Как понимается и выражается внутриличностный конфликт

Внутриличностный конфликт – один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешения.

Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются:

• Необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей.

• Специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз.

• Латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.

Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы ни разу в жизни не переживал внутриличностного конфликта. Более того, с такими конфликтами в своей жизни человеку приходится сталкиваться постоянно. Конструктивный внутриличностный конфликт является неотъемлемым элементом развития его психики.

Деструктивный внутриличностный конфликт приводит к достаточно серьезным последствиям, от тяжелых переживаний вызывающих стрессы, до крайней формы его разрешения — суицида. Следует подчеркнуть, что внутренняя конфликтная ситуация постоянно присутствует в каждом из нас и этого не следует бояться. Для психически здоровой личности внутренняя конфликтная ситуация на «фоновом» уровне вполне естественное состояние психики. Немецкий философ И. Кант считал, что не может быть высоко моральным человек, у которого всегда спокойная совесть и которого не мучают сомнения. Великий славянский философ В. Соловьев в противовес западноевропейскому рационализму Декарта — «мыслю, следовательно, существую» — противопоставил свой тезис, учитывающий особенности славянского менталитета, — «стыжусь, следовательно, существую». Проблема внутриличностного конфликта является основной для главных персонажей произведений А. Пушкина (знаменитое письмо Татьяны), романа «Война и мир» Л.Н. Толстого (переживания Пьера Безухова, графа Болконского, Наташи Ростовой), персонажей романов Ф. Достоевского, Я. Колоса, И. Мележа. Проблема мятежной славянской души является центральной практически для всех произведений классиков русской и белорусской литературы.

Состояния определенного внутриличностного напряжения и противоречивости психики не только естественно, но и необходимо для развития и совершенствования самой личности, что не может осуществляться без разрешения внутренних противоречий. Наличие противоречий является основой для возникновения конфликта. Если внутриличностная конфликтная ситуация протекает на фоновом уровне, внутриличностный конфликт необходим. Недовольство собой, критическое отношение к самому себе заставляют человека стремится к самосовершенствованию, самореализации и самоактуализации, тем самым человек наполняет смыслом не только свою жизнь, но и совершенствует окружающую действительность.

Проблема внутриличностного конфликта наиболее активно разрабатывалась и разрабатывается в западной психологии. Начало его научному обоснованию было положено в конце XIX века и связано с именем основателя психоаналитического направления в психологии Зигмундта Фрейда.

Особенности подходов к рассмотрению внутриличностных конфликтов определяются особенностью понимания сущности личности, сложившейся в различных психологических школах. Исходя из этого можно выделить ряд основных направлений рассмотрения внутриличностного конфликта.

З. Фрейд обосновывал биопсихологический, биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Психика человека противоречива по своей сути. Ее функционирование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборств по Зигмунду Фрейду и заключается суть внутриличностного конфликта. Свое дальнейшее развитие эта теория получила в работе его последователей: Карла Юнга — регресс на более низкий уровень психики, Карен Хорни — столкновение стремлений к удовлетворению и к безопасности, противоречие «невротических потребностей» и др..

Внутриличностный конфликт по Фрейду:
— Биологические влечения и желания (Бессознательное);
— Социально-культурные нормы (Сознательное).

Достаточно оригинальную теорию внутриличностно конфликта, получившую название «теория поля», выдвинул немецкий психолог Курт Левин. Согласно этой теории внутренний мир личности оказывается одновременно под воздействием противоположно направленных сил. И субъект должен сделать выбор в пользу одной из них. Эти силы могут быть как обе отрицательными, так и положительными, или одна из них положительной, а другая отрицательной.

Основными условиями возникновения конфликта, по мнению К. Левина, является примерное равенство и значимость этих сил для личности.

Согласно теории личности «Я-концепция» Карла Роджерса возникновение внутриличностного конфликта обусловлено несовпадением представления личности о себе («Я-концепции») с представлением об идеальном «Я». По его мнению, это рассогласование может привести к серьезным психическим расстройствам, вплоть до психических заболеваний.

Достаточно популярна теория внутриличностного конфликта, разработанная Абрахамом Маслоу. Так как, по его мнению, мотивационную структуру личности образует соответствующая иерархия потребностей (5-уровневая пирамида потребностей), и высшей из них является потребность в самореализации, основная причина возникновения внутриличностного конфликта кроется в разрыве у большинства людей между стремлением к самоактуализации и реально достигнутым результатом.

