Формы и средства воспитания: методы и классификация

Методы воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к практике метод – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработать у них качества в соответствии с задачами воспитания.

Наиболее удобной и объективной представляется классификация методов на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя целевую, содержательную, и процессуальную сторону методов воспитания.

Методы формирования сознания – убеждение – рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнение – приучение, педагогическое требование, нравственный образец, поручение, воспитывающие ситуации.

Методы стимулирования – мотивация – поощрение, наказание, соревнование, субъективно – прагматически метод.

Методы организации деятельности. Воспитание формирует требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности.

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

— системы упражнений;

— содержание упражнений;

— доступность и посильность упражнений;

— объем задания;

— частота повторений;

— контроль и коррекция;

— личностные особенности воспитанников;

— место и время выполнения;

— сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;

— мотивация и стимулирование упражнений.

В самовоспитании используются все рассмотренные выше методы, особенность состоит в том, что выбирает их и направляет на свое самосовершенствование сам обучающийся. Самовоспитание движется по следующей траектории: понимание (для чего мне это); самовнушение (ты можешь); упражнениями (я всё преодолею); санкциями ( никаких поблажек); успех (я смог это сделать).

Форма воспитания – это внешнее выражение его содержания. По количеству участников воспитательного процесса кроме индивидуальных и групповых выделяют и массовые формы.

Массовые формы: тематические вечера; вечера вопросов и ответов; тематические месячники, декадники, недели; читательские конференции; встречи с интересными людьми; смотры, конкурсы, олимпиады; туристические походы, фестивали, выставки, экскурсии и т.д.

Групповые формы: коллективные воспитательные дела, экскурсии и т.д.

Индивидуальные формы организации воспитательной работы: чтение литературы, проведение досуга, хобби – занятия, самовоспитания и т.д.

20. Современные технологии воспитания. Классификация технологий воспитания. Сущность, цели и содержание воспитания в медицинском вузе.

Несмотря на сложность, длительность и неопределенность результатов, процесс воспитания технологичен.

Воспитательная технология (технология воспитания) – комплекс связанных между собой методов, форм, средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленными на создание продукта. В воспитании продукт – это заданные целью качества человека.

Основные критерии для сравнения воспитательных технологий являются жизненные ценности: свобода, истина, добро.

Степень свободы обучающегося в воспитательном процессе выражается в том на сколько воспитаннику позволено быть самим собой и в воспитании и в жизни. Соответственно степени свободы выделяют следующие технологии: принудительное воспитание (полное ограничение свободы), Манипуляция (ограничение важнейших частей свободы); коллективное воспитание (умеренная свобода); свободное воспитание (расширение умеренной свободы); самореализация (повышенная свобода); бесконтрольная самореализация (без ограничений свободы).

Технологии коллективного и свободного воспитания наиболее распространены в современном мире.

В педагогике коллективом называется объединение воспитанников, отвечающее ряду важных признаков: общая цель; общая совместная деятельность для достижения поставленной цели; отношения ответственной зависимости между членами коллектива; общий выборный руководящий орган; сплоченность коллектива, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу.

Чтобы стать коллективом группа проходит нелегкий путь качественных преобразований.

Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Первая стадия считается завершённой, когда в коллективе выделился и заработал актив.

Вторая стадия – усиление влияния актива. На данной стадии коллектив становиться инструментом целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. На данном этапе коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основные признаки и наиболее характерные черты коллектива. Вопрос об отношении коллектива и личности – один из ключевых. В течении многих десятилетий в отечественной педагогике считалось, что личность должна безусловно подчиняться коллективу.

В основе технологии свободного воспитания лежит гуманизм как общий принцип уважения человека, его жизни и достоинства, прав и свобод. Основные гуманистические закономерности:

— в гуманистической технологии господствуют гуманистически ценности;

— гуманистические технологии могут применяться только в гуманистически сформированных системах;

— гуманистическая воспитательная система может существовать только в гуманистическом обществе.

Можно сделать вывод о том, что в каждом обществе существует воспитательная система, которая соответствует ценностям и уровню развития данного общества.



