Формы работы с родителями в ДОУ: современные методики и задачи

Методы работы с родителями в ДОУ.

ЧАСТЬ 1 

Ведущая идея системы работы педагогического коллектива ДОУ с родителями — установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Ведущая идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и дошкольного  учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.

Среди основных задач организации совместной работы ДОУ и родителей можно выделить следующие:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении ДОУ (совет ДОУ, родительские комитеты).

Направления содержательной деятельности с родителями:

  • — Изучение семей воспитанников:

пополнение Банка педагогических данных о родителях  дошкольников (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

  • диагностика потребностей родителей в воспитательных услугах ДОУ диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в группах;
  • пропаганда успешного опыта семейного воспитания дошкольников;
  • психологическое тестирование родителей;
  • индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на родительских собраниях;
  • родительские собрания;

— Психолого-педагогическое просвещение родителей:

  • встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности дошкольников”. “Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний”
  • встречи Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией ДОУ, воспитателями;
  • встреча психологом.

Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников:

  • конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, семейные альбомы;
  • мероприятия: “Вместе весело шагать”;
  • конференция “Круг семейного чтения”;
  • концерты для родителей  по итогам учебного года;
  • выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”;
  • совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;
  • — Проведение открытых мероприятий для родителей;
  • конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”;
  • организация благоустройства и озеленения детских площадок;
  • ремонт и оформление групп.
  • Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
  • организация деятельности Родительского комитета;
  • беседы с воспитателями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса.
  • обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.

— Повышение педагогической культуры родителей:

  • знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
  • изучение закономерностей развития ребенка;
  • содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
  • — Пропаганда здорового образа жизни в семье:
  • родительские практикумы по закаливанию;
  • практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;
  • организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
  • организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;
  • семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;
  • совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.

 — Повышение правовой культуры родителей:

  • изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
  • изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
  • изучение Закона РФ “Об образовании”;

Участие родителей в жизни группы и ДОУ  становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к дошкольному  учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Наметившаяся тенденция к выявлению новых потребностей семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях ДОУ является опорой для развития образовательного процесса в группах, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей  позволяет активно привлекать их к развитию системы педагогического процесса

Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.е. родители становятся активными участниками педпроцесса.

Методы работы с родителями в ДОУ.

ЧАСТЬ 2.

Методы работы с родителями в ДОУ.

  • наблюдение
  • индивидуальные беседы;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • диагностика;
  • анализ детских рисунков и рассказов о семье;
  • метод коллективно-творческой деятельности.

Формы работы с родителями

 — Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

  • Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
  • Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
  • Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
  • — Родительские конференции (общесадовские, групповые) имеют огромное значение в системе воспитательной работы ДОУ. Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов, воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
  • Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
  • Открытые НОД (цель – ознакомление родителей с новыми программами и методикой воспитания, требованиями  воспитателями.

Такие занятия  позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики  воспитательно-образовательной   деятельности).

  • Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия воспитателя   с семьей. Готовясь к консультации, определяются ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и воспитателем.

  • Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

Общесадиковские родительские собрания – проводятся один-два  в год.

Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о ДОУ, основными направлениями, задачами  работы.

Такие родительские собрания, как правило,  носит характер отчета работы ДОУ за определенный период времени или же знакомит коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Групповые  родительские собрания – проводятся три-четыре  раза в год.

Цель: обсуждение задач воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и ДОУ, рассмотрение актуальных воспитательно-педагогических проблем.

  • Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

Методы работы с родителями в ДОУ.

ЧАСТЬ 3

Диагностика  семей воспитанников имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс  сотрудничества родителей и воспитателей ДОУ.

Анкетирование

Анкетирование представляет собой методический прием получения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов. Посредством анкетирования воспитатель получает материал для установления суждений и личностных качеств данной семьи . Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).

  1. Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными.
  2. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика.
  3. Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) – снова простые.

Достоинствами анкет являются:

  • массовость обследования;
  • большая скорость сбора информации;
  • легкость обработки результатов;
  • возможность применения статистических методов.

К недостаткам следует отнести следующие:

  • Анкетирование не учитывает различного понимания вопросов родителями.
  • Объективность ответов не всегда высокая, так как родители могут недобросовестно отнестись к ответу.
  • Жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.