В современных условиях определенной популярностью пользуется теория внутриличностного конфликта, разработанная австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом, создателем нового научного направления логотерапии -науки о «смысле человеческого существования и поиске этого смысла». По его мнению, внутриличностный конфликт — результат расстройства «духовного ядра» личности, вызванного духовным, творческим вакуумом, потерей смысла жизни. Внутриличностный конфликт проявляется в ноогенных (нусогенных) неврозах, которые проявляются в апатии, скуке, депрессии.

Среди российских ученых, внесших значительный вклад в разработку проблемы внутриличностного конфликта, выделяют А. Лурию (столкновение двух сильных, но противоположно направленных тенденций), В. Мерлина (как результат острого неудовлетворения глубоких актуальных мотивов и отношений личности), Ф. Василюка (столкновение двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных противоположных ценностей) и др. Но, прежде всего, следует обратить внимание на деятельностный подход Алексея Леонтьева. По мнению А. Леонтьева, внутриличностный конфликт присущ внутренней структуре личности и является нормальным явлением. По своей структуре любая личность противоречива. Обычно разрешение этих противоречий происходит в простейших формах и не приводит к возникновению внутриличностного конфликта. «Ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы». Но в отдельных случаях разрешение этих противоречий выходит за рамки простейших форм и становится главным, что определяет поведение и весь облик человека. В результате чего и возникает внутриличностный конфликт. По его мнению, внутриличностный конфликт есть результат борьбы иерархизированных, мотивационных линий личности. Среди отечественных психологов следует выделить подходы к рассмотрению внутриличностного конфликта Н.Ф. Вишняковой.

Согласно теории личности Альфреда Адлера, «комплекс неполноценности», возникающий в детстве под влиянием неблагоприятных социальных факторов, впоследствии выступает основанием для формирования внутриличностного конфликта.

Адлер обосновал не только механизм возникновения внутриличностного конфликта, но и основные способы его разрешения (компенсации «комплекса неполноценности»).
1) Развитие «социального чувства», социального интереса (интересная работа, нормальные межличностные отношения, дружба, любовь, хобби и т.п.) в противовес «неразвитому социальному чувству» (преступность, алкоголизм, наркомания и т.п.).
2) «Стимуляция собственных способностей», достижение превосходства над другими, которое может иметь три формы проявления:
а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, профессионализм, творчество и т.п.);
б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т.п.);
в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельств или другими факторами, не зависящим от самой личности.

В объяснении внутриличностного конфликта Эрих Фромм выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с ней причины внутриличностного конфликта заключены в дихотомичной природе самого человека. А она проявляется в экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; проблеме потенциальных возможностей человека и ограниченности условий их реализации и др. Более конкретно Э. Фромм реализует ее в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

Э. Эриксон, выдвинув и обосновав идею стадий психосоциального развития личности, пришел к выводу, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Но так как пройти все стадии только успешно практически невозможно, у каждого человека создаются предпосылки для возникновения внутриличностного конфликта. Э. Эриксон связывает его конфликт с кризисами психосоциального развития.

Внутриличностный конфликт по Э. Эрнксону:
1. Доверие-Недоверие (0-1 год);
2
. Автономия-Стыд (1-3 года);
3
. Инициатива-Чувство вины (3-6 лет);
4
. Трудолюбие-Неполноценность (6-12 лет);
5. «Я» идентичность-Смешение ролей (12-19 лет);
6
. Близость-Изоляцня (20-25 лет);
7. творчество-Застой (26-64 года);
8
. Интеграция-Отчаяние (65 лет — Смерть).

Кроме выше изложенных психологических концепций внутриличностного конфликта существуют и другие, разработанные в рамках психоанализа, бихевиоризма, когнитивной и гуманистической психологии.

Рассмотрев основные концепции внутриличностного развития, следует сформулировать его определение. В конфликтологической литературе по этой проблеме единой точки зрения нет. Внутриличностный конфликт различными авторами обозначается как личностный, внутренний, интрасубъективный, интраперсональный, психологический.

Так все-таки, какое социально-психологическое явление понимается под внутриличностным конфликтом?

