Гиперактивные дети: причины, симптомы и лечение

В медицине термин «гиперактивность» появился в 60-е годы прошлого века. Врачи стали выделять заболевание как минимальное расстройство функции мозга. Патология выражается у ребенка недостатком внимания, вследствие чего ему трудно сконцентрироваться. В дальнейшем это становится причиной нарушения памяти, что вызывает трудности в обучении. Гиперактивность связана с трудностью восприятия и дальнейшей обработки внешней информации и внутренних стимулов организма.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ ) сейчас является глобальной социальной проблемой, так как мешает ребенку адаптироваться в коллективе и обществе. По статистическим данным, от 3 до 18% всех детей страдают этим заболеванием. Проведенные исследования показали неутешительный прогноз: такой ребенок попадает в зону риска развития алкоголизма и наркомании. Патология у мальчиков проявляется в пять раз чаще, чем у девочек.

1

Симптоматика гиперактивности

Первые признаки патологии у ребенка проявляются уже на первом году жизни. Это выражается тем, что малыш становится чувствительным к внешним раздражителям, таким как свет, звук, движения мамы, на которые бурно реагирует. Еще одним характерным признаком синдрома недостатка внимания является беспокойный сон и громкий плач без явной на то причины. Малыши при этом с трудом засыпают, редко получается уложить ребенка без слез, бодрствование продолжается намного дольше, чем сон.

Дети с этой патологией отстают в двигательном развитии, начинают ползать и ходить на 1-2 месяца позже своих сверстников. Это же относится и к речевому развитию: малыш начинает говорить позже принятых сроков, причем не проявляя к словам должного интереса.

На втором году жизни дети с гиперактивностью отличаются характерной хаотичностью движений, тем самым вызывая беспокойство родителей. Специалисты отмечают, что ребенок, страдающий данной патологией, позже сверстников начинает изъясняться фразами, также присутствует определенная физическая неуклюжесть: ребенок намного дольше осваивает более сложные движения, такие как прыжки.

В три года родителям сложно заметить признаки гиперактивности, так как в этом возрасте каждый малыш начинает проявлять упрямство, строптивость и непокорство установленным порядкам. Но в случае если малыш ходит в этом возрасте в садик, жалобы воспитателей на невнимательность ребенка, а также отсутствие способности сконцентрироваться на занятиях становятся неприятной неожиданностью для родителей малыша. Это обусловлено тем, что на фоне развития синдрома центральная нервная система не способна усвоить в полном объеме новые психические и физические нагрузки.

Заметное ухудшение состояния происходит в период 5-7 лет, когда усложняются занятия в подготовительных группах перед школой. В этом возрасте происходит критическое созревание мозговых клеток, а излишние нагрузки для детей с синдромом гиперактивности приводят к переутомлению организма. Ребенок в этом случае способен занижать свою самооценку, резко реагирует на критику со стороны сверстников и проявляет неуравновешенность. На фоне этого у детей появляется систематическая головная боль, неоправданная боязнь чего-либо и непроизвольные сокращения мышц лица. Они начинают отставать в учебе, несмотря на свой высокий интеллектуальный уровень.

Тяжело проходит адаптация в коллективе, поэтому нередко возникают конфликты и ссоры на фоне неуравновешенности и отсутствия терпения.

Дети с синдромом не отдают отчет своим действиям и не могут проанализировать дальнейшие последствия. Для них не существует каких-либо авторитетов, а это грозит перерасти в поведение, противоречащее общепринятым нормам. Наиболее опасный период для детей с гиперактивностью — подростковый возраст, так как импульсивность преобладает над разумными доводами, а в комплексе с агрессией приводит к печальным последствиям.

Специалисты выделяют следующие основные признаки гиперактивности, по которым можно распознать заболевание на начальном этапе:

  • резкая смена настроения — от слез до истерического смеха — без особых причин;
  • нетерпимость к критике и неудачам;
  • повышенная разговорчивость;
  • частая ложь;
  • раздражительность;
  • характерные мелкие нервные движения (покачивание ног, сгибание пальцев);
  • предрасположенность к конфликтным ситуациям;
  • непоседливость;
  • бесконечное задавание вопросов без интереса к ответам;
  • отсутствие сосредоточенности на конкретном объекте или занятии;
  • игнорирование всех норм порядка;
  • отсутствие терпения.

Наличие нескольких признаков является тревожным сигналом для родителей и поводом к посещению невролога и психотерапевта. Нельзя оставлять без внимания здоровье малыша, так как отсутствие адекватных методов лечения приведет к усугублению ситуации.

Рассеянность внимания у детей и взрослых: причины и лечение

2

Причины патологии

Специалисты считают, что существует множество факторов, которые провоцируют развитие гиперактивности. Условно их разделяют на три основные категории. Каждая из них содержит в себе определенные причины, негативно влияющие на ребенка:

  1. 1. Наследственный фактор: кто-либо из близких родственников страдает гиперактивностью.
  2. 2. Биологические причины. К ним относят травмы в период родов или нарушения головного мозга малыша при беременности мамы.
  3. 3. Социально-психологические факторы: нездоровая обстановка в семье, алкоголизм родителей, отсутствие должного воспитания, неприемлемые условия проживания.