Наблюдение.

Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за ребёнком вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.
  2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.
  3. Естественность – наблюдение должно проводиться в естественных для ребёнка условиях.
  4. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.

Наблюдение – метод трудоемкий.

Минусы:

  • Практически невозможно исключить влияние случайных факторов.
  • Фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.
  • Наблюдению не поддаются интимные ситуации.

Беседа

Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения особенностей данной семьи, её устоев, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу также можно проводить с группой родителей, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы родителей, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с членами группы или для получения информации о социальных процессах в группе.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной.

В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления, дает возможность  четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к воспитателю.

Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

  1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.
  2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.
  3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить собеседника или, того хуже, повлиять на его искренность.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.
  2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно распределяться по всей беседе.
  3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.
  4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.
  5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.
  6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.
  7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.
  8. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться очень долго.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

  • Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к данному родителю.
  • На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.
  • Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).
  • Родители более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел.

Брылина Наталья Витальевна
МБДОУ «Детский сад №18»
Челябинская область,г.Троицк
Воспитатель

Современные формы работы с родителями
СКАЧАТЬ

Уважаемые коллеги, я хочу вам представить презентацию на тему: Современные формы работы с родителями.

Василий Александрович Сухомлинский считал. «Какими бы прекрасными ни были наши детские дошкольные учреждения, самыми главными воспитателями, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, — это такая основа детского мышления, которую в этом возрасте не может заменить ни кто»

 Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

•         Родители — главные воспитатели своих детей.

    Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

    Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объёмом определённых психолого — педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Все формы с родителями подразделяются на

•         · коллективные, индивидуальные , наглядно-информационные;

· традиционные и нетрадиционные.

Содержание форм общения с родителями.

•         Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом  родителей ДОУ. Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

•         Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

•        

Наглядно-информационные

— играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.

       Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках.

Традиционные формы организации общения педагогов и родителей делятся на :

Коллективные

Индивидуальные

Наглядно-информационные

А Нетрадиционные формы общения

Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

     Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Информационно  — аналитические

•         социологические срезы

•         опросы

•          Досуговые

•         участие родителей и детей в выставках

•         участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада

Познавательные

•         семинары-практикумы

•         родительская гостиная

Наглядно-информационные

•         организация дней открытых дверей

•         открытых просмотров занятий и других видов деятельности

•         выпуск газет

•         информация о детском саде на сайте

Все эти методы которые считаются нетрадиционными, каждый уже использует в своей работе и вы все их конечно же знаете.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

vАктивизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

vРаботать в тесном контакте с семьями своих воспитанников

Формы работы с родителями

Свои групповые родительские собрания

я провожу в нетрадиционной форме с использованием чаепития, игр, с песнями, конкурсами, это очень сближает воспитателей и родителей.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения

На фото вы видите ,как родители переодеваясь в различных персонажей принимали участие в утренних гимнастиках и подвижных играх.

Часто в группе проходят конкурсы на тему:

«Руки мамы, руки папы и мои ручонки»

Где дети со своими родителями изготавливают различные поделки .Которые выставляются на групповой выставке.

Так же провожу различные акции

Например  «Подари дидактическую игрушку детям».

На фото вы видите 3 лучшие работы .Которые используются на развитие сенсорной моторики.

Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться дидактический материал группы.

Обязательно в подведении итогов проходит церемония награждения. Родителям и детям вручаются медали и грамоты.

-В Дни открытых дверей

родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и непосредственной деятельности.

На фото мы можем увидеть ,как родители принимали участие в занятии по ИЗО с использованием нетрадиционной техники: карандаша-штампа, направленное на развитие мелкой моторики.

В своей группе вместе с родителями мы организовали «Родительский университет» Под названием: «Кафедра семейных традиций. За круглым столом мы обсуждаем различные темы, делимся опытом семейного воспитания и приглашаем специалистов, где родители могут задать интересующие их вопросы.

В нашем детском саду выпускается :Детско-родительский журнал «Лучик», в издании которого я так же принимаю участие.

•         Благодаря журналу «Лучик» родители из пассивных наблюдателей и слушателей становятся союзниками и активными партнерами. На мой взгляд, такое мероприятие хорошее дополнение к традиционным родительским собраниям, беседам, тематическим выставкам и т.п.

