Федеральная целевая программа по обеспечению жильем населения Жилище

  1. Вернуться

  2. Главная страница
  3. Деятельность
  4. Развитие сети железных дорог
  5. Федеральные целевые программы
  6. Федеральная целевая программа «Жилище»

Общие сведения о федеральной целевой программе

Наименование Программы

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2019 — 2019 годы

Дата принятия решения о разработке Программы

Поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2019 г. N ДМ-П9-7244р

Государственный заказчик — координатор Программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Государственные заказчики Программы

федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук»

Основной разработчик Программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Цели и задачи Программы

основными целями Программы являются:

  • формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;
  • выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством

основными задачами Программы являются:

  • создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса;
  • повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства;
  • обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
  • предоставление социальной поддержки на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь молодым семьям

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

общее количество семей граждан, улучшивших жилищные условия в рамках Программы в 2019 — 2019 годах, — 235,22 тыс. семей, из них:

  • количество семей граждан, улучшивших жилищные условия, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, в 2019 — 2019 годах, — 53,93 тыс. семей;
  • количество молодых семей, получивших свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в 2019 — 2019 годах, — 150,38 тыс. семей

Сроки и этапы реализации Программы

2015 — 2019 годы

Подпрограммы Программы

  • подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»;
  • подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»;
  • подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»;
  • подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан»;
  • подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы в 2019 — 2019 годах составит 663,79 млрд. рублей, в том числе:

  • за счет средств федерального бюджета — 341,17 млрд. рублей;
  • за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 101,89 млрд. рублей;
  • за счет средств внебюджетных источников — 220,73 млрд. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

реализация Программы должна обеспечить достижение в 2019 году следующих показателей:

  • ввод 6,42 млн. кв. метров в рамках мероприятий по стимулированию жилищного строительства субъектов Российской Федерации;
  • улучшение жилищных условий 215,24 тыс. семей в совокупности по всем мероприятиям Программы, из них:
    • 150,38 тыс. молодых семей за счет получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения;
    • 53,93 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;
  • совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения;
  • создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе.

На сегодняшний день существует немало программ, позволяющих при помощи государства приобрести собственное жилье. Одна из проблем, по которой эти сделки не приобрели массового характера, — недостаточность информации у населения о наличии этих самых возможностей и условиях участия в них. Эксперты компании «Метриум Групп» рассмотрели, какие жилищные программы по приобретению жилья действуют в 2019 году, кто имеет право ими воспользоваться и какими законами они регулируются.

В далеком СССР каждый советский гражданин, трудясь на благо общества, мог рассчитывать на безвозмездное получение жилья от государства, правда, не в частную собственность – такого понятия тогда просто не существовало. С развалом Советского Союза такая система раздачи квартир населению исчезла. Теперь в большинстве случаев, чтобы стать собственником недвижимости, не являясь наследником «зажиточной бабушки», надо на нее заработать или же взять кредит, но фактически, тоже заработать. При этом определённым категориям населения государство не просто готово помочь приобрести жилье, но и должно это сделать, имея такие обязательства перед ними.

Итак, кто сегодня может быть признан нуждающимся в жилье или улучшении жилищных условий?

Во-первых, это граждане, не имеющие в собственности или по договору социального найма (далее – соцнайм) жилье в том населенном пункте, в котором живут, работают или служат. 

Во-вторых, семьи, имеющие жилье в собственности или соцнайме, но в нем проживает большое количество людей и на каждого приходится менее 15 кв. метров. Под этот критерий подходят жители коммунальных квартир, в которых проживают несколько семей, не связанных родственными связями, и люди, у которых один из родственников страдает хроническим заболеванием, наносящим вред здоровью остальных проживающих, и ему требуется отдельное помещение.

В-третьих, граждане, проживающие в квартирах или домах, которые признаны ветхими и/или непригодными для проживания, независимо формы распоряжения (в собственности или в соцнайме).

В каждом регионе эти требования могут быть дополнены, в отдельных случаях происходит индивидуальное рассмотрение ситуации.

В связи с малодоступностью жилья для многих слоев населения, государство и разработало несколько программ субсидирования приобретения жилья. Часть из них предполагает переселение из одного региона в другие, остальная — наоборот рассчитана на то, что участник должен проживать на территории субъекта РФ, в котором хочет приобрести квартиру, не менее 10 лет.  Отметим сразу, что в связи с ограниченностью сумм, выделяемых из бюджета, сделки по приобретению жилья с привлечением государственных субсидий очень часто идут в связке с ипотечным кредитом.

I. Федеральная целевая программа «Жилище» — самая глобальная программа Правительства, рассчитанная на увеличение доступности жилья на всей территории РФ для различных категорий населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий.  Сама программа включает в себя несколько подпрограмм:

1) Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2019 — 2019 годы, сокращенное название — «Молодая семья».