Основной причиной развития синдрома специалисты считают незрелость или сбои работы мозга. Они приводят к неправильному восприятию эмоциональных, зрительных и слуховых стимулов, так как они являются избыточными для детей и поэтому становятся причиной их раздражения.

Проведенные исследования показали, что 60% детей с гиперактивностью приобрели заболевание вследствие воздействия неблагоприятных факторов в период беременности матери или родов, таких как:

  • недостаток кислорода в период внутриутробного развития;
  • риск прерывания беременности;
  • вредные привычки (курение, алкоголь);
  • регулярные стрессы в период беременности;
  • несбалансированное питание матери;
  • недоношенность;
  • преждевременная стимуляция родов;
  • поражение нервной системы малыша.

Основной причиной появления СДВГ является генетическая предрасположенность ребенка, в случае отсутствия этого условия заболевание не может развиться.

Неприятности в семье, отсутствие любви и внимания со стороны родителей, угнетающая обстановка в итоге приводят к тому, что заболевание прогрессирует. В дальнейшем, когда ребенок не может освоиться в школе и отстает в учебе, это приводит к раздражительности родителей, они применяют замечания и наказания, что только усугубляет ситуацию.

Что такое гиперкинетический синдром у детей и взрослых

2.1

Разновидности СДВГ

В медицине существует три категории патологии:

  • гиперактивность без дефицита внимания;
  • дефицит внимания без гиперактивности;
  • дефицит внимания с гиперактивностью (самая распространенная форма).

Специалисты различают простую и сложную патологию, в результате чего в первом случае наблюдается отсутствие внимательности в комплексе с гиперактивностью, а во втором варианте — синдром сопровождается головной болью, нервными подергиваниями конечностей, беспокойным сном, сбивчивой речью.

Расстройства аутистического спектра (РАС): причины, симптомы и лечение

2.2

В чем опасность патологии?

При отсутствии лечения спрогнозировать будущее ребенка весьма сложно, так как его поведение может стать причиной серьезных последствий. Специалисты утверждают что 70% детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью не перерастают патологию, и она переходит в подростковый возраст. Вследствие чего 35% детей не могут успешно окончить школу, и поэтому не более 20% из них способны получить высшее образование.

Главная проблема больного ребенка в том, что он имеет достаточно высокий уровень интеллекта, но невозможность сконцентрироваться на учебе приводит к тому, что он не усваивает полученные знания.

Почти половина подростков, страдающих гиперактивностью, отличаются агрессивным поведением, что приводит к регулярным конфликтным ситуациям, дракам, попыткам суицида.

3

Диагностика заболевания

Если родители заподозрили у ребенка синдром гиперактивности, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу и пройти комплексное обследование, так как под этими признаками могут скрываться более серьезные осложнения. Диагностика патологии условно подразделяется на три направления:

  1. 1. Субъективная диагностика. Это означает, что врач изучает поведение ребенка и сравнивает показатели с общепринятыми нормами. Также проводится опрос родителей о течении беременности и о родах, перенесенных заболеваниях ребенка и его поведении в той или иной ситуации. В результате полученных сведений врач составляет общую характеристику поведения ребенка.
  2. 2. Психологическая диагностика. Этот метод применяется с дошкольного возраста. Врач проводит тестирование малыша на основе заданий в зависимости от затраченного времени на их выполнение. Такая методика дает возможность оценить внимательность и усердие ребенка.
  3. 3. Электроэнцефалографическая диагностика. Это исследование проводится с помощью электродов, которые прикрепляются к голове, дают возможность определить потенциал головного мозга и существующие изменения его функции. Сейчас диагностирование проводится более современными методами — с помощью магнитно-резонансной томографии, что упрощает процедуру и является безопасным для здоровья ребенка.

На основе полученных сведений врач назначает соответствующую комплексную терапию, которая включает в себя и профилактические мероприятия.

4

Терапия гиперактивности

Только комплексное лечение решит проблему гиперактивности у ребенка и снизит влияние негативных факторов на его поведение. Гиперактивный ребенок должен регулярно наблюдаться не только у невролога, но и у психолога, а также ощущать заботу и любовь родителей, что даст ему веру в положительный результат терапии. Опека и поддержка должна присутствовать постоянно. Это поможет закрепить навыки, приобретенные во время лечения.

Основные рекомендации родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка:

  1. 1. Общение должно быть спокойным, без проявления резких эмоций, так как настроение взрослых способно передаваться малышу.
  2. 2. Не стоит форсировать развитие и отдавать ребенка одновременно в разные секции, игнорируя возрастные категории, так как это станет причиной регулярного переутомления и раздражения.
  3. 3. При разговоре необходимо смотреть прямо в глаза.
  4. 4. С целью развития моторики следует отдавать предпочтение танцам, плаванию и теннису.
  5. 5. Рекомендуется во время игры объяснять существующие правила и то, как достичь конечного результата.
  6. 6. Поощрять ребенка при достижении даже минимальных результатов.
  7. 7. Четко соблюдать ежедневный режим, постепенно приобщая к порядку и общепринятым правилам поведения.
  8. 8. В период выполнения домашних заданий и подготовки к школе следует исключить отвлекающие факторы, сконцентрировав внимание сугубо на учебнике и тетради.
  9. 9. При озвучивании заданий следует избегать постановки нескольких задач одновременно: ребенок должен четко понимать, что от него требуют и что необходимо сделать для выполнения.