Несмотря на многообразие его определений существует ряд параметров, которые их все объединяют. К ним следует отнести:
— внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия внутренних элементов структуры психики личности;
— субъектами («S») внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре психики личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;
— внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда противоречия являются равновеликими и значимыми для личности;
— внутренний конфликт сопровождается острыми негативными эмоциями.

Таким образом, внутриличностный конфликт — это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:
— противоречивостью позиций;
— противоположностью мотивов, целей и интересов;
— противоположностью средств достижения целей в конкретных условиях;
— отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможность ее удовлетворения.

Внутриличностному конфликту присущ ряд особенностей, которые важно учитывать при его выявлении, предупреждении и разрешении.


Особенности внутриличностного конфликта:

— Специфичность структурных компонентов;

— Латентность;
— Специфичность форм проявления;
— Специфичность форм протекания.

Современная классификация (типологизация) внутриличностного конфликта весьма разнообразна.

Одной из наиболее распространенных является 3-уровневая классификация внутриличностного конфликта, которая построена на основе возникновения противоречий между потребностью и социальной нормой.

Наиболее полная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, которые взяли в качестве основания для классификации ценностно-мотивационную сферу личности.

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделили следующие основные виды внутриличностного конфликта (ценностно-мотивационная сфера личности).

Если любой из приведенных конфликтов длительное время не разрешается, он может привести к стрессу, фрустрации и достаточно опасной его форме — НЕВРОТИЧЕСКОМУ конфликту — характеризуемому высшим напряжением и противоборством внутренних сил личности.

Приведенная выше типологизация внутриличностных конфликтов не исчерпывает полностью их классификации. В зависимости от других оснований можно привести иную их типологизацию. Так, если мы возьмем за основание функции внугриличностного конфликта, то его можно классифицировать как: Конструктивный или деструктивный.

Конструктивный (функциональный, продуктивный) конфликт способствует максимальному развитию субъектов конфликта и конструктивным личностным затратам по его разрешению.

Деструктивный (дисфункциональный, непродуктивный) конфликт усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис, приводит, как правило, к невротическому конфликту.

Источник: 

Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008

Внутриличностный конфликт
как детерминанта развития

Базируясь на анализе концепций выше приведенных авторов, мы можем определить внутриличностный конфликт как состояние внутреннего мира субъекта, характеризующееся:

· различной степенью напряженности и осознанности смысложизненных представлений;

· необходимостью и возможностями выбора способа жизнедеятельности в процессе разрешения внутренних противоречий на осознаваемом и неосознаваемом уровнях;

· беспрерывным столкновением психических систем и сфер личности в процессе выработки и отрицания систем ценностей, мотивационных основ деятельности, личностных смыслов;

· противоборством сил интеллекта и инстинкта;

· повышенной эмоциональностью (чувство вины, различные страхи, тревожность, окрашивающая в мрачные тона отношение к себе, другим людям, действительности).

Основными параметрами состояния внутриличностного конфликта являются: своеобразие структурного содержания; направленность и уровень активности субъекта; степень психоэмоциональной напряженности и степень включенности сознания в процесс разрешения внутренних проблем и противоречий развития.

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями, по мнению Н.В. Гришиной, являются:

· необычность с точки зрения структуры конфликта (здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных лично-
стей или группы лиц);

· специфичность форм протекания и проявления (это чаще формы тяжелых переживаний, сопровождающиеся специфическими, эмоциональными состояниями: страхом, депрессией, стрессом);

· латентность его не всегда легко обнаружить.

А.Я. Анцупов выделяет следующие условия возникновения внутриличностного конфликта:

· личностные: сложный внутренний мир человека и актуализация этой сложности; сложная и развитая система потребностей и мотивов; высокий уровень развития чувств и ценностей; сложно организованная и развитая когнитивная (познавательная) структура, способность человека к самоанализу и саморефлексии;

· ситуативные: а) внешние — невозможность или угроза удовлетворения глубинных и активных мотивов и отношений личности, причем внутренний конфликт возникает при условии, когда внешние факторы порождают определенные внутренние изменения; б)внутренние – противоречия между различными сторонами личности, когда они равно значимы, когда личность осознает субъективную неразрешимость ситуации, остро переживает ситуацию выбора и эмоционально погружается в проблему.