Под методами воспитания следует понимать специфические способы и приёмы воспитательной работы, которые используются в процесс организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них таких компонентов личностных качеств как потребностно-мотиварионная, интеллектуально-чувственная, поведенческо-волевая сферы, а также для коррекции и совершенствования их поведения.

От методов воспитания следует отличать средства воспитания. При определении этого понятия следует исходить из того, что воспитание осуществляется только в деятельности и общении. При этом проявляется активность учащихся, формируются и реализуются потребности и мотивы их поведения. В отечественной педагогике первым высказал мнение о деятельности как средстве воспитания К.Д. Ушинский. Он утверждал, что личность формируют 4 «деятеля», оказывающие влияние на ее сознание, чувства и поведение. Такими «деятелями» Ушинский считал игру, труд, учение и общение.

Под средствами воспитания следует понимать учебно-познавательную и различные виды внеучебной деятельности (морально-этическую, экологическую, гражданско-патриотическую, трудовую, общественно-полезную и т.д.), а также наглядные пособия, которые используются в процессе применения того или иного метода воспитания. Например, средствами метода убеждения выступают разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время, классные часы, диспуты, викторины, просмотр и обсуждение кино- и видеофильмов, встречи с известными людьми и т.д.

Приёмы воспитания – это частное проявление метода воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру. Например, приёмами использования метода убеждения являются музыкальное сопровождение беседы с целью создания определенного эмоционального настроя у учащихся; приёмом метода осуждения может служить обращение к нему учителя на Вы.

Методы, приёмы и средства воспитания получают свою логическую и конструкционную завершенность в организационных формах (формах организации воспитания). Методы воспитания, как отмечалось выше, отражают внутреннюю процессуально-инструментальную сторону воспитания, а организационные формы воспитания представляют собой внешнюю сторону процесса воспитания, которая характеризуется определенным пространственным и временным режимом, оригинальностью конструкций, последовательностью этапов, определенным содержание и функциональной спецификой. Например, формами воспитания являются классные часы, информационные часы, конкурсы, викторины, читательские конференции, художественно-эстетические экскурсии и т.д.

Академии И.Ф. Харламов сформулировал общие методы воспитания, устанавливая их определенную привязку к формированию соответствующих компонентов личностных качеств – потребностно-мотивационному, интеллектуально-чувственному и поведенческо-волевому. В соответствии с этим он подразделил методы воспитания на основные и вспомогательные:

——основные——

1. Метод убеждения

2. Метод положительного примера

3. Метод упражнения

——Вспомогательно-коррекционные——

4. Метод одобрения

5. Метод осуждения

6. Метод требования

7. Метод контроля

8. Метод переключения на др. виды деятельности

Г.И. Щукина предложила классифицировать выше названные методы на основе их направленности на формирование сознания, поведения учащихся и стимулирования их деятельности:

1. Методы формирования знания личности (метод убеждения, метод положительного примера, метод требования)

2. Методы организации деятельности учащихся и формирования у них опыта общественного поведения (метод упражнения, метод переключения)

3. Методы стимулирования поведения деятельности ребенка (метод одобрения, метод осуждения, метод требования, метод положительного примера).

В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи РБ в качестве ведущего на современном этапе метода воспитания указывается метод воспитывающих ситуаций суть которого заключается в формировании обстановки системы отношений, которые вынуждали бы ребенка или коллектив совершить определенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника (воспитанников).

При ответе на данный вопрос обратите внимание на следующие понятия.

В педагогике существует большое разнообразие типологий и трактовок понятия «метод». В качестве основного понятия мы бу­дем использовать термин «способы действия».

  • Способ достижения какой-либо цели.
  • Способ действия воспитателя.
  • Способ воздействия (влияния) на воспитанника.
  • Способ содействия, оказания помощи воспитаннику в его
    развитии.

Способ взаимодействия, сотрудничества воспитателя с воспитанником через совместную деятельность, общение, игру.

