Как научить ребенка произносить «р» при помощи скороговорок

Зачастую ребенок не может сразу научиться проговаривать все звуки, так как некоторые из них сложны и даже могут вызывать трудности во взрослой жизни. Одним их таких звуков является «р», поэтому многие родители задаются вопросом, как ребенка научить говорить букву «р». Чтобы правильно ее выговорить, нужно уметь управлять воздушными потоками во рту. Для постановки звука существует ряд упражнений, многие из которых рекомендованы логопедами.

Лучше заняться постановкой правильного произношения как можно раньше, так как иначе неверный звук может войти в привычку и поддаваться коррекции будет гораздо сложнее.

Когда лучше начинать учить ребенка проговаривать звук

Обычно формирование произношения элементарных звуков происходит в возрасте двух лет. Если к этому периоду малыш так и не научится проговаривать простые звуки, стоит проконсультироваться с логопедом и начать делать особую языковую гимнастику, направленную на развитие речевых функций.

«Р» — это один из самых последних звуков, которые осваивает в произношении человек. Нормой считается его правильная постановка в возрасте 5-6 лет. До этого времени необязательно делать особые упражнения или гимнастику для развития навыка.

Но если ребенок в 7 лет не научился говорить «р», следует обязательно уделить этому внимание и обратиться к специалисту-логопеду.

Причины, по которым ребенок не проговаривает звук

Существует несколько причин, по которым малыш может не уметь правильно произносить букву «р». К ним относятся:

  • ранее обучение ребенка произношению звука (речевой аппарат по физиологическим причинам еще не способен произносить сложные звуки);
  • неправильное строение или недоразвитость языковой уздечки;
  • малоподвижность аппарата артикуляции (неспособность придать правильное положение для воспроизведения звука губам и языку);
  • речевое дыхание – ребенок не может произносить сложные звуки, потому что неправильно дышит. Это может быть вызвано хроническими заболеваниями дыхательной системы;
  • затрудненностью дыхания;
  • фонематический звук – ребенок не отличает одни звуки от других и подменяет правильные неправильными из-за этого. При таких ситуациях обычно проблемы возникают со многими звуками, а не только с нужным;
  • привычка – неправильное устоявшееся произношение, с которым расстаться будет достаточно трудно. В данных случаях малыш обычно способен научиться говорить «р», но ввиду того, что привык произносить слова неправильно, включая другие звуки вместо нужного, коррекция будет длительной.

Точно определить причину, по которой ребенок не проговаривает букву, может только логопед. Специалист назначает адекватное лечение состояния, если причины развития отклонения кроются в физиологическом строении.

Проявления неправильного произношения

Признаки того, что ребенок неправильно произносит букву «р», могут проявляться по-разному. Обычно они следующие:

  • произношение ребенком правильной буквы в правильном месте, но проговаривание данного звука отличается от общепринятого. Обычно такое состояние наблюдается у детей, которые с рождения учат несколько языков сразу – путая фонетические характеристики, малыш воспроизводит звук так, как это звучало бы в другом языке – с картавостью или лишней вибрацией;
  • проглатывание буквы, которую ребенок не умеет произносить (проявляется в неполном произношении слова, когда слог со сложной буквой не проговаривается, обычно при этом не происходит замен другими сочетаниями);
  • замена сложного звука более простым – самый распространенный симптом данного речевого нарушения. Сложный звук заменяется созвучным, но более простым. Так, самыми популярными парами при данном отклонении является «р» — «л», «ы» — «и».

В этих случаях важно своевременно научить ребенка говорить букву «р», чтобы они не закрепились в привычку.

 Домашние упражнения, направленные на развитие сложного звука «р»

Для того чтобы ответить на вопрос как ребенка научить говорить букву «р» наиболее быстро, существует следующие рекомендации специалистов.

При выполнении комплекса упражнений с маленьким ребенком важно делать их в игровой форме, чтобы не напугать малыша и поддержать его интерес.

Существует определенная последовательность для проведения занятий, которой нужно придерживаться:

  • подготовка языка к произношению «р» специальными развивающими упражнениями;
  • выговаривание звукосочетаний с «р»;
  • произношение скороговорок на нужный для коррекции звук.

Лучшие подготовительные упражнения

Среди наиболее эффективных упражнений отмечают следующие. Их нужно выполнять перед тем, как научить ребенка букве «р».