Основные показатели, свидетельствующие о внутриличностном конфликте:

· в когнитивной (познавательной) сфере: снижение качества мыслительной деятельности: мышление становится вялым, восприятие ограничивается рамками конфликтной зоны; снижается концентрация внимания, отмечается растерянность и невозможность сосредоточенности;

· в эмоциональной сфере: значительные отрицательные переживания по поводу невозможности реализации жизненно важных потребностей, перенапряжение и срыв с перевозбуждением или с запредельным торможением; психический дискомфорт и напряженность, порождающие неуверенность, нерешительность, недоверчивость, мнительность, неустойчивость настроения и различные формы агрессии и депрессии;

· в поведенческой сфере: снижение выносливости, уровня самозащиты, работоспособнос­ти, формирующие стрессовые реакции; подавление эмоций, которое чревато появлением раздражения, досады, приводящих к усугублению конфликта и к формированию чувства не­состоятельности;

· в деятельности: снижение качества, интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности трудом, негативный эмоциональный фон общения;

· личностные проявления: неуверенность в себе, неосознаваемость мотивов поведения и деятельности; противоречивость образа «Я»; снижение самооценки, появление различного рода зависимостей; несоответствие профессиональных притязаний и возможностей внутреннему призванию и возможностям; подавление темперамента и чувства собственного достоинства, при­водящее к переживанию отрицательных эмоций гнева, враждебности, отвращения, презрения, в том числе и к себе; подавление инстинкта самосохранения и стрем­ления быть в безопасности, порождающее эмоции тревоги, страха, отчаяния;

· интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации, оценка своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался, усиление психологического стресса; формирование личностной зави­симости от манипулятора, агрессора, материальных ценностей, фатальных предначертаний.

Механизм возникновения внутриличностного конфликта может быть про­яснен учением о доминанте А.А. Ухтомского. В ситуации неблагоприятного стечения обстоятельств развития личности возникает некоторая доминанта, влияющая на возникновение неудовлетворенной потребности, неразрешенного противоречия, комплекса, амбиции.

Известно, что при истощении ресурсов для поддержания доминанты на нее начинают работать близлежащие центры и, таким образом, центр возбуждения или торможения рас­пространяется на все более широкое пространство. Происходит блокирование деятельности сознания неразрешенной проблемой.

При этом на сознательном уровне постепенно ослабевает уверенность в себе, нарушается установленная сеть напряжений развития, появляется чувство растерянности, неустойчивости, ведомости, раз­рушается система базисных ценностей, мотивационных основ деятельности и осуществляется их постепенная замена чужими, интроецированными.

На поведенческом уровне человек становится весьма зависим от чужо­го мнения, тревожен, агрессивен, раздражителен; отмечается уход в защитные формы поведения.

Источники внутренних конфликтов обусловлены: наследственно задаваемыми особенностями внутреннего мира субъекта; архаичным стремлением личности к положительной самооценке и положительному принятию, одобрению и признанию со стороны окружающих; факторами условий развития. Условия воспитания и развития ребенка являются очень важными факторами, влияющими на поведение и мировосприятие человека на протяжении всей его жизни. Укажем здесь некоторые наиболее важные факторы развития, влияющие на формирование внутриличностных конфликтов человека.

1. Проблемы воспитания в семье, суть которых заключается в отсутствии необходимой и достаточной свободы развития; в хроническом ограничении возможностей выбора ребенком своих предпочтений и образа жизни; в хронических межличностных конфликтах родителей, в избалованности, отвержении и др. Все это приводит к ошибочным представлениям о мире и нарушает баланс отношений к себе, к другим, к миру.

3.   Проблемы становления личности, которые проявляются: в своеобразии черт характера, составляющих понятие «конфликтная личность»; в содержании психологических доминант и манере конфликтного поведения; в установках личности, образующих асоциальный тип поведения; в неадекватности самооценки и предвзятости восприятия; в недостаточной ориентации жизнедеятельности на этические нормы и ценности. Важнейшую роль здесь играют ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы, потребности.

Важно отметить, что внутриличностный конфликт может быть нормативным, который характеризуется:

· противоречивостью онтогенеза (индивидуального развития), проявляющейся в осознании своей за­висимости от мира и своей ограниченности;

· переходом от психического напряжения к росту «целостности», этот рост происходит в процессе выбора между двумя возможностями и преодолением противоречий между идеальным «Я» и реальным «Я»;

· наличием у человека социально значимых целей и ценностей и формированием скромности в плане претензий;

· возможностью самостоятельного разрешения противоречий путем анали­тической деятельности и стимулирования собственных способностей;

· кратковременностью кризисных реакций.

