Детские страхи: виды, причины и особенности проявления

В мире нет ребенка, который ничего не боялся бы, даже младенцы до года подвержены страхам. Как утверждают психологи, детские страхи и ночные кошмары — нормальное явление на этапах развития и социализации ребенка, так что родителям не нужно переживать, если их ребенок вдруг стал бояться заходить в темную комнату или отказывается читать сказку про чудовище.

Не стоит забывать, что любая боязнь рано или поздно может перерасти в патологию. Чтобы этого не допустить, родителям следует знать основное моменты, относящиеся к детским фобиям, а именно: какими они бывают, что может послужить причиной их возникновения и как помочь крохе справиться с подобной проблемой.

Почему ребенок начинает испытывать страх?

В книге профессора и доктора психологических наук Захарова Александра Ивановича «Дневные и ночные страхи у детей» говорится о том, что пока ребенок еще маленький, он не способен выстраивать цепочку логических рассуждений. Как следствие, малыш верит тому, что рассказывают родители, а любую их реакцию в той или иной ситуации полностью переносит на себя.

На детских площадках можно часто услышать взволнованные крики: «Не беги так быстро — упадешь!», «Слезай оттуда — ударишься!», «Не трогай собаку — укусит!», или «Не перестанешь баловаться, отведу тебя к полицейскому!». Именно такие эмоциональные и порой слишком резкие запугивания и предупреждения о возможной опасности со стороны родственников и становятся основной причиной возникновения детских страхов. Самое интересное, что чаще всего дети пугаются не того, что случилось, а чересчур бурной реакции на происходящее у близких и родных ему людей.

Другие причины возникновения фобий у детей

Кроме влияния родителей существуют и другие причины, приводящие к появлению детского страха:

  1. Конкретный инцидент, который напугал ребенка. Например, укус животного, болезненный укол в кабинете врача, авария на дороге или неудачное падение с велосипеда. Безусловно, стойкий страх появляется далеко не у каждого ребенка. К возникновению фобии более предрасположены мнительные, неуверенные в себе и стеснительные детки.
  2. Детское воображение. Все маленькие фантазеры мастерски умеют придумывать монстров в шкафу или под кроватью, приведений, призраков и других разных чудовищ. Однако одни дети через время уже и не вспомнят о страшной выдумке, а некоторые будут плакать и начнут панически бояться оставаться в одиночестве.
  3. Эмоционально нестабильная обстановка в семье. Постоянные скандалы, ссоры, крики и отсутствие взаимопонимания между членами семьи, а также гиперопека или недостаток психологической поддержки негативно сказываются на состоянии малыша, вызывая в нем непроходящее чувство тревоги, в будущем способное перерасти в детский страх.
  4. Взаимоотношения в кругу сверстников. Если кроху часто унижают, оскорбляют и насмехаются в садике или школе, у него может развиться социальная фобия. Он станет наотрез отказываться идти на занятия или в группу.
  5. Неврозы. Страхи у детей, несвойственные их возрасту или переходящие в патологию, являются неврозами (рекомендуем прочитать: симптомы и лечение неврозов у детей ). Диагностировать и лечить подобные серьезные расстройства могут исключительно врачи.

Чтобы выяснить причину детского страха, нужно внимательнее посмотреть на близкое окружение ребенка, объективно оценить обстановку внутри семьи. Дети очень чувствительны и склонны к преувеличению, потому любая ссора для них может стать потрясением.

Разновидности детских страхов

В настоящее время существует четыре основных вида фобий у дошкольников, деток 6-8 лет и старше. Большинство специалистов в этой области придерживаются классификации детских страхов согласно определенным характеристикам:

  • предмет боязни;
  • продолжительность и интенсивность;
  • особенности протекания детского страха;
  • причины, спровоцировавшие появление.

Навязчивые и бредовые страхи

Навязчивые страхи напрямую связаны с обстоятельствами, которые привели к их появлению, то есть подобные детские страхи возникают в абсолютно определенных случаях. Например, акрофобия — страх высоты или клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства.

Появление у малыша бредового страха бывает достаточно сложно объяснить, а тем более выяснить причину, по которой возникло подобное расстройство. Среди бредовых страхов можно встретить боязнь носить конкретную обувь, раскрывать зонтик или даже играть с определенной игрушкой. Однако родителям, чей малыш столкнулся с проблемой бредового страха, не следует сразу паниковать. Бывает, что источник детского страха находится на поверхности. Например, кроха может панически бояться надевать куртку, потому что однажды, застегивая молнию, случайно защемил себе кожу.