Методы воспитания выполняют роль механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников, пре­ломление внешних воздействий через внутренние усилия воспи­танника. Методы воспитания в зависимости от конкретных целей их применения рассматривают соответственно как:

способ профессионального взаимодействия педагога и уча­щихся, целенаправленной организации совместной деятельности с целью решения образовательно-воспитательных задач (В.А. Сластенин);

  • способ упорядочения взаимосвязанной и взаимообусловлен­ной деятельности всех участников педагогического процесса;
  • конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной дея­тельности (общении) последних с учителем-воспитателем (П.И. Пидкасистый);
  • способ педагогического управления деятельностью, в процессе которой осуществляется самореализация личности, ее соци­альное и физическое развитие;
  • совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректиров­ки и совершенствования (И.Ф. Харламов).

Приемы воспитания по отношению к понятию метод носят ча­стный, подчиненный характер, актуализируя его действия в кон­кретных условиях. Они определяют своеобразие используемых методов и индивидуальный стиль воспитания.

Прием воспитания — это составная часть метода, способ педа­гогических действий в конкретных условиях.

Средства воспитания используют как инструменты педагоги­ческой деятельности для решения воспитательных задач. К ним относят совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (технические, художественные, материальные средства); организацию среды жизни и деятельности воспитанни­ка; коллектив, а также организацию разнообразной деятельности школьников, способы коммуникации, явления окружающей дей­ствительности — природы, искусства и т. п.

Систему практических действий педагога по организации вос­питательного процесса и достижению воспитательной цели назы­вают методикой воспитания.

Технология воспитания — система методов, приемов и средств, направленная на решение определенных педагогических задач (на­пример, технология организации коллективного планирования, технология установления контакта со школьниками, технология педагогической диагностики и т. д.).

Эффективность решения воспитательной задачи зависит от сле­дующих факторов: от логики и последовательности применения совокупности методов, приемов и средств воспитания; от индиви­дуально-личностных особенностей воспитанника; личностных и профессиональных качеств самого воспитателя; от обстоятельств и условий протекания воспитательного процесса.

Стремление к теоретическому упорядочению множества мето­дов воспитания привело к появлению в теории воспитания ряда классификаций методов воспитания, в основе каждой из которых выделяется определенный критерий, группирующий методы.

1. Т.Е. Конникова, Г.И. Щукина в начале 70—80-х годов предло­жили классификацию методов воспитания на основе концепции деятельностного подхода, главный критерий которой — функция метода по отношению к деятельности ребенка.

1-я группа. Методы формирования положительного опыта по­ведения в процессе деятельности (упражнение, приучение, педа­гогическое требование, общественное мнение, создание воспиты­вающих ситуаций, соревнование, игры, поручения).

2-я группа. Методы формирования общественного сознания (рассказ, лекция, беседа, диспут, дискуссия, пример).

3-я группа. Методы стимуляции деятельности (поощрение и наказание).

2. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов выделяют систему общих методов осуществления целостного пе­дагогического процесса, отмечая, что в процессе учебно-воспита­тельной работы с учащимися необходимо формировать их созна­ние, помочь испытать им соответствующие эмоциональные со­стояния, вырабатывать практические умения и навыки, привыч­ки. А это происходит как в процессе обучения, так и процессе воспитания, а потому требует объединения методов обучения и воспитания в единую систему, группируя их по соответствующим основаниям.

  • Методы формирования сознания в целостном педагогиче­ском процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дис­куссии, диспуты, работа с книгой, метод примера).
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод созда­ния воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лаборатор­ные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы).
  • Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведе­ния (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание).
  • Методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, кон­трольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка).

3. П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов, Л.Ф. Спирин, Н.Е. Щуркова предложили классификацию методов воспитания для прак­тической работы учителя.

1)Методы, с помощью которых, прежде всего, формируются
взгляды, представления, понятия, мировоззрение воспитуемых и осуществляется обмен информацией. К ним относятся: различные виды изложения и предъявления информации (разъяснительной и предписывающей) в форме внушения, повествования, диалога, доказательства, инструктажа, реплики, рассказа, лекции, обраще­ния, призыва). Эту группу называют методами убеждения.

Метод убеждения — это путь воздействия на сознание школь­ника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов.

2)Методы, с помощью которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее моти­вы. К ним относят: различные виды заданий для индивидуальной и групповой деятельности в виде поручений, требования, состяза­ния, показа образцов и примеров, создание ситуаций успеха. Это методы упражнений (приучений).

Метод упражнений (приучений) — метод управления деятель­ностью школьников при помощи разнообразных и повторяющих­ся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задачи).