  • «Грибок»: в начале упражнения язык упирается в небо, как при цокании. В таком положении он удерживается до 10 секунд, потом расслабляется на такое же время. Повторить упражнение следует не менее 5 раз.

  • «Гармошка»: для выполнения «Гармошки» язык упирается в середину неба, как при цокании. Рот при этом должен быть приоткрыт. В таком виде нужно с усилием открывать и закрывать ротовую полость. Важно, чтобы при выполнении этого упражнения язык не сдвигался, оставаясь в одном и том же положении. Повторить действие нужно не менее 5 раз.

  • «Варенье»: исходное положение – рот должен быть приоткрыт в улыбке. Для выполнения упражнения ребенок слегка высовывает язык и несколько раз (до 20) водит им из стороны в сторону – от правого угла рта к левому и наоборот.

Лучшие упражнения, направленные на постановку звука «р»

Все вышеприведенные упражнения носили подготовительный характер. После этого можно начинать непосредственно тренировать «р» в произношении. Как правильно это сделать, подробно расскажет врач-логопед.

Мы постараемся описать основные упражнения для постановки звука.

  • «Учимся выговаривать моторные звуки»: в широкой улыбке язык поднимается наверх. Резко произносится сочетание «дын-дын-дын» с ударом языком по альвеолам. Упражнение лучше делать с нарастающей скоростью. Также можно воспроизводить звук «д» как таковой. Важно произносить его на выдохе. Также следует обратить внимание чтобы нижняя челюсть не двигалась, а все движения были произведены языком. За один раз звук произносится 10-15 секунд. Данное упражнение помогает ощутить вибрацию, которая нужна, чтобы выговаривать букву «р».
  • «Учимся говорить букву «р» через вибрации»: для выполнения упражнения требуется логопедический шпатель (можно приобрести в аптеках или специализированных магазинах) или чайная ложка, которая может его заменить. Для начала ребенок должен открыть рот пошире и без перерыва произносить звук «жжж». В этот момент родитель (или логопед) медленно и осторожно перемещает язык инструментом в сторону верхних зубов и назад, в исходное положение. Впоследствии допускается немного увеличить амплитуду движения. Можно также перемещать сам шпатель влево-вправо при произношении «жжж» на сильном выдохе. Упражнение создает определенную вибрацию, аналогичную той, которая возникает при произношении «р».
  • «Учим «Р» твердый и мягкий»: Для воспроизведения твердого «р» малыш должен широко открыть рот и на выдохе произносить «ззза», максимально отклонив язык назад. Поместите шпатель под язычок, и в момент проговаривания сочетания перемещайте его влево и вправо. Если все сделано верно, можно отчетливо услышать звук «р». Для получения мягкого «р» ребенок произносит вместо «ззза» сочетание «зззи». В остальном упражнение полностью аналогично.

После того, как малыш научится выполнять этот комплекс, можно научить ребенка говорить букву «р», автоматизируя этот звук, тренируя нужные слоги и слова.

Когда малыш сможет их беспрепятственно произносить, результат можно закрепить с помощью скороговорок. Непосредственно перед разучиванием скороговорок важно повторять весь комплекс для подготовки языка.

Скороговорки для постановки звука «р»

Существует много скороговорок на «р», которые можно свободно найти в сети или в специальных литературных пособиях. Скороговорки полностью формируют навык проговаривания сложного звука и дают возможность его эффективной тренировки для постановки правильного и четкого произношения, что важно в том, как научить ребенка выговаривать букву.

Наиболее распространенные скороговорки на «р», которые помогут научить выговаривать букву:

  • «У Кондрата куртка коротковата»;
  • «Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот. И никто не разберет, где ворота, а где рот»;
  • «Рака в руку не бери — рака другу подари»;
  • «Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером»;
  • «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали».

При возникновении проблем с произношением, даже если они были решены, лучше наблюдаться у логопеда для контроля развития речевого аппарата.

Помощь логопеда

Если при проведении гимнастики дома не достигнуто каких-либо результатов спустя продолжительное время или у ребенка наблюдается заметная анатомическая патология рта, нужно проконсультироваться со специалистом по вопросу, как решить эту проблему.

Логопед осматривает ребенка, проверяет степень развитости речевого аппарата, первично оценивает психологическое состояние ребенка и исключает наличие анатомических нарушений, если ребенок не говорит букву «р».