Суть программы состоит в том, что государство предоставляет участнику социальную выплату в размере не менее 30% стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей и не менее 35% стоимости для молодых семей, имеющих одного ребенка или более.

Участниками программы могут быть молодые семьи, в которых возраст супругов не превышает 35 лет. Новшеством 2019 года является возможность участия неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более. Ранее в проекте могли участвовать только семьи из двух родителей. Для приобретения квартиры семье потребуются дополнительные денежные средства: либо собственные накопления, либо ипотечный кредит.  

Размер социальной выплаты определяется, исходя из общей площади квартиры или дома, положенной им по количеству членов молодой семьи и норматива стоимости одного квадратного метра жилья, установленного в регионе.  Полученные средства имеют строго целевой характер: с их помощью можно либо приобрести квартиру только на первичном рынке, либо построить дом, как самостоятельно, так и при помощи паевого участия. Сертификат участника программы допустимо использовать только в качестве первоначального взноса по ипотеке в следующих банках: ПАО Сбербанк, ПАО ВТБ24 и АО «Россельхозбанк».

Программа «Молодая семья» регулируется Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2019 г. №889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. №1050». Подать документы на участие в программе можно в  департаменте по жилищным вопросам в местной администрации.

2) Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2019 — 2019 годы.

Как следует из названия, участниками этой подпрограммы являются люди, перед которыми у государства есть обязательства, в основном связанные с их профессиональной деятельностью. Перечень участников довольно широк:

— военнослужащие, уволенные до 01.01.2005, не подпадающие под участие в программе «Военная ипотека»;

— граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (ЗВТ) и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности

— жители закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), поставленные на учет до 1 января 2019 г., желающие переехать на новое место жительства;

— граждане, подвергшиеся радиационному воздействию из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк», а также иные лица, приравненные к ним;

— вынужденные переселенцы в связи с чрезвычайными обстоятельствами и нуждающимися в жилье, состоящие на учете в Миграционной службе;

— граждане, желающие переехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе Дальний Восток.

Участники этой подпрограммы могут приобрести квартиру или жилой дом как у физического, так и у юридического лица при помощи сертификата. Оплатить покупку можно как полностью за счет социальной выплаты, так и с привлечением собственных или кредитных средств. Размер субсидии рассчитывается исходя из средней стоимости жилого помещения, которая определена в соответствии: со стоимостью 1 кв. м жилья, установленной в соответствующем регионе и с нормативами жилой площади. В случае привлечения ипотечного кредита сертификат учитывается в качестве первоначального взноса в ПАО Сбербанк и ПАО ВТБ24.

Подпрограмма регулируется Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2019 г. №216 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц».

3) Подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» федеральной целевой программы «Жилище» на 2019 — 2019 годы.

В рамках этой подпрограммы выделено несколько направлений, одним из которых является обеспечение жильем прокуроров, сотрудников Следственного комитета РФ, сотрудников научных организаций, сотрудников МЧС РФ, федеральных государственных гражданских служащих и молодых ученых. По факту это предоставление жилья в соцнайм на период службы или работы в соответствующем ведомстве.

Вторым направлением является предоставление социальных выплат для приобретения жилья молодыми учеными. Данные сертификаты предоставляют: Российская академия наук (РАН), Дальневосточное, Сибирское и Уральское отделения РАН, Российская академия медицинских наук — сотрудникам, работающим в академиях наук или подведомственных им научных организациях.

Участниками этой программы могут быть молодые ученые в возрасте до 35 лет — для кандидатов наук и до 40 лет — для докторов наук, проработавшие в научной организации не менее 5 лет и нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Размер социальной выплаты рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения (33 кв. метров), положенной ученому, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ региону, в котором  расположена научная организация. То есть приобрести жилье в столице страны могут только те ученые, которые работают непосредственно в Москве. Как и в предыдущих программах,  возможно привлечение ипотечного кредита. На данный момент программа работает только в 23 регионах РФ, в 2019 году этот список планируется расширить. В Московской области на этот год уже одобрены заявления от 58 молодых ученых, они будут первыми получателями субсидий на приобретение квартир на первичном и вторичном рынках недвижимости в столичном регионе.

Правовыми основаниями Подпрограммы являются Постановление Правительства РФ № 765 от 14 декабря 2019 г. «О порядке предоставления молодым ученым субсидий на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы «Жилище» на 2019 — 2019 годы» и Постановлением РАН № 142 от 20 июня 2019 г. «О Порядке предоставления молодым ученым Российской академии наук социальных выплат на приобретение жилых помещений».

II. Отдельными программами субсидируется приобретение жилья сотрудниками полиции, МЧС и ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний) на основании № 283-ФЗ от 30 декабря 2019 года и отдельных постановлений и приказов по каждому ведомству. Претендовать на получение субсидии может сотрудник, имеющий стаж службы не менее 10 лет и нуждающийся в улучшении жилищных условий. Размер денежной помощи рассчитывается исходя из норматива жилой площади на каждого члена семьи и размера среднерыночной стоимости 1 кв.м., определенного в каждом регионе.