Сверхценные и ночные страхи у детей

Наиболее распространенные страхи у детей дошкольного возраста — это сверхценные страхи. Практически в 90% случаев из 100 именно они беспокоят малыша. Чаще всего дети дошкольного и младшего школьного возраста боятся темноты, одиночества, смерти, сказочных персонажей и животных (подробнее в статье: что делать, если ребенок боится темноты?). Малыши абсолютно уверены в оправданности своих страхов, искренне веря, что в темном месте прячется страшный монстр или что находиться одному без родителей небезопасно. Постепенно такие убеждения начинают доминировать в сознании крохи и носить статус сверхценной идеи.

Ночные страхи получили свое название в результате того, что боязненные состояния у ребенка проявляются ночью в период сна. От ночных кошмаров страдают около 2-3% детей. Подобные ночные состояния сопровождаются метаниями, криками, стонами и плачем. Иногда ребенок может говорить во сне — например, просить не трогать, отпустить его или что-нибудь убрать. Чаще кроха зовет маму к себе, но при этом ее не узнает. В течение нескольких минут карапуз успокоится и продолжит спать, а утром даже не вспомнит, о ночном происшествии. В редких случаях на фоне ночных страхов у ребенка наблюдается сомнамбулизм.

Возрастные особенности фобий у ребенка

В действительности возникновение детского страха — это неотъемлемая и вполне естественная составляющая взросления. В определенном возрасте наличие конкретных фобий является нормой — таким образом ребенок готовится к встрече с реальным миром. Ниже представлена таблица, в которой распределены детские страхи в соответствии с возрастом малыша.

Возрастные рамки проявления детского страха:

Возраст ребенка Что пугает детей
0-6 месяцев громкие звуки, например, упавший стул, резкие движения, отсутствие мамы рядом или неожиданные перемены в ее настроении
7 месяцев — 1 год громкие продолжительные звуки, например, работа блендера или гудение пылесоса, незнакомые чужие люди, нестандартные ситуации или смена привычной окружающей обстановки
1-2 года получение травмы, так как в этом возрасте кроха осваивает новые двигательные умения, долгое расставание с мамой или папой (поход в детский сад лучше отложить)
2-3 года отчуждение с близкими родственниками на эмоциональном уровне, ночные кошмары, явления природы — как гроза, гром и молния
3-5 лет смерть собственная или родителей, вследствие чего дети начинают бояться всего, что может к ней привести: болезней, пожаров, аварий, укусов змей
5-7 лет сказочные персонажи и выдуманные чудовища, что приводит к тому, что ребенок стремится не оставаться в полном одиночестве; школьные фобии, связанные с поступлением в первый класс
7-8 лет опоздание на урок, невыполнение домашнего задания, получение плохой оценки или выговора, непринятие сверстниками, темные места, подвалы и чердаки, катастрофы
8-11 лет неудачи в учебе и спортивных состязаниях, преступники, наркоманы, пьяные люди, физическое насилие тяжелые заболевания
11-13 лет возможность выглядеть неудачником, уродливым или глупым в глазах окружающих, особенно среди своих друзей и одногодок, насилие, носящее сексуальный характер

Диагностика страхов у детей

Прежде чем бороться с фобиями у детей, их нужно правильно диагностировать.

Заметив в поведении ребенка некую нервозность, излишнюю капризность, нарушение сна и возникновение навязчивых привычек, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Он проведет диагностику с последующей коррекцией выявленного детского страха.

Когда дети еще совсем маленькие, они не способны точно описать и объяснить, что именно их тревожит. В этом и заключается главное затруднение психологической диагностики детских страхов. Для качественного диагностирования применяются привычные для малышей виды деятельности:

  1. Рисование. Это могут быть рисунки как на заданную, так и абсолютно произвольную тему. Анализируя полученные картинки, специалисты обращают внимание на расположение элементов, четкость линий, штриховку и цветовую гамму, которую использовал малыш при рисовании. Ребенка старшего возраста уже можно попросить изобразить испытуемый страх.
  2. Придумывание сказки. Крохе пяти лет можно предложить придумать сказку о любимом герое или собственный конец истории, которая была прервана на самом страшном месте.
  3. Разговор по душам. Доверительная беседа актуальна для ребенка старше 4 лет. Узнайте, не боится ли ребенок каких-нибудь конкретных предметов, явлений, смерти, людей, персонажей из сказки, или ему снятся ночные кошмары. В процессе разговора не акцентируйте внимание на волнующих ребенка моментах, пусть беседа протекает в спокойной обстановке. Не забывайте морально поддерживать и позитивно настраивать малыша.