При необходимости врач может направить ребенка к другим специалистам для составления полной картины ситуации. Обычно даются направления к стоматологу, ортодонту или неврологу, так как в ведении этих врачей находятся проблемы, которые могут спровоцировать непроговаривание «р».

Профессиональный массаж логопеда

В отдельных случаях логопед может профессионально сделать массаж языка. Врач также контролирует, как правильно ребенок выполняет упражнения (в том числе гимнастические), направленные на развитие подвижности языка и постановку звука. Первые занятия с упражнениями на «р» лучше проводить в присутствии врача, чтобы исключить возможность неправильного выполнения.

Научить ребенка выговаривать букву «р» не очень сложно, если проблема не вызвана анатомическими отклонениями в строении речевого аппарата или невралгиями, так как в таких случаях может потребоваться хирургическое вмешательство или психологическая помощь. Для постановки нужного звука достаточно выполнять простой комплекс упражнений и учиться правильно говорить скороговорки. При комплексном подходе к коррекции первые результаты появятся достаточно быстро, и малыш поймет сам, как научиться говорить букву «р».

Причины и способы коррекции неправильного произношения «р» у детей. Стихи, скороговорки и слова с этой буквой для домашних упражнений.

Дети — наше будущее и продолжение истории рода. Родители с первых секунд появления ребенка в этом мире начинают беспокоиться о многих моментах:

  • его здоровье
  • питании и комфорте
  • развитии
  • формировании ценностей
  • раскрытии талантов

Конечно, нам хочется лучшего для малышей, чтобы им легко давались взамоотношения в социуме, они были поняты и приняты, раскрылись полностью в деле своей жизни.

Одной из важнейших способностей человека является речь. Чем она правильнее и чётче, тем легче общаться с говорящим.

Среди детей дошкольного возраста имеется стойкая тенденция к замене букв, их глотанию и плохому произношению. А логопеды едины во мнении, что «р» является наиболее трудной к освоению и озвучиванию среди малышей до 5 лет.

Почему так происходит и как родители могут помочь детям натренировать правильное произношение звука «р» и поговорим в статье.

Почему ребенок не выговаривает звук Р?

белокурая малышка 5-ти лет склонилась над буквой «р»

Причин подобного явления несколько:

  • кончик языка неправильной формы — встречается довольно редко,
  • короткая уздечка внутреннего язычка — тогда малышу не хватает длины языка для произношения звука,
  • проблема с прикусом — смешанное положение зубов нарушает звучание звуков и слов,
  • слабость либо недостаточное развитие мышц рта,
  • отклонения в работе артикуляционного аппарата и органов дыхания,
  • поражения коры головного мозга,
  • особенности строения носоглотки, для которых характерен «французский» прононс,
  • поведенческий нюанс, когда малыш либо чрезмерно флегматичен, либо гиперактивен,
  • нарушения фонематического слуха, когда ребёнок путает произношение слов. Например, вместо твёрдого «р» озвучивает мягкий либо меняет на другие звуки — ль, й, — и наоборот,
  • подражание родителям, которые сами неправильно произносят этот звук,
  • генетическая наследственность.

Первые 2 причины поддаются коррекции специальными упражнениями либо хирургическим путём. Прикус меняется после наложения и ношения скоб на зубы ребёнка.

В ряде случаев своевременная консультация у лора и лечение помогают «очистить» звук.

Работа родителей над своей речью, если это возможно и особенности произношения «р» у них поддаются коррекции, добавление чёткости словам и звукам помогают малышу услышать и воспроизвести все буквы верно.

Мышцы рта ребёнка вы способны укрепить специальными упражнениями. Они же годятся при отсутствии физиологических отклонений строения речевого аппарата у него, которые подтверждены докторами.

Во сколько лет ребенок начинает говорить звук Р?

подросшие дети вокруг букв «р»

Поскольку все дети индивидуальны по своим уровню развития и способностям, то и произношение чёткого «р» проявляется в разном возрасте.

Однако логопеды отмечают, что допустимый порог — это возраст 5 лет, либо до зачисления малыша в ряды школьников.

С другой стороны, среди ваших знакомых точно найдутся такие, что «р» произносят нечётко, картавят. То есть они так и не научились её озвучивать верно.