Хорошим дополнением к журналу «Лучик» являются памятки для родителей на различную тематику. Которые я так же использую в своей работе.

Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) выполнения каких либо действий

Не балуйте меня, вы меня этим портите

Как стать лучшим папой?

Антон Семёнович Макаренко говорил:

 Воспитывая детей,

нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны,

а значит – и историю мира.

… и у нас прекрасная, хоть и тяжёлая, миссия помочь им в этом!

Спасибо за внимание!

Конспект подготовила: Брылина Н.В.

ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ

бесплатно за 1 минуту

Добавить материал

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИ

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Секретный
подарок

Грамота за
информатизацию образования

Рецензия
на любой материал бесплатно

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях
ФГОС ДО
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного
сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья
является первым и важнейшим институтом социализации ребенка
. Но так
как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств
существования, дети проводят очень много времени (9­10 часов в день) в
детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги,
действующие по специально разработанным программам.
В условиях реализации Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) перед
ДОО поставлены цели, предполагающие открытость, тесное
сотрудничество и взаимодействие с родителями
. Родители являются
активными участниками образовательного процесса, участниками всех
проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не
просто сторонними наблюдателями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус,
микроклимат семьи, родительские запросы и степень
заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение
культуры педагогической грамотности семьи.
Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка
играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в
детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и
привычек будет очень затруднено
. Так как общеизвестно, что закрепление
какого­либо умения происходит при многократном повторении
.
Дошкольные учреждения превращаются в открытый социально­
педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе
.
Это взаимодействие в интересах детей. Сотрудничество дошкольного
учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности,
а у воспитателей – семейной центрированности педагогической
деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте
семьи
. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация
образовательного взаимодействия, результатом которого станет
реализация целей и принципов личностно ориентированного образования
дошкольников.
В образовательной программе ДОУ подчеркивается, что
перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит
задача распространять среди родителей педагогические знания,
повседневно помогать семье правильно воспитывать детей,
пропагандировать лучший опыт воспитания.

Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих
основных положениях, которые определяют содержание, организацию и
методику этой работы:
Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно
достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания
хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям,
когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами
воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими.
Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и
родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей
как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей
в детском саду
. Установление правильных отношений на основе
доброжелательной критики и самокритики.
Формы общения педагога с родителями
Содержание работы с родителями реализуется через
разнообразные формы
. Главное ­ донести до родителей знания.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога
с родителями дошкольников, суть которых ­ обогатить
их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются
на коллективные, индивидуальные.
Коллективные формы.
К коллективным формам относятся родительские собрания
. Это
целесообразная и действенная форма работы воспитателей с
коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами,
содержанием и методами воспитания детей определенного возраста
в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть
целенаправленным, т
. е. иметь определенную цель, отвечать запросам и
интересам родителей, иметь четко обозначенный практический характер.
Повестка дня собрания должна быть разнообразной Можно включать
выступления разных специалистов, например, логопеда, психолога,
медсестры, а также родителей
. На собрании нужно раскрыть проблему,
затем охарактеризовать каждого ребенка, показать динамику развития.
Длительность собрания не должна превышать 40­50 минут.
Выбор темы определяется потребностью родителей, задачами годового
плана
. Целесообразно подготовить краткие памятки. Подготовка
к родительскому собранию включает в себя выбор актуальной темы на
основе опроса родителей (анкетирование, беседы)
. Важно продумать
месторасположение гостей.
Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями –
конференция
. Ее задача – пропагандировать лучший опыт семейного
воспитания
. Конференции включают обмен опытом родителей, например,
по темам «Досуг в семье» или «Физическое развитие ребенка в
семье». Родители могут поделиться своим опытом. В ходе конференции