Особенность гиперактивных детей в том, что они не отождествляют наказание и порицание со своей деятельностью, но положительно реагируют на любую похвалу со стороны взрослых.

Чтобы добиться существенных положительных результатов, проводится не только психологическая терапия, но и медикаментозное лечение ребенка.

Курс необходимых препаратов и их дозировка назначается только врачом исходя из выявленного случая, а также возраста ребенка и его индивидуальных особенностей.

В случае большего преобладания невнимательности врач назначает ноотропные препараты, такие как Энцефабол, Кортексин, что оказывает положительное действие на головной мозг ребенка и помогает снизить негативное влияние заболевания. Если у малыша преобладает гиперактивность, используются лекарства на основе гамма-аминомасляной кислоты (Фенибут, Пантогам), что помогает тормозить и контролировать эмоции.

Исходя из формы патологии врач дополнительно назначает транскраниальную микрополяризацию, суть которой состоит в воздействии на определенные участки мозга слабых импульсов электрического тока, что помогает скорректировать нарушения.

Иногда назначается лечение методом обратной связи, цель которого — заставить мозг научиться работать правильно и оптимизировать внимание. Головной мозг в детском возрасте обладает высоким уровнем пластичности, что дает возможность нормализовать его работу. Для этого к голове крепятся специальные устройства, которые выводят показания на монитор компьютера. Врач в форме игры помогает ребенку осознанно или нет снизить излишнюю активность мозга и привести его к нормальному состоянию, что отображается на мониторе. Задача больного состоит в том, чтобы максимально запомнить это состояние и по возможности сохранить. Такой вид лечения применим только с восьми лет, так как дети раннего возраста не могут полностью осознать, что требуется от них.

4.1

Помощь учителей

Для детей с синдромом гиперактивности жизненно необходимо создать оптимальные условия не только дома, но и в учебном заведении. Поэтому стоит обратиться к учителю, который поможет ребенку адаптироваться в коллективе с учетом индивидуальной особенности.

  1. 1. Предпочтительно сажать за первую парту, чтобы минимизировать отвлекающие факторы.
  2. 2. В случае необходимости вытереть доску или оказать какую-либо помощь учителю стоит доверить это задание гиперактивному ребенку, который остро нуждается в активности.
  3. 3. Проводить регулярные физкультурные пятиминутки.
  4. 4. Избегать временных ограничений, в случае неуспевания на уроке давать персональные задания на дом.
  5. 5. Не сажать за одну парту двух детей с гиперактивностью.

Бороться с заболеванием нужно комплексно, но основная часть коррекции придется на долю родителей. Нужно запастись терпением и проявлять больше заботы к своему ребенку.

Тенденция развития заболевания показывает, что в большинстве случаев дети перерастают свою патологию, но у 30% она остается и во взрослом возрасте, поэтому важно провести своевременное лечение, чтобы предотвратить осложнение ситуации.

  • Психология личности
  • Детская психология
  • Детская психиатрия
  • Карта сайта
  • Контакты

Психология и Психиатрия

  • Главная
  • Психология
  • Психиатрия
  • Самооценка
  • Фобии и Мании
  • Психотерапия
  • Психологическая помощь
  • Рубрики

    • Болезни нервной системы
    • Депрессивные состояния
    • Детская психология
    • Детская психиатрия
    • Психология конфликта
    • Психология мышления
    • Психологические понятия
    • Психические расстройства
    • Психология личности
    • Психология отношений
    • Психология общения
    • Психологическая помощь
    • Психотерапия
    • Самооценка
    • Фобии и Мании
    • Истории наших читателей
    • Лекарственные препараты
  • Популярные Фобии

    • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае…
    • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю…
    • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно…
  • Консультации

    • Тальяна к записи Безответная любовь
    • Ведмеш Н.А к записи Болезнь Пика
    • Катерина к записи Как помириться с парнем
    • Анна к записи Брезгливость
    • Олег к записи Что делать, если не хочется жить
  • Пройдите наш опрос

Медицинский эксперт статьи

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Гиперактивность ребенка создает больше всего проблем в детском саду и затем – в школе. Ученые утверждают, что никакая другая особенность мозговой деятельности ребенка не доставляет и ему, и окружающим столько хлопот. Между тем, причины гиперактивности ребенка очень разнообразны: они касаются не только воспитания, но зависят еще и от питания, и от того, насколько хорошо протекала беременность мамы, и даже… от материального достатка в семье. Подробнее о гиперактивности ребенка и о том, что с этим делать.

Что такое гиперактивность?

Гиперакти́вность, как утверждают медики, это состояние, при котором человек излишне возбудим и активен. Если гиперактивность ребенка не дает возможность нормально сущестовать его окружению, речь идет о психологических отклонениях. Гиперактивность больше всего характерна для детей дошкольного возраста, потому что их нервная система еще очень неустойчива, ребенок в это время излишне раним и восприимчив.

Мальчики в 4 раза чаще страдают от гиперактивности, чем девочки. Этому есть объяснение: мальчики при рождении крупнее девочек, поэтому у них чаще случаются травмы и повреждения при рождении. К тому же, мозг мальчиков созревает позже, чем мозг девочек. Поэтому мальчики-школьники в дальнейшем больше склонны к гиперактивности, чем девочки, опережая в этом слабый пол. Всего среди школьников зарегистрировано до 10% гиперактивных детей – не так уж мало.