3)Методы, с помощью которых оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции (самоанализе), в самооценке, самовос­питании и осуществляется оценка их поступков. К ним относятся: различные виды поощрений, наказаний, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики. Это ме­тоды оценки и самооценки.

Метод поощрения — положительная оценка тех лучших ка­честв, которые проявились в учебе и поступках школьника.

Метод наказания предполагает исправление ошибок в поведе­нии и осуждение антиобщественных поступков.

4. Н.Ф. Голованова сгруппировала методы воспитания, исходя из понимания предмета воспитания — накопление детьми соци­ального опыта, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе и самим собой:

1-я группа — методы формирования социального опыта детей (педагогическое требование; упражнение (приручение); поруче­ние; пример; ситуации свободного выбора);

2-я группа — методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (рассказ, лекция, бе­седа, дискуссия);

3-я группа — методы самоопределения личности ребенка: ме­тоды самопознания своей внешности, характера, способностей, не­достатков, своих возможностей:

  • «Я» — настоящее («Какой я на самом деле?»)→ путь осуществления рефлексии:
  • «Я» — в моем представлении («Что я знаю о себе?»)→ способ
    самопознания.
  • «Я» — идеальное («Каким хочу быть?»)→ возможность само­изменения.
  • «Я» — глазами других людей («Что обо мне думают дру­гие?») → поиск взаимопонимания.

Методы самовоспитания:

«Шаг вперед» — на каждый день ребенок намечает себе ка­кое-либо хорошее дело (полезное и нужное окружающим, а не только самому себе), а вечером подводит итог. Метод формирует полезные навыки организации и культуры труда.

«Задание самому себе» — с помощью учителя или родителей младший школьник определяет на определенный срок (на неделю, на месяц), что он будет делать, чтобы стать лучше, приобрести ка­кое-то недостающее качество. Ход выполнения задания полезно также фиксировать в «Дневнике добрых дел».

«Мой секрет» — выполнение какого-либо дела, совершение поступка как бы «по секрету», не делая его предметом предвари­тельного обсуждения с товарищами; делая его предметом предвари­тельного обсуждения с товарищами;

4-я группа — методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (соревнование, по­ощрение, наказание).

5.                В.А. Караковский в качестве критерия классификации мето­дов воспитания обозначил средства воспитания и выделил сле­дующие методы:

  1. Воспитание словом;                                                                                                        4. Воспитание игрой;
  2. Воспитание делом;                                                                                                          5. Воспитание общением;
  3. Воспитание ситуацией;                                                                                         6. Воспитание отношением.

6.                Д.А. Белухин систематизировал методы развивающей деятельности педагога на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности с воспитуемым:

Методы воздействия на сознание, цель которых — организация   работы с информацией (ее восприятие, анализ, моделирование   возможных последствий и апробация полученных результатов в практической деятельности).

Этого можно достигнуть, если использовать такие эмоционально-вербальные воздействия, как удивление и предупрежде­ние (опора на расширение воображения) в сочетании с объяснением (воздействие на умственные способности). Побуждение к положительному отношению осознания чего-либо подкрепляется  словесными воздействиями типа «одобрять» или «не одобрять» — или их модификациями.

Продуктивное и непродуктивное взаимодействие

Продуктивное взаимодействие приносит человеку удовлетво­ренность, он становится открытым для мира и для других людей. Жизненные силы раскрываются. Непродуктивное взаимодействие сопровождается отрицательными эмоциями: страхом, тревожным ожиданием, паникой, что приводит к отчужденным, деструктив­ным отношениям, делает человека закрытым для мира и для дру­гих людей. Жизненные силы человека разрушаются.

В процессе взаимодействия складываются межличностные от­ношения. Э.Фромм выделяет следующие виды межличностных отношений: симбиотические отношения; отчужденность и разру­шение; любовь.

При симбиотических отношениях человек связан с другим чело­веком, но при этом либо теряет, либо вообще никогда не дости­гает независимости. Он избегает опасности одиночества, стано­вясь частью другого человека, будучи или «поглощенным» другой личностью или поглотившим ее.