Невротический внутриличностный конфликт нами определяется как бессознательное явление, носящее защитно-компенсирующий или замещающий характер эмоциональных и личностных проблем развития, обусловленное неблагопри­ятными условиями жизнедеятельности и психическими травмами, особенно на ранних этапах развития. Характеристиками невротического конфликта являются:

· главенствующая роль комплексов, амбиций, инстинктов во внутреннем мире человека;

· подавление активности субъекта в русле жизненно важных ценностей (в подобных случаях энергия ценностей не находит выхода и ее избыток нарушает равновесие психики);

· возникновение невротической зависимости, а также поклонение своей зависимости и ограниченности (важно знать, что у человека всегда есть выбор, а в ситуации невротического конфликта человек подавляем зависимостью и не свободен в своем выборе);

· наличие у человека эгоистических целей, стремления к превосходству, силе, самовозвышению;

· наличие ложных целей, возникающих под влиянием прошлых переживаний;

· потеря веры в себя и чувства самодостаточности;

· наличие множества форм личных ритуалов и стремление преодолеть свою неполноценность посредством защитных форм поведения;

· стремление причинить боль другому человеку для облегчения собственной боли.

В числе основных симптомов невротического конфликта можно отметить: усталость, бегство в различные формы защитного или компенсирующего поведе­ния, наличие различных барьеров общения, непоследовательность.

Неразрешенные внутриличностные конфликты имеют способность проецироваться вовне, осложняя межличностное общение и условия жизнедеятельности.

Внутриличностные конфликты имеют ряд конструктивных и деструктивных последствий для человека.

1.   Конструктивные последствия:

· усложнение психической жизни, способствующее ее переходу на новые уровни функционирования;

· моральное развитие, приводящее к осознанию себя личностью;

· совершенствование характера, приводящее к формированию решительности, устойчивости поведения, независимости от случайных обстоятельств и т.д.;

· формирование адекватной самооценки;

· усиление привлекательности пока еще недоступной цели;

· мобилизация сил и средств для преодоления препятствий;

· повышение стрессоустойчивости организма.

2.   Деструктивные последствия:

· жизненные кризисы;

· угроза эффективности деятельности;

· торможение развития личности;

· формирование устойчивого комплекса неполноценности;

· обнищание личности;

· формирование садистских наклонностей, таких как стремление порабощать, эксплуатировать, унижать других;

· разрушение внутреннего мира субъекта;

· разрушение существующих отношений в семье, на работе;

· проблемы в общении, проявляющиеся в раздражительности, повышенной агрессивности и тревожности и др.

В целом, внутриличностный конфликт достаточно сложное явление, которое может иметь как положитель­ные, так и отрицательные последствия для личности и окружающих. Поэтому каждому человеку необходимо: осознавать наличие внутреннего конфликта, уметь управлять своей конфликтностью, находить и реализовывать оптимальные стратегии поведения; направлять конф­ликтную активность в нужное русло, в нужное время и в адекватных пропорциях. Кроме того, надо отводить конфликту соответствую­щее место (не драматизировать) и уметь из него извлекать пользу.

Для профилактики патогенных внутриличностных конфликтов важно осознанное применение индивидуальных психологических мер, разработанных А.Я. Анцуповым.

1. Принимайте трудные жизненные ситуации как данность бытия, побуждающую к активности, работе над собой и творчеству.

2. Формируйте жизненные ценности и следуйте им (не будьте флюгером).

3. Будьте гибкими, пластичными, адаптивными, умейте реально оценивать ситуацию и, если необходимо, изменяйтесь.

4. Уступайте в мелочах, но не превращайте это в систему, поскольку постоянная уступчивость отрицает стабильность установок.

5. Надейтесь на лучшее, оптимизм – важный показатель психического здоровья.

6. Не будьте рабом своих желаний, трезво оценивайте возможность их удовлетворения.

7. Учитесь управлять собой, особенно своим психическим состоянием.

8. Развивайте волевые качества, поскольку только с помощью воли человек может преодолеть сложные ситуации.

9. Корректируйте для себя иерархию ролей, поскольку невозможно реализовать все функции, вытекающие из той или иной роли, и учесть все пожелания окружающих.