используется комплекс методов – наглядные материалы, презентации,
выступления специалистов.
Индивидуальные формы.
К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся
беседы и консультации.
Поговорим сегодня о наглядно­информационном направлении
взаимодействия с родителями:
Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей.
Рассмотрим их подробнее.
День открытых дверей
. Родители наблюдают за деятельностью детей,
воспитателей
. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с
организацией предметно­игровой среды, видами детской деятельности.
Папки­передвижки называются так потому, что даются в семьи на
временное пользование
. Они содержат конкретный материал о восприятии
и образовании детей. В папку­передвижку помещают конкретные
рекомендации, памятки, вырезки из газет, фото, брошюры, цитаты и
др
. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки», «Как
уложить ребенка спать?».
Нетрадиционные формы общения педагога с родителями
В настоящее время практикой накоплено многообразие
нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т
. В. Кротова.
Автором выделяются следующие
нетрадиционные формы: информационно­аналитические (хотя, по сути
приближены к методам изучения семьи, досуговые, познавательные,
наглядно­информационные (они представлены в таблице)
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование Цель использования этой формы Формы проведения
общения
Информационно­аналитические Выявление интересов, потребностей,
запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение
социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик», анкетирование, сайты
ДОУ и педагогов
Досуговые Установление эмоционального контакта
между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники,
участие родителей и детей в выставках, конкурсах, спартакиады,
совместные зарядки.
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного
возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания
детей Семинары­практикумы, педагогическая гостиная, проведение
собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры
с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для

родителей, совместная работа по тематическому плану, проектам,
маршруты выходного дня или экскурсии
Наглядно­информационные: информационно­ознакомительные; инфор
мационно­просветительские Ознакомление родителей с
работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания
детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии
детей Информационные проспекты для родителей, организация
дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других
видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини­библиотек
Информационно­аналитические формы направлены на выявление
интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта
между педагогами, родителями и детьми
. Сюда относятся опрос, тесты,
анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать
волнующие их вопросы.
Наглядно­информационные формы в нетрадиционном звучании
позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть
методы и приемы семейного воспитания
. Например, открытые НОД
для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций,
выставки детских работ
. Используя мультимедийные
средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с
детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать
разные формы взаимодействия.
Наглядно­информационные формы организации общения педагогов и
родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями,
содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного
учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов,
пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее
увидеть деятельность воспитателя.
Напомню, что план работы с родителями состоит из
трех блоков: информационно­аналитического, практического и
контрольно­оценочного.
Информационно­аналитический блок предполагает сбор и анализ
сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов,
а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного
учреждения.
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и
методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос,
анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение
медицинских карт и специальные диагностические методики,
используемые в основном психологами.
Второй блок ­ практический
. В нем содержится информация,
направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем
детей и их развитием.

Формы и методы работы, которые будут использоваться
медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами,
зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в
рамках первого блока.
Контрольно­оценочный блок ­ это анализ эффективности (количественный
и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами
детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие
с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные
листы, экспресс­диагностику, и другие методы сразу после проведения
того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со
стороны педагогов.
Выводы:
Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей
в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже
видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к
своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и
участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со
своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ
. А мы,
воспитатели, получаем бесценную информацию о детско­ родительских
отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои
функции свои методы воспитания
. Им надо научиться взаимодействовать в
интересах ребенка
. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое
поколение мы должны помощь родителям не допустить ошибок в
воспитании.

Свирская Л. предлагает каждому ДОУ провести самоанализ с целью выявить эффективность внедренных в работу учреждения методов работы с родителями.

Для этого нужно сравнить практические показатели деятельности детского сада с эталонными. Но нужно помнить, что показатели эти очень условны и отражают лишь некоторые необходимые приемы работы сотрудников ДОУ.

Сотрудничество родителей с педагогами детских садов – это очень емкое понятие, включающее в себя множество разнообразных способов организации взаимодействия.

Работа с родителями проводится в самых разных формах. Более подробно опишем лишь некоторые наиболее эффективные формы работы с родителями.

Родительские собрания

Уже давно было выявлено, насколько эффективно организовывать родительские собрания. Обычно на них рассматривают актуальные вопросы, текущие потребности и планы на ближайшее будущее. Обычно просто читается доклад. Но это не самый лучший способ взаимодействия с родителями.

Лучше проводить собрание таким образом, чтобы осуществлялся продуктивный диалог, что позволяет активизировать самих родителей и вовлечь их в процесс воспитания. Если все же требуется донести какую-то информацию в форме доклада, то нужно уходить от привычки зачитывать его с листа бумаги, не отрывая глаз от текста.