Как поставить мягкую букву, звук Р ребенку дома: советы логопеда

мама выполняет упражнения с дочкой для разработки мягкого «р»

Логопед, в отличие от родителей, видит поэтапное решение задачи для ребёнка так:

  • освоение звука в моно варианте
  • в слогах
  • произношение предложений с «р»

Поэтому, если попытки «порычать» с малышом потерпели фиаско, доктор назначит специальные упражнения на разработку речевого аппарата/удлинение уздечки.

Советы родителям:

  • отточите правильность произношения слов/предложений у себя до занятий с малышом
  • запаситесь терпением и позитивным настроем
  • поставьте небольшое зеркало перед ребёнком, чтобы он видел «гримасы» своего лица во время занятий
  • замотивируйте чадо к выполнению упражнений, пообещайте ему что-то желанное для него
  • отбросьте своё смущение и смело корчите рожицы во время занятий с ребёнком
  • обеспечьте интерес малыша выполнять от начала до конца все упражнения

Как поставить мягкую и твердую букву, звук Р ребенку: советы логопеда

логопед занимается с мальчиком для развития его способностей к произношению твёрдого «р»

  • Придумайте игру/историю для малыша для изучения слов/предложений с «р». Например, сшейте куклу на ладошку в виде вороны и говорите как бы ею.
  • Приводите яркие примеры разности звучания мягкого и твёрдого звуков.
  • Терпеливо ждите повтора от крохи и поощряйте его успешные попытки.
  • Забудьте о насмешках над чадом даже в шутку. Они способны отбить охоту к занятиям у него и/или спровоцировать возникновение комплексов.

Горловое звучание Р у ребенка — как исправить: советы логопеда

улыбчивый мальчик радуется своим успехам в правильности произношения «р»

Горловое произношение «р», по мнению логопедов, труднее всего поддается исправлению. Требуется полное переучивание ребёнка для его правильного звучания.

  • Подберите упражнения для развития артикуляции через другие звуки — шипящие, свистящие.
  • Помогите освоить звук отдельно от других букв, в слогах, словах и предложениях.
  • Мотивируйте ребёнка самостоятельно отслеживать качество произношения им «р». Учитывайте пользу мотиватора для здоровья крохи.

Упражнения, чтобы научить ребенка говорить звук Р

сын у мамы на коленях с книжкой в руках выполняю упражнения на освение правильного «р»

Условно разделим их на нескольких групп:

  • мимические
  • на растяжку языка и уздечки
  • тренировки на других звуках
  • использование слов, предложений, скороговорок с этой буквой

Первая группа, другими словами, кривляния перед зеркалом либо вашим лицом. Например:

  • откройте широко рот и подвигайте языком вверх-вниз
  • сверните язык трубочкой и продвиньте его вперед
  • на улыбке через приоткрытые челюсти выньте язык и подвигайте им справа налево

Несколько примеров упражнений из 2 группы:

  • подвигайте кончик языка по внутренней части верхних зубов так, чтобы он оставался прямым, без подгиба,
  • вытягивайте язык подлиннее, чтобы доставать им до кончика подбородка/носа,
  • совершите облизывающие движения вытянутым языком,
  • зафиксируйте его кончик на верхнем нёбе и замрите на несколько секунд.

Добавим фото неоторых упражнений для наглядности:

несколько фото упражнений для разработки уздечки язычка перед произношением «р»

Третья группа:

  • поцокайте языком, имитируя ходьбу лошади
  • произносите шипящие звуки на выдохе
  • быстро повторяйте один звук, например, «т», «д»
  • протяжно повторите звенящие звуки, например, «ззз», «жжж»

Последняя группа будет рассмотрена в разделе ниже.

Скороговорки, слова, стихи на букву Р для детей

мама с дочкой лежат на полу у раскрытой книжки и разучивают слова с буквой «р»

Наработки логопедов по совершенствованию звучания детского «р» внушительны.

Так на страницах книг этих специалистов вы найдете и слова, и скороговоркой, и стихи с изобилием «р».

Однако без вашего, родительского, участия в выполнении упражнений ребёнку будет трудно научиться правильно его озвучивать.