Как помочь ребенку избавиться от страха

После выявления и диагностирования детского страха наступает этап лечения и коррекции с помощью специалистов. В современной психологии существует большое разнообразие подходов и методов того, как бороться с детскими страхами. Они могут быть применены отдельно, последовательно или одновременно. Важным аспектом любой терапии и коррекции является согласованность с желаниями малыша. Если карапузу не нравиться рисовать, не стоит слишком настаивать и тем более заставлять.

Сказкотерапия и игротерапия

Читая со своим ребенком сказки, вы тем самым способствуете познанию им устройства мира и помогаете ему разобраться в собственных чувствах. Выбор сказочной истории непосредственно зависит от характера проблемы. Старайтесь читать и преподносить все таким образом, чтобы на протяжении всей сказки кроха чувствовал себя сильным и смелым. Для сказкотерапии прекрасно подойдут рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсона. Не исключен также вариант сочинения родителями собственной захватывающей истории.

Идеальный способ побороть фобию – обыграть ситуацию или обстоятельства, которые травмируют психику ребенка. В игровой форме дети более расслаблены, а детские страхи не так ярко выражены и с ними легче справиться. Кроме избавления от боязни, различные инсценировки и игры-драматизации способны преодолеть замкнутость, стеснительность и неуверенность в своих силах.

Изотерапия и песочная терапия

Такой метод берет начало еще на этапе диагностики, только теперь ребенок рисует свой страх, а специалист делает его анализ. Есть два замечательных способа завершения сеанса изотерапии:

  1. Сделать изображенного монстра или злодея смешным. Например, дорисовать Бабе Яге нелепую шапку или кровожадному Бармалею вручить воздушные шарики.
  2. Сжечь рисунок, объяснив крохе, что вместе с рисунком уничтожается и страх.

Использование песка для рисования имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным рисованием:

  • подходит даже для детей до 7 лет;
  • в процессе песочной терапии ребенок сильнее раскрывается и более эффективно прорабатывает собственные чувства и страхи (см. также: как проводится песочная терапия для детей дошкольного возраста?);
  • плюс ко всему при работе с песком у крохи улучшается память и мелкая моторика, а также снимается внутреннее напряжение.

Рекомендации для родителей

В первую очередь родителям следует знать, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах:

  1. Наказывать кроху, если тот чего-то боится.
  2. Смеяться над малышом и обвинять в притворстве или глупости.
  3. Специально создавать условия, провоцирующие боязнь, с целью ее преодоления. Например, если ребенок боится собак, принуждать его их гладить.
  4. По возможности не давать постоянно смотреть одни только фильмы ужасов или читать страшные истории.

Что же делать родителям, чтобы избавить ребенка от детского страха? Могут пригодиться следующие советы:

  1. Иногда надо просто выслушать кроху и попытаться разобраться в его чувствах. Рассказывая вам о своих переживаниях, ребенок не только выплеснет накопившиеся эмоции, но и даст вам возможность понять, в чем кроются причины его страха. Главное — не переусердствовать, допытываясь у малыша, чего и почему он боится — это только усугубит ситуацию. Следует избегать прямых вопросов, если ребенок не захотел этого сам. Лучший вариант — занять наблюдательную позицию и задавать только наводящие вопросы.
  2. Обязательно говорить, что вы любите и всегда при необходимости встанете на защиту карапуза.
  3. Также нелишним будет найти дополнительных защитников в виде одеяла, фонарика или фигурки любимого героя.
  4. Попробовать доступно объяснить реальное происхождение и суть явления или предмета, вызывающего страх у малыша.
  5. Смотреть добрые мультфильмы и читать книжки вместе. Например, замечательный мультик «Крошка Енот» покажет крохе, что многие страшные монстры в реальности оказываются фантазией.
  6. Нарисуйте страх на бумаге и вместе придумайте способ его уничтожения.

