантом деятельности является трудовое самосовершенствование. Однако, как уже оговаривалось, внешние условия для каждой личности совершенно индивидуальны. Та же учеба или работа выступают в качестве деятельности, которая приносит удовлетворение и возможность самореализации, но также она может послужить источником недовольства, стрессов, эмоционального истощения.

Показателем высокого уровня самооценки считается ее разделение и дифференцировка. Такой индивид способен достаточно объективно оценить свои возможности и внутренний потенциал относительно того или иного внешнего условия. Хорошая самооценка является залогом целостности внутреннего состояния человека и его стабильности, даже в случае изменений в социуме и других внешних условиях жизни. Это весьма значимый фактор в рамках становления личности и ее индивидуальности.

перейти наверх

Создание адекватной самооценки

Как личностный психологический фактор, заложенный в каждом человеке с момента его рождения, самооценка важна в рамках становления индивида как уникальной личности. Именно он формирует в сознании человека потребность достигнуть в своем развитии определенного уровня, который будет соответствовать не только требованиям и условиям социума, но и его личным представлениям и притязаниям.

Многие специалисты, например, М. Феннел, предполагают, что самооценка выполняет роль одного из ведущих факторов человеческой саморегуляции. Так создание адекватной самооценки важно для определения направленности и уровня деятельности в жизни индивида. От нее также зависит его поведение в социуме, интеграция в условия окружающей среды, отношение к окружающим и, конечно же, к собственной личности. Самооценка – это один из самых сложных психологических механизмов. Также Р. Немов выдвинул популярную в наше время теорию о том, что самооценка также важна для сохранения целостности индивидуальности человека в условиях перемен в его окружении и социуме.

Самооценка наиболее уязвима и в то же время подвержена коррекции в детском возрасте. Это связано с тем, что в этот жизненный период она только начинает формироваться как самостоятельный психологический механизм. Ребенок не рождается с уже подготовленным внутренним потенциалом и отношением к собственной персоне. По мере своего взросления, получения жизненного опыта, восприятия оценки окружающих, он начинает формировать определенные притязания к окружающим и к себе самому. Важным фактором для формирования самооценки в этом возрасте является адекватное воспитание малыша, его подготовка, развитие навыков общения.

Когда ребенок взрослеет, он самостоятельно овладевает способностью оценивать свое собственное внутреннее «Я», наравне с тем как он постигает себя самого в качестве социального объекта. Это и принято считать самооценкой, которая также оказывает влияние на дальнейшую деятельность индивида, связанную с его уровнем притязаний. Под притязаниями, вернее, их уровнем, понимают тот уровень возможных достижений и трудностей, который человек сам определяет для себя.

Грамотное соотношение самооценки и степени притязаний оказывает огромное влияние на эмоциональное и духовное состояние ребенка. Если самооценка человека адекватна, то и уровень притязаний меняется в зависимости от реальных возможностей индивида. Если же наблюдается несоответствие между большими притязаниями и реальными жизненными обстоятельствами, что нередко случается из-за слишком высокой самооценки и самоуверенности, человек ощущает себя несчастным.

На самооценку ребенка активно влияет воспитание со стороны взрослых, а также их поведение. Помимо того, что взрослый человек является неоспоримым авторитетом для малыша, на него также оказывает влияние оценка близкого взрослого его деятельности или личности в целом. Для того чтобы у подрастающего ребенка складывалась адекватная самооценка, он должен чувствовать атмосферу одобрения и поддержки от своих родителей и взрослых в целом. При этом положительная оценка должна быть направлена на конкретную деятельность и успехи ребенка, а не на что-то, ради чего он не прикладывал усилий. Стоит быть достаточно объективными в своих суждениях, чтобы будущий индивид не вырос чрезмерно самоуверенным и с завышенной самооценкой.

перейти наверх

Формирование самоконтроля и самооценки

Современное прогрессивное общество предъявляет определенный ряд требований каждому подрастающему индивиду. Оно нуждается в активных людях, которые проявляют инициативу, как в роботе, так и в социальных вопросах в целом, способны выражаться творчески. Вот почему действительно важно уметь раскрывать весь свой потенциал и развивать имеющиеся задатки. Развитие и становление себя как успешной личности обеспечивает формирование самоконтроля и самооценки.

Человек обладает уникальным психологическим механизмом, который позволяет ему сознательно контролировать свою деятельность в зависимости от внешних условий или собственных желаний. Это то, что мы называем «самоконтролем». Как и любая другая способность, он формируется по мере приобретения индивидом личного опыта, общения с окружающими и приспосабливаемости к деятельности в коллективе.