Слова:

  • трамвай
  • другие
  • работа
  • ромашка
  • ворона
  • трактор
  • ведро
  • рыба
  • роза
  • рыжик
  • ракета
  • рука
  • рис
  • рубашка
  • ряд
  • рукав
  • размер
  • ремень
  • карман
  • рептилия
  • радар
  • трава
  • дрова
  • дерево
  • друг
  • дрель
  • дрозд
  • шарик
  • корова
  • труба
  • время
  • забор
  • бурундук

Скороговорки:

  • Как под горкой на пригорке жили 33 Егорки.
  • На дворе трава, на траве двора, не руби дрова, на траве двора.
  • Едет Грека через реку, видит Грека — в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 1

примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 2

примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 3

Стихи:

Ра-Ра-Ра, Катюше спать давно пора;
Ро-Ро-Ро, на полу лежит ведро;
Ры-Ры-Ры, вокруг летают комары;
Ри-Ри-Ри, прилетели снегири;
Ор-Ор-Ор, мы быстро подмели весь двор;
Арь-Арь-Арь, на столбе горит фонарь.

Кар! — Кричит ворона — Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано,
Грош украл он из кармана!

Карандаш, картонку, пробку
И красивую коробку!
Стой, ворона, не кричи.
Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана,
У тебя ведь нет кармана!
Как?! — подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно:

Что ж вы раньше не сказали?!
Караууул!!! Карман украли!!!

примеры стихотворений с буквой «р» для детей, пример 1

примеры стихотворений с буквой «р» для детей, пример 2

Итак, мы рассмотрели причины и способы устранения такого речевого дефекта у детей, как неправильное произношение звука «р». А также пополнили свою копилку словами, скороговорками и стихами с этой буквой.

Будьте терпеливы со своим ребёнком всегда и особенно во время занятий по правильности произношения слов родного языка.

Видео: как научить ребенка произносить звук «р»?

Общепринято считать, что к пяти годам ребенок может выговаривать все звуки. Однако это далеко не так, поскольку в русском алфавите существует буква «Р». С правильным произношением соответствующего звука приходится бороться дольше, чем с любым другим. Речевая задача требует от малыша мощной амплитуды языка и характерной вибрации.

Это вызывает определенный дискомфорт и нежелание продолжать обучение. Иногда даже приходится обращаться за помощью к логопеду. В то же время элементарные упражнения для развития речевого аппарата доступны для всех, и можно попытаться справиться самостоятельно.

Особенности произношения звука «Р»

Рассмотрим типичные для детей варианты неправильного произношения:

  • Звук пропускается (пример: га_аж, а не гараж). Это может свидетельствовать как о нежелании ребенка справляться с трудностями, так и о проблемах с фонематическим слухом;
  • Звук «Р» заменяется на «Л» (пример: лыба, а не рыба). Это может быть связано с малоподвижностью артикуляционного аппарата. То есть, необходимо укреплять лицевые мышцы;
  • Звук произносится нехарактерным образом. Как будто ребенок говорит на французском или английском языке.  Это может говорить о «нарушении» речевого дыхания.

Чтобы выявить некорректное произношение, достаточно попросить ребенка «порычать», как грозный лев, и затем произнести несколько слов с буквой Р в составе. В зависимости от результата, можно будет сделать вывод, что необходимо тренировать в первую очередь: звук сам по себе или произношение в слогах. И лишь в редких случаях проблемы со звуком Р могут быть связаны со строением уздечки. С этим действительно лучше обращаться к врачу за особой гимнастикой.

Грамотный подход к обучению произношения «Р»

Существует универсальный набор упражнений, позволяющий «поставить» звук Р малышу. Он может потребовать от родителя определенных усилий. Некоторые дети начинают правильно выговаривать Р лишь спустя год ежедневных занятий. Однако это того стоит.

Весь процесс обучения следует разделить на три акта. Начиная со звука самого по себе, продолжить слогами, чтобы в итоге закончить поточной речью. Многие же допускают ошибку, начиная с конца, и требуя от малыша мгновенного повторения скороговорок. Это путь в никуда. Важно постепенно укреплять артикуляционный аппарат. К тому же стоит помнить об удовольствии совместных тренировок. Без позитивных эмоций ребенок не захочет ворочать языком. А ведь это действительно доставляет ему дискомфорт. Поэтому задача хорошего родителя — из ежедневной практики сделать увлекательный квест.