Важно помнить: для того, чтобы появился страх, порой хватит мгновения, а вот работа над его преодолением может занять годы и потребовать намного больше сил у всей семьи. Если ничто не помогает побороть боязнь у ребенка, не откладывайте консультацию с психотерапевтом. Фобии, которые продолжают преследовать ребенка после 10 лет, в итоге могут привести к развитию неврозов, наркомании и алкоголизму.

Одним из самых распространенных явлений в обществе является чувство страха. Часто такое неприятное ощущение беспокоит детей. Тревожность — это реакция детского организма на опасность, угрозу жизни и здоровья. Больше всего детским страхам подвержены чувствительные дети, родители которых проявляют чрезмерную опеку над ними. Негативные эмоции, которые пагубно сказываются на здоровье и психике вызывают разные причины. Мы выясним, какие детские страхи проявляются у детей, причины их возникновения и методы коррекции.

Факторы-провокаторы

На начальном этапе жизни ребенок с опаской относится ко всему новому. Он чрезмерно доверчив и верит во все, что ему рассказывают взрослые.

По утверждениям не одного психолога, страхи у детей нередко вызывают взрослые. Пытаясь уберечь от какой-либо опасности, они начинают запугивать: «упадешь», «разобьешься», «поранишься» и т. д. Плохо, когда в порывах злости мама или папа говорит своему малышу неприятные фразы «отдам тебя чужому» или «придет баба Яга и заберет тебя». Они не только подавляют полноценное развитие, но и губят будущее.

Нередко после таких слов ребенок пугается.

Рассмотрим статические показатели детских страхов в зависимости от возраста:

  • дошкольный возраст — свыше 60% от общего числа;
  • школьники — от 70 до 80%.

Возможные причины

Существуют и другие причины, из-за которых ребенок испытывает чувство тревоги и обеспокоенности:

  • фобические страхи могут быть обусловлены каким-то определенным случаем (укусило насекомое, произошло ДТП);
  • дети очень любят фантазировать, выдумывая и представляя себе страшилок на чердаке, шкафу или в лесу;
  • телевизионные программы и фильмы, в которых показывают жестокие сцены;
  • сильный и однократный испуг;
  • семейные неурядицы (нередко он чувствует себя провокатором семейных конфликтов и испытывает перед родителями постоянное чувство вины);
  • боязнь общества;
  • невроз — одна из причин психического расстройства во взрослом возрасте.

Развитие фобий

Страхи могут усиливаться и мешают полноценно жить и развиваться. Рассмотрим причины, которые этому способствуют:

  • присутствие страха у взрослых людей;
  • влияют на усиление тревожности и обеспокоенности зажатое воспитание родителей и ограничения в шумных и эмоциональных играх;
  • одиночество;
  • когда мама является главой семьи и постоянно страдает от нервно-психологических нагрузок (ребенок испытывает стресс из-за переживаний матери, в результате чего у него появляется страх);
  • чрезмерная опека со стороны родителей;
  • воспитание в неполной семье;
  • гонимый ребенок, которого родители постоянно ругают, он начинает испытывать ощущение страха и боязни перед окружающим.

Возрастные страхи

На каждом этапе жизни (ступеньки детства) проявляются разные страхи. Это нормальная реакция организма, которая помогает адаптироваться к условиям окружающего мира.

Современная психология различает следующие детские возрастные страхи.

От рождения до полугода

Особенности проявления страха у детей следующие: боязнь громких и шумных звуков. С раннего детства проявляется обостренное чувство страха потерять поддержку матери.

От семи месяцев до года

На этом отрезке жизни чувства тревожности могут возникнуть по причине громких звуков и криков. Такие дети боятся чужих людей, новой обстановки. Для этого возраста характерны фобии высоты и сливного отверстия в ванной или бассейне.

От одного года до двух лет

На этом этапе формирования личности могут сохраняться предыдущие страхи. Их могут дополнять фобии травмы, ранения, боязнь нового и неизведанного. К 2 годам дети боятся разлуки с родителями. Для такого возраста характерны чувства тревожности перед засыпанием по причине боязни сновидений.

От двух до трех

Детские страхи, что мама уйдет, остаются в этом возрасте. К ним добавляется страх отверженности. От 2 до 3 лет появляется боязнь жизненных перемен: вхождение в семью нового человека, смерть родственников, развод родителей. Часто к 3 годам дети младшего возраста боятся грома, града, молнии. Боязнь уснуть развивается, если часто снятся кошмарные сны.