Отчужденность — это уход в себя, возникает в ситуации соб­ственного бессилия, когда другие воспринимаются как носители угрозы. Деструктивностъ — активная форма отчужденности; по­требность разрушать личность другого возникает из страха самому быть разрушенным другим. Это извращенная форма стремления к жизни, которая трансформируется в энергию разрушения жизни. Любовь — продуктивная форма отношения к другим и самому себе. Это выражение близости между двумя людьми при условии сохранения целостности личности обоих. Есть общие свойства, считает Э.Фромм, присущие всем формам продуктивной любви. Это забота, ответственность, уважение и знание.

Продуктивность любого общения в системе воспитательных отношений зависит от того, как учитель и дети воспринимают друг друга, какие они при этом испытывают чувства, как они взаимодействуют.

Взаимодействие между воспитателем и воспитанником всегда сопровождается определенными чувствами. Эти чувства могут быть конъюнктивными — сближающими, объединяющими людей, и дизъюнктивными — разъединяющими их.

Взаимодействие в условиях воспитательного процесса может происходить как на функциональном, так и на человеческом уровне. В основе функционального взаимодействия лежит выполнение предписанной должностью роли. Уровень человеческого взаимо­действия требует взаимной открытости, глубоких духовных кон­тактов, обмена личностными смыслами субъектов взаимодействия.

Взаимодействие только на уровне функциональных отноше­ний не может быть эффективным. Про таких учителей П. П. Блонский писал: «Беззаветно уверовав в пользу современной школы, в ее уроки, методы и учебники, они деспотически захватили в свои цепкие руки опытных ремесленников учительского цеха живые детские души».

Уровень человеческих отношений требует гуманизации воспи­тательных отношений. Основой для гуманизации воспитательных отношений является позиция педагога, которая должна быть ори­ентирована на безусловное, безоценочное принятие ребенка. Не­обходимо в стенах учебного заведения выстраивать отношения доверия, взаимопомощи, сотрудничества, взаимной заботы и от­ветственности педагога и ребенка. Деятельность, в которую вклю­чается ребенок, должна приносить удовлетворение, способство­вать раскрытию его жизненных сил.

Деформация воспитательного взаимодействия

Отчужденность во взаимоотношениях учителя и ученика про­является в уходе ребенка в себя, отсутствии доверия, понимания в отношениях, что препятствует развитию и совершенствованию личности. В воспитательной практике наблюдаются следующие проявления отчужденности.

Отчужденность ученика от школы проявляется в потере инте­реса к знаниям, в ухудшении психического и физического здоро­вья, различных формах деструктивного (девиантного и делинквентного) поведения.

Отчужденность личности от коллектива проявляется в уходе человека в личные проблемы, псевдоинтимности, ослаблении интереса к общественной жизни, потере социальной активности.

Наиболее тяжелая форма отчужденности — это отчужденность личности от самой себя. Это уже определенная деформация созна­ния, которая ставит серьезные препятствия на пути развития лич­ности. Жизненные силы тратятся непродуктивно, личность не может в полной мере реализовать себя в жизни.

Существует ряд ошибок восприятия ребенка, которые приво­дят к серьезным проблемам в его взаимоотношениях с воспитате­лем:

  • стереотипное восприятие ребенка, когда у учителя формиру­ется образ «троечника», «способного», «бездарного», «хорошей девочки», «нарушителя дисциплины», и этот стереотип вызывает эффект ожидания, который довлеет как над учащимися, так и над учителем;
  • проецирующее восприятие, когда партнера по общению наде­ляют собственными достоинствами и недостатками;
  • инерционность восприятия, когда последняя впечатляющая информация становится доминирующей в оценке детской лично­сти, и учитель не воспринимает новую информацию о ребенке;
  • инфантильное восприятие, которое основывается на делении партнеров по общению на «хороших» и «плохих» в зависимости от того, как последние к ним относятся, и если в отношении кого-то сформировался «образ врага», то этот человек лишается сочувствия и сопереживания.

Более того, в практике взаимодействия педагога и ребенка из­вестны различные формы психологического насилия (открытого и скрытого): «вербальное избиение», использование как «козла отпущения», отвержение, бойкотирование, ложь, демонстрация власти, запугивание, пренебрежение, игнорирование и др.