Первые симптомы гиперактивности можно определить уже в возрасте от двух лет. Это видно по поведению ребенка: он делает резкие движения, может много и часто говорить или говорить с заиканием, двигаться активнее, чем его сверстники. Ребнок с признаками гиперактивности может также страдать энурезом.

Синдром гиперактивности (есть и такой!) больше всего проявляется в возрасте 6 лет. Родители спохватываются не сразу и ведут ребенка к врачу намного позже: в 8-10 лет. Это объясняется тем, что в более младшем возрасте родители приписывают гиперактивность сына или дочки простому баловству или просто не обращают на него внимания. Синдром гиперактивности обычно снижает свое течение и остроту к 14 годам – в этом возрасте дети становятся более ответственными, больше начинают ценить собственное «Я».

В чем причины гиперактивности ребенка?

Причины гиперактивности очень разнообразны и могут объясняться биологическими, психологическими, физиологическими факторами, а также издержками воспитания.

Родовые травмы

Трудные роды мамы, травмы при родах, проблемы внутриутробного развития – все это причины гиперактивности ребенка, потому что прежде всего страдает его мозг. Если ребенок еще в утробе мамы пережил кислородное голодание, это может сказаться на всей его дальнейшей жизни и поведении, потому что некоторые участки мозга развиваются неправильно. Поэтому мама при вынашивании нужно очень беречь себя, чтобы беременность протекала без осложнений.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

Большая разница в возрасте родителей

Это тоже – причина гиперактивности ребенка. Согласно исследованиям, ребенок с гиперактивностью может родиться у пар с большой разницей в возрасте. Опасным считается союз, где возраст мамы не достигает 19 лет, а отец был старше 39. То есть разница в возрасте мамы и папы более чем в 30 лет может быть причиной синдрома гиперактивности ребенка. Вторая причина, касающаяся совместимости пар – это резус-фактор крови, который может быть несовместимым. Чаще всего такая кровная несовместимость может быть при отрицательной группе крови у мамы, и положительной – у отца.

Отравление свинцом

Нет, это вовсе не значит, что вы кормите своего ребенка свинцом, и у него развивается гиперактивность. Свинец может содержаться в продуктах питания или же возникает из-за дефицита других микроэлементов. В частности, магния. При дефиците магния свинец накапливается в детском организме, а ведь врачи давно признали его вредным металлом. Нервная система ребенка из-за накопления свинца расстраивается, поскольку этот микроэлемент – мощнейший нейротоксин, то есть вызывает отравления. Свинец в повышенных дозах в организме ребенка способен ухудшить память и внимательность, влиять на адекватное восприятие всего вокруг. И, конечно же, поведение ребенка.

Плохой рацион ребенка

Педиатры в один голос твердят, что неправильное питание может вызывать серьезные отклонения в поведении ребенка. В частности, спровоцировать его гиперактивность. Самые опасные для ребенка продукты – те. В которых содержится много химических веществ. Это продукты с ароматизаторами, красителями, наполнителями, размягчителями и так далее. Они вызывают изменения в работе мозга и способны спровоцировать излишнюю агрессивность либо – наоборот – пассивность.

Опасным для ребенка может стать также продукт, который провоцирует аллергию, а следовательно – биохимические изменения в организме.

Наследственность

Не стоит удивляться, что ребенок гиперактивен, если его родители тоже были гиперактивными в детстве. До 60% дошкольников, у которых родители страдали от гиперактивного поведения, будут копировать его. С генами не поспоришь!

Материальное состояние семьи

В нашей стране ни по телевидению, ни в психологической литературе не принято акцентировать внимание на бытовых проблемах семьи как причине состояния здоровья. Поэтому можно взять во внимание исследования западных ученых Кинга и Ношпича, которые пишут о связи материального состояния семьи и последствий физиологических отклонений. Так вот, ученые пишут о том, что в семьях с высоким достатком последствия сложных родов, повлекших за собой отклонения в здоровье плода, снижаются или вообще пропадают к тому моменту, как ребенок пойдет в школу. Такая закономерность не наблюдается у тех детей, где родители еле сводят концы с концами.

Дефицит внимания

Психологи утверждают, что гиперактивность и дефицит внимания – очень распространенная парочка. Дети, испытывая недостаток внимания и любви со стороны взрослых, часто проявляют гиперактивность, чтобы обратить на себя внимание родителей и учителей, выделиться.

[9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20]

Как выявить гиперактивность у ребенка?

Чтобы убедиться, нормально ли поведение ребенка или у него присутствует синдром гиперактивности, нужно выделить как минимум 6 поведенческих признаков из девяти вышеперечисленных.