Важно внедрять новые методы, творческие подходы к раскрытию материала. Педагог должен искать новые наглядные примеры, пытаться активизировать мышление родителей так, чтобы им было интересно слушать, помогать им переосмыслить собственные методы воспитания в семье.

У родителей есть потребность в приобретении новых знаний в сфере педагогики. Итак, основная задача – превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников родительского собрания. В этом помогут вопросы по точке зрения, наглядные примеры, совместный анализ условных педагогических ситуаций, совместный просмотр видеозаписей того, как проводились занятия с детьми. Для того, чтобы вызвать интерес, в обозначение темы важно внедрить проблему.

Например, «Как правильно наказывать ребенка?», «Почему ребенок не проявляет послушания?», или «Какие игрушки опасны для ваших детей?». К собранию можно подключить и других специалистов ДОУ, например психологов, врачей и логопедов.

Некоторые педагоги пошли намного дальше и стали проводить родительские собрания в новых динамических и интерактивных формах. Например, некоторые проводят «КВН», «Поле чудес» или игру «Что? Где? Когда?». Это позволяет установить прочные неформальные связи с родителями и приобщить их к жизни детского сада.

Любые нетрадиционные приемы работы с родителями следует направлять на то, чтобы предоставлять их исчерпывающую информацию об особенностях психологического и физического развития их детей в данном возрасте, снабдить их методиками воспитания.

Это те же цели, что и у традиционных методов, но сами принципы организации взаимодействия изменены в корне. Вместо поучений теперь выстраиваются полноценные взаимоотношения педагогов с родителями. Здесь задействуются такие качества, как открытость, искренность, положительный настрой и уверенность в силах родителей.

Главной особенностью неформальных подходов является то, что они направлены на активизацию деятельности родителей.

Беседа в работе с родителями

Еще одной формой сотрудничества являются личные беседы с родителями детей. Беседу можно проводить отдельно, а можно в сочетании с другими мероприятиями, например во время родительского собрания. Также иногда педагоги посещают семьи в их домах. Беседы проводятся для того, чтобы обменяться мнениями по разным педагогическим особенностям.

Главной особенностью беседы является то, что родители при такой форме взаимодействия не имеют возможности оставаться пассивными слушателями. Они принимают в разговоре активное участие. Беседы чаще всего возникают незапланированно, по желанию самих родителей или педагогов. Все же неплохо, если воспитатель заранее обозначит для родителей тему беседы и попросить их подготовить вопросы по теме, которые их интересуют.

Результатом таких бесед является получение знаний, удовлетворяющих индивидуальные потребности родителей. Воспитатель должен хорошо подготовить начало беседы, так как от этого зависит весь ход разговора. Хорошим началом будет похвала в адрес ребенка, пусть даже успехи этого ребенка очень незначительны.

Потом можно задать родителям вопрос, как им удалось помочь ребенку достичь этих результатов. И только после этого можно сосредоточить внимание на том, какие существуют проблемы и что, на взгляд воспитателя, нужно исправить родителям в процессе воспитания. Нужно давать им практические советы.

Консультирование как одна из форм работы с родителями

Еще одной формой взаимодействия с родителями является их консультирование.

Консультирование отличается от беседы тем, что сами родители решают, какую тему они хотят обсудить и ответы на какие вопросы получить. Благодаря оказанию услуг по консультированию, родители могут осознать, что детский сад – это не просто место, куда можно увести ребенка в то время, пока сами идут на работу, но и место, где они сами могут получить необходимую помощь и поддержку.

Т.В. Кротова также описывает некоторые наглядно-информационные методы взаимодействия с родителями. Они позволяют предоставить родителям информацию об условиях, задачах и методах формирования личности детей. Это могут быть организованные выставки детского творчества, фотографии, аудио-записи бесед с ребенком, видео-записи проводимых занятий и т.д.

Также существуют так называемые информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями детей. Благодаря применению этих методик воспитатель может получить важные данные о семье каждого подопечного, проанализировать их и применить в процессе обучения детей и их родителей. Это позволит ориентировать свою деятельность под индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка, учитывая его интересы, а также поможет более грамотно строить работу с родителями.

Также важно обсудить один из традиционных подходов работы с родителями, применяемых для помощи в речевом развитии дошкольникам.