III. Еще одна федеральная программа «Жилье для российской семьи» реализуется в 2014-2017 гг. в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании Постановления Правительства РФ №404 от 05 мая 2019 г. при поддержке АИЖК, Министерства Строительства и Правительства РФ. Суть программы состоит в том, что застройщики строят жилье эконом-класса, стоимость которого не должна  превышать 35 000 рублей за 1 кв. метр. Участвовать в программе могут граждане в возрасте 25-40 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, относящиеся к категориям: многодетные семьи, ветераны военных действий, ученые, семьи, проживающие в квартирах, в которых на одного человека приходится менее 18 кв. метров, жители аварийных домов и другие. Программа предполагает работу во всех регионах страны, но в связи с жестким отбором застройщиков, земельных участков и ограничением стоимости 1 кв. метра, на сегодняшний день подключено 70 областей, а распространение получила пока только в Краснодарском крае, Республике Татарстан, Иркутской, Вологодской, Волгоградская, Тульской областях,  Чеченской республике, Пермском крае и других. Учитывая уровень цен в столице, Правительство Москвы заявку на участие в программе в Минстрой РФ не подавало. Получить ипотеку для приобретения жилья по данной программе можно в банках-партнерах АИЖК.

IV. Помимо федеральных есть программы, регулируемые на уровне регионов. Так, Программа помощи приобретения жилья многодетной семьей в каждом из субъектов РФ может отличаться формой и условиями предоставления, например, внеочередное предоставление жилья в соцнайм, возможность получения земельного участка в длительное льготное пользование, субсидирование покупки жилья и другие. Чтобы уточнить, какой вид помощи оказывается в каждом отдельном регионе, необходимо обратиться в местную администрацию.  Воспользоваться программами помощи может малообеспеченная семья, имеющая трех и более детей. В тех случаях, когда поддержку оказывают в виде денежной субсидии на приобретение жилья, если у семьи нет собственных дополнительных средств, сертификат учитывается в качестве первоначального взноса при ипотеке.

В начале 2019 года в Госдуму был внесен на рассмотрение законопроект о федеральном субсидировании жилья для многодетных семей. Претендовать на субсидию смогут семьи, имеющие 5 и более детей (в том числе приемных), проживающие в России более 10 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Формула расчета будет аналогична приведенным выше программам, то есть количество положенных на человека квадратных метров, умноженное на среднерыночную цену. Однако, учитывая, что семья большая, размер самой маленькой квартиры равен 75 кв.м. На текущий момент судьба законопроекта пока не известна.

Кроме программ, в рамках которых государство предоставляет деньги перед покупкой жилья, есть еще возможность получения денежной компенсации по уже приобретенной за собственные средства недвижимости. На такие компенсации могут претендовать сотрудники ФСИН и служащие полиции. Также в рамках программы переселения из аварийного жилья каждый гражданин имеет право на получение от государства либо нового жилья, либо компенсацию на его приобретение. Жители Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Нижнего Новгорода и Новосибирска имеют право получать компенсации за потраченные на приобретение жилья личные средства, при этом размер и порядок выплаты компенсации определяется региональным бюджетом.

«Таким образом, помощь от государства доступна для широкого круга населения, — резюмирует Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп». — В теории механизм привлечения субсидии довольно прост: достаточно не иметь жилья и обратиться с соответствующим заявлением в компетентные органы власти. На практике процесс довольно забюрократизирован и рассмотрение заявлений может длиться месяцами. Часто может быть и вовсе получен отказ в связи с неполным пакетом документов или несоответствием претендента по какому-либо параметру. Все сертификаты ограничены по сроку действия от 2 до 7 месяцев, в рамках которых должен быть подобран объект и собран пакет документов. Отбор банков, в которых возможно получение ипотеки, происходит на основании тендеров и обновляется каждый год. Главной особенностью жилищных сертификатов является то, что участник не получает денежные средства на руки, они переводятся на специальный счет, открытый в банке, с которого средства поступают продавцу после государственной регистрации сделки. Так как все мероприятия, связанные с субсидиями, как правило, длятся по несколько месяцев, то продавцы-физические лица порой отказываются от таких сделок, а застройщики успевают по нескольку раз поднять цены на квартиры или вообще предпочитают не работать с субсидиями. Из-за этого процесс покупки недвижимости с привлечением государственных сертификатов до сих пор не отлажен и не стал массовым. Плотное взаимодействие банков и застройщиков с государственными учреждениями на местном уровне позволит сделать эту схему более отлаженной и увеличить количество сделок с использованием государственных субсидий».

Дата публикации 02 июня 2019