При психологической гиперактивности

  1. Ребенок невнимателен, он не может сосредоточиться на чем-либо долго, не замечает явных деталей
  2. Ребенок не в состоянии долго выполнять одно и то же задание, не доводит ни одно дело до конца
  3. Ребенок невнимательно слушает взрослых или своих ровесников, у тех, кто с ним говорит, создается мнение, что ребенок не слышит обращения к нему
  4. Дошкольник не может правильно организовать свою деятельность, перескакивает с одного занятия на другое
  5. У дошкольника нет никакого желания решать какие-то интеллектуальные задачи, он противник умственного напряжения
  6. Ребенок часто теряет вещи, несобран
  7. Дошкольник очень быстро отвлекается на посторонние шумы, малейший источник света или звука может немедленно переключить его внимание с важного занятия
  8. Ребенок часто забывает элементарные вещи

Физические проявления при повышенной гиперактивности

  1. Когда ребенок волнуется, он может часто и быстро двигаться при сидении или даже позе стоя
  2. Ребенок часто вскакивает с места
  3. Ребенок может очень быстро бегать и прыгать, долго не сидит на месте
  4. Ребенок постоянно физически активен
  5. В школе или садике такой ребенок может срываться с места, шуметь, кричать, перекрикивать других
  6. Ребенок не может участвовать в спокойных играх
  7. Ребенок отвечает быстрее, чем прозвучит вопрос
  8. Дошкольник не способен сидеть или стоять в очереди, ждать, пока его куда-либо пригласят
  9. Ребенок часто вмешивается в разговор других, прерывает всех на полуслове Есть еще и смешанный тип гиперактивности, при котором могут наблюдаться и психологические, и физиологические признаки.

Как справиться с гиперактивностью дошкольника?

Биологическая особенность мозга такова, что он формируется до 12 лет. Это значит, что до 12 лет ребенка нужно оберегать от стрессов, поскольку при стрессах в некоторых участках мозга ребенка могут произойти необратимые изменения.

Ребенка также нужно беречь от развития разных заболеваний, на первый взгляд, с неврологией не связанных. Это могут быть нарушения в работе почек, бронхиальная астма, заболевания сердца и сосудов, частые простуды с переходом в пневмонию. Эти нарушения здоровья, считают врачи, могут влиять на деятельность мозга, поэтому ребенка нужно вовремя диагностировать и лечить, чтобы не запустить хронический процесс.

Нельзя сдерживать физическую активность дошкольника, который гиперактивен. Нужно, наоборот, поощрять любимые виды спорта ребенка, потому что это даст ему возможность выплеснуть эмоции. Очень хорошо устанавливать четкие правила в таких играх, это будет воспитывать в гиперактивном ребенке организованность и стремление к достижению своих целей.

Когда ребенок достигает старшего дошкольного возраста, у него улучшается мелкая моторика пальчиков. В этом возрасте можно приучать ребенка к рисованию, лепке, подарить конструктор. По ходу занятия нужно хвалить и поощрять ребенка, и тогда он сможет постепенно привыкать доводить свои дела до конца. Это в дальнейшем поможет ребенку высидеть весь урок, не вскакивая с места.

Если ребенок-дошкольник будет окружен любящим вниманием родителей с первых лет своей жизни, к 6-7 годам синдром гиперактивности можно успешно преодолеть.

Важно знать!

Симптомы нарушения активности и внимания различны в разных возрастных группах (дети дошкольного возраста, школьники, подростки, взрослые). Есть данные о том, что 25-30% детей сохраняют основные проявления синдрома, став взрослыми.

Читать далее…

В настоящее время набирает «популярность» синдром гиперактивного поведения, встречающийся как у детей, так и у взрослых.

Он означает чрезмерную активность человека, неусидчивость, гипервозбудимость, холеричность.

В раннем возрасте такое поведение часто остается без должного внимания. Многие родители считают, что любимое чадо не должно сидеть на месте и быть пассивным, к тому же он пока не умеет управлять своим темпераментом.

Но. между тем. следует правильно разграничить представление об обычной активности и гиперактивности. Тщательно изучив проявления, причины – пути коррекции назначит только врач после длительного обследования. Если первое с возрастом пройдет само собой, то второе – это неврологическое расстройство, к которому нельзя относиться поверхностно. 

Как правило, гиперактивности сопутствует тесно прилегающая к ней проблема – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, при котором ребенок отвлекается абсолютно на все, тяжело усваивает учебный материал, испытывает трудности в общении со сверстниками, у него присутствует нарушение координации движений, наблюдается минимальная дисфункция головного мозга и задержка психического развития. 

Причины появления

Перворичинами гиперактивности могут выступать:

• Внутриутробные или приобретенные инфекционные заболевания;

• Ранние или поздние роды, тяжелая родовая деятельность;  • Чрезмерные физические нагрузки во время беременности матери; • Тяжелые отравления; • Неполноценное питание и нарушенный распорядок дня; • Наследственный фактор (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга); • Незрелость нервной системы новорожденного младенца; • Плохая экология.


Гиперактивность чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. СДВГ часто сопровождается нарушением сна, энурезом, расстройством сердечной деятельности. 

Проявления заболевания

Как распознать недуг на самой ранней стадии его развития? У малолетних детей признаки до года жизни проявляются в слишком бурной реакции на свет, звук, игрушки, родных и незнакомых людей. Малыш очень активно ведет себя в колыбели, он беспокойный, плохо спит, часто плачет, яркие игрушки увлекают его внимание совсем ненадолго. 

Гиперактивный ребенок признаки в 2 года имеет следующие:

• забывчивость;

• рассеянность внимания; • непослушание старшим; • трудность в освоении речи; • постоянная болтливость; • капризность; • большое число движений; • моторная неловкость. 