10. Стремитесь к высокому уровню личностной значимости.

11. Обеспечьте адекватность самооценки.

12. Не копите проблемы.

13. Не беритесь за все сразу, выбирайте приоритеты, а сложные проблемы решайте по частям.

14. Не лгите, ложь влечет переживания, вызывающие чувство вины.

15. Не паникуйте, если удача изменяет вам.

Инструкция по пользованию удачей В.Леви: не желать, так как отпугнешь; не надеяться, иначе будет больно, если не получится; не искать дважды в одном месте (удача не глупее тебя); искать молча; не хватать грязными руками; вовремя отпускать.

Разрешение внутриличностного конфликта – это восстановление согласованности внутреннего мира личности, проявляющееся в снижении остроты противоречий жизненных отношений, в достижении нового жизненного качества.

В случае конструктивного разрешения достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание, проявляющееся через отсутствие болезненных состояний, связанных с конфликтом.

Деятельность по разрешению всех внутренних противоборств очень важна и различается в зависимости от того, какой это конфликт: нормативный или невротический.

1.   В ситуации нормативного конфликта достаточно снять эмоциональный накал посредством активной физической или интеллектуальной работы, т.е. отключиться от «доминанты» путем расширения диапазона деятельности, а за­тем перейти к рациональному анализу составляющих внутреннего конфликта.

2.   В ситуации невротического конфликта, чаще всего, требуется помощь специалиста, поскольку его разрешение возможно только посредством измене­ния и внутренних, и внешних условий, повлиявших на его возникновение.

Вначале необходимо вывести человека из кризиса. Для этого важно включить его в любую рационально организованную деятельность. Затем работать над включением аналитической деятельности.

Преодоление кризиса идет в соответствии с четырьмя стадиями: защита, адаптация, овладение ситуацией и выход из кризиса.

Далее необходимо:

· создание условий для развития психологических сил человека;

· создание условий для возврата эмоционального благополучия;

· предоставление полной самостоятельности в рациональном анализе и принятии решений как о коррекции отдельных составляющих личности, так и об изменении характера межличностных отношений;

· освобождение от нереальных целей посредством соотнесения желаний и возможностей их удовлетворения;

· развитие самосознания и самопринятия;

· формирование ценности и потребности саморазвития.

Поскольку основным условием успешного разрешения внутреннего конфликта является сохранение положительной самооценки человека, здесь важным моментом является рассмотрение проблемы конфликта через включение третьего лица, часто вымышленного, но имеющего проблему человека, которому вы стремитесь помочь. Таким об­разом, обсуждение характеристик внутреннего конфликта конкрет­ного человека идет с ним непосредственно, но на примере «другого». Используя этот прием, мы не даем повода для включения защитных форм поведения, более того, мы создаем положительный фон взаимодействия, поскольку не акцентируем человека на его проблеме, а приглашаем к сотрудничеству. Особенности разрешения внутриличностных конфликтов зависят от мировоззренческих установок личности, содержания ее веры, от опыта преодоления себя; от развитости волевых качеств, особенностей темперамента и от половозрастных характеристик. Практика показывает, что невротизация личности возникает чаще на ошибочных представлениях о себе, своих возможностях и способах их удовлетворения.

Базовым средством профилактики патогенных внутриличностных конфликтов является работа над осознанием своего внутреннего потенциала и своего призвания, предназначения в этом мире. Деятельностью по профилактике невротизации общества призваны заниматься все здравомыслящие люди, но особая роль при этом отводится образовательным учреждениям, где сегодня крайне необходимо вводить систему мер профилактики отклонений в развитии субъекта,
в числе которых важно отметить:

· теоретические курсы по основам психологических знаний о психическом развитии субъекта;

· тренинговую работу по совершенствованию личностного развития учащихся и педагогического состава;

· обучение техникам саногенного (оздоравливающего) мышления (Ю.М. Орлов);

· формирование позиции успешности жизнедеятельности субъекта;

· развитие мышления, соотносимого с духовно-нравственным потенциалом культуры и социально-этическими нормами общества;

· пояснение и перевод в конструктивное русло деструкций (разрушающих тенденций) социального мира посредством педагогической деятельности;

· обучение культуре эмоциональной жизни.

Возможно некоторыми ориентирами данной деятельности могут стать приводимые нами характеристики внутреннего мира человека.