Речевое развитие

Речевое развитие дошкольников – это важное средство, которое позволяет детям не только развиваться, как личностям, но и перенимать культурные особенности предыдущего поколения. Это включает в себя и богатый словарный запас, и умение строить грамматически грамотные высказывания в процессе диалога или монолога, и в умении связно выражать свои мысли, и правильном восприятии речи других людей, и в восприятии книжной культуры.

Федеральный государственный образовательный стандарт обязывает все детские сады проводить работы по налаживанию сотрудничества с родителями каждого ребенка. Сюда включаются и общие с родителями методы, позволяющие формировать речевое развитие дошкольников. Ведь только при совместных усилиях можно решить многие серьезные проблемы. Важно, чтобы и родители, и педагоги согласованно действовали друг с другом.

Дифференциация работы

Согласно ФГОС нужно применять дифференцированные подходы, работая с родителями. Важно учитывать их социальный статус, атмосферу в семье, ожидания родителей и их уровень заинтересованности жизнью ребенка в пределах детского сада. Важно помогать родителям непрестанно повышать педагогическую грамотность.

Согласно государственному стандарту детский сад должен применять такие формы сотрудничества с родителями, которые бы удовлетворяли следующим требованиям: эти формы должны быть востребованы родителями, они должны быть оригинальными, а также, насколько это возможно, интерактивными. Это дало толчок для разработки новых форм сотрудничества, имеющими большие перспективы.

Детский сад должен ставить перед собой задачу – помогать родителям развивать свою компетенцию в сфере педагогики, например родителям нужно передать знания по развитию речи их детей. Для этого применяются разнообразные формы взаимодействия.

Семьи начинают принимать активное участие в речевом развитии ребенка с самого поступления в детский сад. Нужно сразу пытаться помочь родителям осознать, что именно они играют важнейшую роль обучении и воспитании детей, что без их усилий деятельность детского сада не будет иметь полного успеха.

Формы сотрудничества с родителями

Существуют самые разные формы сотрудничества. Сюда можно включить и праздничные театрализованные постановки, и совместная работа по изготовлению газет и журналов, и организация игротеки, и создание родительских клубов, и организация тренингов, и викторины с конкурсами.

На самом деле, полет для фантазии невообразимо широк. Главное – это активное вовлечение родителей в воспитательный процесс.

Педагоги стараются выбрать именно те формы и приемы, которые удовлетворяют потребности данной конкретной группы дошкольников.

Рассмотрим еще одну распространенную форму – это организацию театрализованных праздников. Театральная деятельность детей позволяет внедрить в этот процесс множество способов развития речи. Для того, чтобы подготовить это масштабное мероприятие, важно задействовать родителей. Дети у себя дома вместе с родителями разучивают тексты песен, сказок или стихотворения, а также отрабатывают действия для инсценировки.

Ребенку это нравится – он любит не только воспринимать чужие сказки, ему хочется и самому задействовать свои творческие способности. А так как театральная деятельность подразумевает активное использование речи, то это создает благоприятные условия для развития речи малышей.

Также можно обратить внимание на еще одну очень интересную форму сотрудничества с родителями – это «Копилка слов». Благодаря этой работе ребенок расширяет свой словарный запас, закрепляет знание новых слов, начинает понимать лексическое значение этих слов.

Совместно с родителями дети подбирают красивые слова и картинки, соответствующие этим словам. Далее эти картинки показываются в группе остальным детям, а те должны назвать, что на ней изображено. В результате группа создает собственный альбом или книжку.

Для того, чтобы продемонстрировать родителям приобретенные детьми знания и навыки в области развития речи, им показываются речевые игры.

Каждая из описанных выше форм взаимодействия с родителями ставит перед собой свои задачи и цели. Разнообразие используемых форм, систематическое их применение позволяет активизировать родителей и приобщить их к процессу воспитания собственных детей, обеспечивает их для этого всей необходимой информацией и методами работы. Так повышается педагогическая культура родителей.

Таким образом, применив перечисленные выше советы можно дать родителям понимание того, что они играют решающую роль в воспитании собственных детей, что нет перечня стандартных советов и рекомендаций, но есть принципы, которые помогут каждому родителю, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, оказывать ему полноценную поддержку и предоставлять наилучшее воспитание.