В возрасте 2-3 года гиперактивного ребенка очень тяжело чем-либо заинтересовать. Он не может играть в детские игры (постоянно отвлекается), часто плачет, непоседлив, с ним тяжело учить стишки, он не слушает мамины песни, шумит, «не принимает» замечаний в свой адрес. 

Гиперактивность у дошкольника 3-6 лет может заметить воспитатель в детском саду. Педагог не может его занять делом, реакция на указания старших слишком импульсивна, ребенок не может спать в сон-час, не вникает в учебный процесс, на занятиях увлечен своими делами, он живет «в своем, им же придуманном мирке». В этом же возрасте проявляются первые эгоистичные черты, ребенок пытается доминировать над сверстниками в играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает, вмешивается во взрослые разговоры, бурно выражает свои эмоции в самой неподходящей обстановке, игнорирует и не воспринимает критику.

Профилактическая и коррекционная работа с гиперактивными детьми в детском саду проводится специалистами-психологами. Родителям рекомендуется прислушиваться к их советам и при необходимости посетить врача-невропатолога для консультации. 

У школьников гиперактивность и СДВГ «расцветают». Строгий школьный регламент поведения и требований к ученикам – это настоящее испытание для детей и подростков, их нервная система не справляется с психическими и физическими перегрузками.

В этот период преобладают симптомы:

• Отсутствие концентрации внимания;

• Неспособность сидеть на уроке (ребенок может спокойно сидеть за партой не более 15 минут);  • Нервный тик; • Заниженная самооценка; • Трудность в усваиваемости учебного материала;  • Развитие всевозможных фобий; • Частая потеря личных вещей. 

Гиперактивный ребенок часто обладает высоким интеллектом, но низкая концентрация внимания не позволяет им воспользоваться в полной мере. Повышенная эмоциональная возбудимость не позволяет школьнику полноценно общаться с одноклассниками: он пытается обратить на себя внимание, дразнит, дерется, не осознавая последствий подобного поведения.

У гиперактивных детей практически отсутствует чувство страха: они прыгают с любой высоты, могут выскочить на дорогу прямо перед несущимся автомобилем, не умея плавать, могут прыгнуть в воду на глубину.

Гиперактивные подростки не хотят посещать школу, выполнять контрольные работы и домашние задания. Часто они бросают обучение до получения среднего образования. 

Корректирующая терапия

Родителям необходимо научиться взаимодействовать с ребенком. Как у подростков, так и у детей дошкольного возраста лечение медикаментами должно быть сопряжено с психологической коррекцией. 

• для улучшения памяти необходимо принимать витаминные комплексы;

медикаментозные препараты для терапии гиперактивности снижают импульсивность, способствуют усвоению учебного материала и работоспособности, но не лечат само заболевание;

• обязательны занятия спортом (согласно возрасту и физическим способностям);

• за гиперактивным ребенком необходим постоянный контроль со стороны родителей, они обязаны обеспечить чаду безопасность в доме, полноценное питание, почасовой распорядок дня, соблюдать идеальный порядок в квартире;

нельзя физически наказывать детей, часто ругать, делать грубые замечания, тем более при посторонних людях; 

• не стоит что-либо запрещать, не объяснив причину запрета; 

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога

1. Во-первых, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного невропатолога, психолога и психиатра. Отправляйтесь на консультацию к специалисту и заручитесь его поддержкой.
2. Распорядок дня ребенка должен быть четко организован. Не стоит его менять, это даст толчок развитию необходимых рефлексов (например, ложиться спать в определенное время или после прочитанной сказки, вставать с первым звонком будильника).  3. В доме не должно присутствовать раздражителей, обстановка должна быть спокойной и доброжелательной. 

4. Не нужно ограничивать активность ребенка, это даст возможность выходу скопившейся энергии. 5. «Проблемное» чадо не нужно принуждать к нудным занятиям и долгому сидению на одном месте. 

Гиперактивным деткам необходимы награды и поощрения, огромная любовь родителей и одобрение начинаний. Без помощи специалистов возможно формирование психопатического типа личности. Ранняя диагностика заболевания, должная терапия, любовь родных и грамотное воспитание – залог повышения качества жизни гиперактивного ребенка.

Видео:

Признаки гиперактивности отмечаются в различной степени у всех детей. Каждый из родителей сталкивался с поведением своего ребенка, когда появляется непослушность, избыточная подвижность, неконтролируемое поведение, крики, вспышки импульсивной агрессии, болезненное упрямство, невнимательность. Причем малыш в себе может быть неуверен, закомплексован и боязлив.

Основная задача этой статьи разобраться, чем вызывается это состояние, когда оно находится в пределах нормы, а когда является заболеванием. Попробуем также дать определенные советы, что родителям делать, если у них гиперактивный ребенок.

Все ли гиперактивные дети больны?

В 70-х годах прошлого века данное состояние у малышей получило свое название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В классификации психических и нервных заболеваний его отнесли к гиперкинетическим расстройствам. Гиперактивность – это неспособность к самоконтролю, концентрации.

Совершенно не каждый ребенок, который себя ведет как проказник, относится к группе гиперкинетиков. У определенных малышей повышенная подвижность, упрямство, непослушность с бьющей чрезмерной энергией это результат характера. С этими малышами необходимо просто правильно научиться себя вести, а не все время их одергивать, так как это может вызвать ответную негативную реакцию.