Видео как научить ребенка выговаривать звук «Р»

Базовые рекомендации и упражнения

Каждый «учебный» день необходимо будет начинать с разминки. Это важно для того, чтобы разогреть артикуляционный аппарат у ребенка перед выполнением упражнений. Например, можно попросить малыша «почистить» язычком верхние зубы. Для этого нужно улыбнуться и пройтись кончиком по внутренней поверхности ряда. При этом нужно следить, чтобы челюсть у него оставалась на месте. Другим вариантом разминки может стать обычное цоканье. Дело в том, что техника выполнения характерного для лошадки звука чем-то напоминает произношение «Р». А посмеяться с малышом можно при выполнении упражнения — кто дальше высунет язык. Его фишка в том, чтобы при этом положении языка попытаться что-то говорить.

Важно выполнять все поставленные задачки вместе. Ребенок должен видеть артикуляцию и мимику взрослого, а не только слышать. В детстве все первым делом учатся подражать. Главное, набраться терпения, поскольку правильное выполнение некоторых упражнений может занять несколько месяцев. Ни в коем случае нельзя опускать руки, и переставать улыбаться. Нужно действительно относиться к занятиям, как к веселой игре. Точнее, сделать их такими. И тогда, после постановки правильного произношения звука, можно будет переходить к слогам и простым словам. При соблюдении всех вышеупомянутых условий, родители смогут добиться ощутимого успеха вместе с ребенком. В один прекрасный момент он легко и просто сможет освоить поточную речь с труднопроизносимой буквой. Не забудьте отметить это дело вкусным тортом.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Разучивание скороговорок – одно из любимых занятий малышей и детей старшего возраста. Они не только повышают настроение и дают возможность посмеяться, но и развивают речевой аппарат, усовершенствуют речь, делая ее более понятной, четкой и выразительной.

Рифмованные скороговорки для детей помогают малышам научиться говорить и слушать. Умелое владение речью повышает успехи ребенка и в школе. Поэтому многие логопеды рекомендуют регулярно читать и учить на память скороговорки. Важно также произносить их не только в быстром темпе, но и в медленном, говорить громко, тихо и шепотом.

Оптимальный возраст для начала разучивания трудноговорок – 2,5-3 года. В этом возрасте ребенок уже готов к восприятию содержания веселого стиха и правильному произношению.

Советы по заучиванию детских скороговорок

Несколько рекомендаций помогут эффективнее работать со скороговорками и научить детей правильно говорить:

  • · Подбирайте скороговорки на сложные для конкретного ребенка звуки. Если есть незнакомые для малыша слова, поясните ему, что они означают;
  • · Для самостоятельно читающего ребенка напишите трудноговорку на бумаге и отметьте, какими буквами обозначаются звуки в словах;
  • · Покажите малышу, в каком положении должны быть губы и язык при произношении определенного звука. Скороговорки лучше сначала читать медленно, обращая внимание на артикуляцию, потом можно постепенно увеличивать скорость;
  • · При разучивании скороговорок с маленькими детьми лучше всего показывать им иллюстрации. Также можно попросить малыша описать, кто изображен на картинке и что он делает;
  • · Скороговорку нужно повторить вместе с ребенком несколько раз.
    Полезно будет использовать мячик, который малыш сможет подбрасывать и ловить на каждом слове
    . Мячик можно заменить и простым хлопаньем в ладоши: одно слово – один хлопок;
  • · Выучив простую скороговорку, поменяйте местами конец и начало, если это возможно сделать. Так можно немного усложнить задачу.

Если ребенок правильно выучил трудноговорку, переходите к другой или смените занятие. Не стоит затягивать процесс, иначе ему может стать скучно. К выученным скороговоркам рекомендуется ненавязчиво возвращаться. Это можно сделать и во время прогулки на улице, давая малышу возможность тренировать четкость и правильность произношения. Он сможет быстро говорить, но перестанет сбиваться и «заглатывать» слова.

Примеры детских скороговорок

«Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали».

«У четырех черепашек четыре черепашонка».

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

«Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!»

«Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках».

Посмотреть подборку смешных скороговорок для детей можно также на сайте . Детский портал «Малыш» содержит много полезной информации для малышей и их родителей.

Помните, что не каждую скороговорку ребенок может легко выучить с первого раза. Дайте детям возможность посмеяться над собственными ошибками – это сделает занятие веселым для всех.