Вместе с самооценкой, самоконтроль закладывается уже в детском возрасте, так что на его формирование также активно влияет адекватный подход в воспитании. Залогом развития самоконтроля является осознание ребенком потребности оценивать свою деятельность и регулировать ее, в зависимости от личных потребностей, условий окружения, соответствия логике и правилам.

перейти наверх

Образование самооценки школьника младших классов

Образование самооценки школьника младших классов в основном опирается на его активную деятельность, в частности, общение со сверстниками, учебу, развитие контроля над собой и самодисциплину. В сущности, любое занятие, особенно если это игры или другая деятельность в коллективе ровесников, вынуждают ребенка обратить внимание на себя и свои поступки. В некоторых ситуациях также развивается и самоконтроль, дисциплина, вызванная потребностью подчиниться определенным правилам.

Это имеет большое значение и для обучения ребенка. Младшему школьнику необходимо овладеть основами самодисциплины, так как ему потребуется контролировать себя и свои усилия, направляя их на учебу. Достижение такого невозможно без оценки себя и своего потенциала. Таким образом, человек накапливает опыт знаний о себе уже с самого детства. В ходе любой деятельности, ребенок оценивает себя по нескольким схемам. Прежде всего – это сравнение своей личности с окружающими. Второй путь оценки – это сопоставление желаемого и реальных успехов, ставших результатом личной деятельности. Разумеется, чем выше притязания ребенка, тем тяжелее ему будет добиться успеха.

перейти наверх

Формирование самооценки

Развитие самооценки достаточно индивидуально, однако на определенных жизненных этапах, большое влияние на нее оказывает вариант деятельности, которыйсчитается главным на данном этапе развития. То есть формирование самооценки учащихся достаточно тесно связано с процессом их обучения. От того, насколько хорошо будет проходить этот процесс, зависит и адекватность будущей самооценки ребенка. Успешность учебы во многом определяет и саму успеваемость, заинтересованность ученика в работе над собой и получении новых знаний. Ведущую роль играет адекватная работа самого учителя или воспитателя, которые могут прибегнуть к различным схемам ведения занятий для обеспечения их успешности. Одним из важных факторов выступают внешние связи, то есть жесты, взгляды, слова и их контекст, обращенные к ребенку. На основе отношения и оценки учителя он выстраивает оценку своей личности, и это необходимо учитывать при ведении педагогической деятельности в младших классах.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………3

1. Самооценка. Понятие, виды, структура………………………….4

2. Развитие самооценки………………………………………………..8

2.1. Этапы развития самооценки………………………………..10

2.2. Факторы, влияющие на развитие самооценки……….…..14

2.2.1. Семейные факторы……………………………………14

2.2.2. Социальные факторы…………………………………16

2.2.3. Принципы «самости»………………………………….18

Заключение………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………….23

Введение

Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности и делают особо значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит самооценке, детерминирующей направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге «потолок» его достижений.

Самооценка является важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащихся, играет значимую роль в становлении их индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.

Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Теоретические проблемы самооценки нашли наиболее полную разработку в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.О. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, И.И. Лесноковой, Е.В. Шороховой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. Обсуждаются вопросы онтогенеза самооценки, роли в формировании личности и самосознания, ее структуры и функций.

В данной работе будет описано понятие самооценки, раскрыты ее виды, а также направления развития самооценки личности.

1. Самооценка. Понятие, виды.

Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Адекватная самооценка

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку. [6, С. 115]

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины

Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными. [6, С. 126]

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм и уровень самооценки

Структура самооценки
рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов — когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй — отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя». Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику. Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах — общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). [4, С. 212]

Анализ накопленных в исследованиях данных позволил ученым выделить качественные характеристики общей и частных самооценок. Общая самооценка
на разных уровнях развития характеризуется различной полнотой отражения психического мира личности, ее физических данных; разной мерой последовательности, скоординированности, интегрированности частных самооценок, стабильности и динамичности как системы. Частные самооценки
различаются не только спецификой отражаемого в них содержания, но и степенью значимости для личности, мерой обобщенности и эмансипированности от внешних оценок. Показатели, в равной мере относящиеся к той и другой форме функционирования самооценки, представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная — неадекватная, высокая — низкая, стабильная — динамичная, реальная — демонстрируемая, осознаваемая — неосознаваемая, точная — неточная, уверенная — неуверенная и т.п. [4, С. 218]