Симптомы повышенной активности у детей

Симптомы гиперактивности появляются не сразу. До 3-х лет малыш себя может вести обычно и даже иметь чрезмерное спокойствие. Проявления симптомов гиперактивности у детей развиваются постепенно.

Зачастую взрослые им не уделяют должного внимания и за помощью обращаются, когда малыш попадает в воспитательное учреждение уже с явно выраженными проблемами.

Важно: Чем отмечаются позже болезненные признаки, тем сложнее бороться с нарастающими симптомами заболевания.

Проявляющуюся гиперактивность у детей можно определить, если развивается:

  • днем повышенная неусидчивость, суетливость, излишнее беспокойство, неспособность до конца доводить начатое дело;
  • плохой сон ночью – движения и вскрикивания в кровати, разговоры, беспокойное и длительное засыпание, недосыпание, плач, частые просыпания;
  • невнимательность, болезненная забывчивость, склонность к разбрасыванию вещей, отсутствие сосредоточения на деятельности;
  • неадекватное поведение, игнорирование просьб родителей;
  • вспышки импульсивности, лабильность (неустойчивость) эмоциональной сферы;
  • какой-либо род деятельности вызывает проблемы у малыша.

Причины развития гиперактивности у детей

Зачастую высокая возбудимость отмечается у детей, у которых родители сами имеют холерический склад темперамента и характера. Дети не редко копируют просто поведение родителей в своей семье, в более сильной и утрированной форме.

Если идет речь о гиперактивности у детей, то отмечается генетическая расположенность передачи данной болезни.

Важно: Примерно 40% родителей детей с СДВГ в детстве сами болели данной патологией.

Факторами, которые провоцируют появление гиперактивности могут быть:

  • признаки внутриутробной асфиксии;
  • токсикозы беременности;
  • недоношенная беременность;
  • затяжные или стремительные роды;
  • физическое недоразвитие, заболевания;
  • «диктаторский» способ воспитания;
  • конфликтный климат в семье.

Диагностирование симптома гиперактивности у детей

Определить у ребенка заболевания может лишь специалист – детский психолог, психиатр.

Осматривая ребенка и анализируя жалобы, специалист у родителей уточняет:

  • особенности поведения маленького пациента в общественных местах, дома;
  • вероятные имеющиеся болезни, как непосредственно отца, матери, так и ребенка;
  • особенности прохождения беременности.

После врач осматривает малыша, беседует с ним, оценивает его поведенческие тонкости, уровень развития, реакции. Признаки заболевания обобщаются, и предварительно выносится суждение о вероятном наличии заболевания.

Обследование дополняется консультациями других врачей (невропатолога, психолога, терапевта, эндокринолога), а также специальными методами диагностики.

Более старшим детям (6-7 лет) могут предложить психологические тесты, которые оценивают способность к логическому мышлению, усидчивости, вниманию и т.д.

Дополнительные обследования в себя включают в плане здоровья безопасные анализы — реографию, электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

После проведения всех обследований специалист определяет отсутствие или наличие болезни. Затем разрабатывается схема лечения.

Как проходит СДВГ?

Чаще всего родители внимание не заостряют на болезненном поведении ребенка, думая, что он со временем «перерастет». За помощью обращаются, если заболевание уже в тяжелой стадии и проявления не заметить просто невозможно.

В коллективах детских садов заболевание лишь начинает проявлять «свои права». Но вот когда малыш уже попадает в школу, то синдром гиперактивности выражается во всей силе.

Учебная деятельность нуждается в определенной организации занятий, это именно то, к чему ребенок не готов.

Невозможность концентрации внимания, сверхподвижность и неадекватное поведение на уроке процесс учебы делает невозможным. Дети с гиперактивностью все время требуют контроля со стороны учителя, поскольку невозможно сосредоточить внимание малыша на теме, он постоянно занимается своими делами и отвлекается, так выражается болезненный дефицит внимания. Терпения и квалификации педагога хватает не всегда, для того чтобы совладать с деструктивным способом поведения. Проявляется ответная реакция – агрессивность малыша.

Важно: Образовательная система не адаптирована к занятиям детей, которые страдают СДВГ. Развитие гиперактивных малышей постоянно отстает от их сверстников. Педагоги не могут подстраиваться под развивающееся заболевание ребенка, что и приводит к появлению конфликтной ситуации.

В школе гиперактивный ребенок часто подвергается издевательствам и насмешкам одноклассников, имеет проблемы с общением. С этим малышом не хотят дружить и играть. Что может вызывать рукоприкладство, встречные вспышки агрессии, повышенную обидчивость. Склонность этих малышей к лидерству из-за невозможности быть ими порождает снижение самооценки. Через время может развиться замкнутость. Все ярче начинают развиваться психопатические выраженные жалобы. Взрослым, в конце концов, ничего не остается, как отвести ребенка к врачу.

Рекомендации родителям и правила поведения

В домашних условиях нужно помнить основное правило: гиперактивные дети зачастую отражают зеркально модель поведения родителей. Потому, когда у малыша отмечается этот синдром, то в доме обязана преобладать дружественная и спокойная обстановка. Не нужно на повышенных тонах выяснять друг с другом отношения и громко кричать.

Малышу необходимо достаточно уделять внимания. Гулять много с ним на свежем воздухе, тем более полезны семейные туристические походы, лес, рыбалка, сбор грибов. Не стоит посещать шумные места, возбуждающие болезненную психику. Надо формировать правильно образ жизни. Дома не должен кричать телевизор, должна звучать спокойная музыка. Не нужно устраивать шумные застолья, сопровождающиеся особенно распитием спиртных напитков.

Внимание: При сильно возбужденном состоянии не нужно кричать на больных малышей, бить их. Каким же образом успокоить ребенка? Необходимо подобрать слова утешения, пожалеть его, обнять, увести в другое место, молча выслушать. Любой родитель обязан подобрать индивидуальный подход. Лучше матери и отца с этой задачей никто не справится.

Рекомендации психолога

Любой малыш, которого на консультацию приводят к психологу, индивидуален, потому никаких четких правил коррекции его поведения не может быть. Нужно учесть все имеющиеся тонкости условий и характера маленького пациента. Тем не менее, есть общие правила, от которых нужно отталкиваться во время лечебного и воспитательного процесса.

Советы родителям, у которых дети страдают СДВГ.

  • Контроль времени. Гиперактивные дети зачастую не могут сами ощущать правильно время. Потому довольно важно проследить за тем, чтобы они, укладываясь в нормативы, выполняли задания. Нужно замечать и правильно исправлять ситуации постоянного переключения внимания. Возвращать без насилия малыша к поставленной задачи.
  • О создании запретов. Гиперактивность детей и дефицит внимания проявляется в категорическом неприятии и отрицании ими запретов. В данном случае самое важное правило запрещения, которое формирует правильное отношение к пониманию, состоит в отсутствии употребления слова «нельзя» и «нет». Вместо этих слов необходимо строить предложение так, чтобы в нем подразумевалось активное действие, а не формулировка в виде запрета. Например, чтобы не говорить «Не прыгай на диване», можно сказать «Давай вместе попрыгаем» и снять малыша на пол, после постепенно успокаивая переключить его на другую деятельность.
  • Конкретика выполнения. Патологические изменения во время гиперактивности не позволяют маленьким пациентам логически соблюдать мыслительные цепочки, нарушается также абстрактное мышление. Чтобы облегчить понимание, необходимо не загружать смысловыми перегрузками фразы и предложения, из которых надо сформировать задание.
  • Последовательность заданий. Гиперактивность у детей провоцирует рассеянность и невнимательность. Необходимо не забывать, что данные за один раз ряд заданий просто могут не восприниматься малышом. Родителям необходимо контролировать самостоятельно динамику получения новых заданий и процесса.

Игры гиперактивных детей

Игры маленьких пациентов дошкольного возраста обязаны отталкиваться от нескольких основных идей.

  • Первая идея подразумевает создание спокойной фазы, при которой нужно произвести переосмысление игровой деятельности, после небольшой паузы продолжить ее. Самое главное, перед завершением использовать момент физической усталости и попробовать малыша переключить на конструктивную работу, однако без тени принуждения.
  • Вторая – игровое время обязано являться нормальной физической и эмоциональной разрядкой. Для чего малышу потребуется достаточное пространство для игр. Игра обязана направляться ненавязчиво в конструктивное русло.

Малышам более старшего возраста полезным будет занятие спортом. Нужно определить правильно, каким конкретно. Некоторым больше подходят игровые виды, некоторым индивидуальные. Так или иначе, обязан решаться вопрос использования чрезмерного перевозбуждения, обучение навыкам спортивной дисциплины и направление в конструктивное русло.

Лечение СДВГ

Как видно, воспитание малышей с гиперактивностью довольно сложный и трудоемкий процесс. Именно по этой причине большинство родителей не хотят заниматься им сами и ведут детей к специалисту.

На данном этапе самое главное попасть к опытному врачу, который кроме назначенного лечения сможет семье помочь разобраться с необходимостью совместных усилий в лечении и осознанием непосредственно проблемы. Как это сделать описано выше.

В случае очень тяжелой болезни можно посоветовать перевести ребенка школьного возраста, который страдает СДВГ в специальную школу, где по месту в классе определят с каким уклоном нужно дальше учиться пациенту. Вероятно, потребуется корректировка развития навыков. Если ученик отстал в школьной программе, то его перенаправят в группу догоняющих детей.

Лечение медицинскими препаратами

Во время правильного выбора лекарственного средства оно оказывает довольно значительное положительное воздействие. Эффективность препарата может доходить до 85%. Лечиться нужно годами, возможно медикаментозная коррекция будет необходима и в более позднем возрасте.

Медикаментозная терапия состоит из использования седативных (успокаивающих) препаратов, средств действующих на улучшение процессов обмена в мозге, стимулирующих психическое развитие. С данными задачами отлично справляются снотворные лекарства, транквилизаторы, ноотропы и психостимуляторы.

В определенных случаях используются нейролептики и антидепрессанты.

Но не нужно придавать медикаментозной терапии большое значение, поскольку оно имеет только симптоматический характер и не избавляет от основной причины болезни. При этом оно никогда не сможет заменить самое главное – любовь к своему чаду. Именно она сможет вылечить малыша и в дальнейшем дать ему возможность жить полноценной жизнью.