От трех до пяти

Для дошкольного возраста характерны детские страхи, виды которых связаны со смертью. Ребенок боится, что он умрет или умрет кто-то из его родителей. На фоне этого к 4 годам жизни развиваются фобии заболеть и умереть. У дошкольников присутствует страх пожара, фобия укусов ядовитых насекомых, змей, собак. Также в этот период жизни проявляется боязнь больших машин (камазов), поездов и самолетов.

От пяти до семи

Начиная с пятилетнего возраста обостряется страх остаться в одиночестве. Для этого возраста характерны школьные страхи, поскольку с 6-7 лет ребенок идет в первый класс. В 7-летнем возрасте хорошо развита фантазия, способствующая развитию новых боязней. Первоклассники боятся не соответствовать образу примерного ученика. Возможны проявления боязни физического насилия и насмешек со стороны сверстников.

От семи до восьми

Страхи по поводу школьных неудач остаются. К ним добавляются другие виды фобий: боязнь опоздать на урок, выполнить неправильно домашнее задание и получить за это плохую оценку. Обостряются страхи одиночества, отверженности со стороны родителей, учителей и одноклассников. Часто в 8-летнем возрасте появляется боязнь темных мест, катастроф, войны. На этапе 7-8 лет остается страх физических наказаний.

От восьми до девяти

В этом возрасте у школьников преобладают детские страхи, связанные с неудачами в учебе и игровых состязаниях. На фоне собственных неудач дети боятся насмешек со стороны сверстников. У них появляется боязнь поссориться с родителями, потерять их доверие и любовь. Присутствует фобия физического насилия.

От девяти до одиннадцати

Продолжают прогрессировать страхи перед собственными неудачами в учебном процессе и спорте (перед прыжком, растяжкой, сдачей кросса и т. д.). Такие чувства тревожности больше характерны для мальчика, чем для девочки. С 9-10 лет возможны проявления страхов перед плохими людьми: бандитами, алкоголиками, наркоманами и ворами.

В этом возрасте часто отмечают страхи высоты и падения, боязнь, что закружится голова на аттракционах. Проявляются фобии сильно заболеть, боязнь смерти и потери родных. Характерна боязнь собак, змей, пауков. Это негативно сказывается на физическом и психологическом развитии, что может найти отражение в будущем.

От одиннадцати до тринадцати

Это подростковый возраст, в котором не последнюю роль играют страхи быть некрасивым, нелепым, смешным, особенно в компании своих друзей. Сюда же относится логофобия. Это страх выступать перед публикой. В период с 11 до 13 лет бывают страхи сексуального насилия и смерти. Начиная с 11-летнего возраста родителям особенно нужно проявить внимание к воспитательному процессу и к психологической поддержке.

Диагностика

Страх является своеобразной защитной реакцией организма. Если его виды и особенности проявления совпадают с возрастом, страх легко поддается коррекции.

Патологические проявления страхов в виде сильного эмоционального шока и ужаса отрицательно воздействуют на психику и тормозят развитие как умственное, так и физическое. Ребенок становится замкнутым, безынициативным и неуверенным в себе. В таком случае требуется консультация психолога и грамотная психотерапия.

Поставить правильный диагноз при обследовании сложно: дети школьного возраста редко могут открыться и рассказать о своих фобиях. Нередко детские страхи замечают наблюдательные родители.

Определить наличие чувства тревожности и беспокойства можно по следующим признакам:

  • беспокойный сон (не может заснуть или часто просыпается);
  • капризничает без причины;
  • проявляет нервозность и агрессию;
  • избегает каких-либо предметов и ситуаций;
  • проявляет боязнь в общественных местах;
  • отказывается ходить в школу или садик;
  • грызет ногти, покусывает губы, теребит пальцы рук и накручивает локоны волос на палец;
  • отказывается кушать (может появляться рвота);
  • он может какать в трусы;
  • часто болит голова и начинаются приступы паники, дрожь по телу и повышенная потливость;
  • отказывается выходить на улицу.

Способы лечения

Задачей психолога является определение причины возникновения страха. После того как проведен психоанализ, подбирают индивидуальную методику коррекции.

Сегодня существует четыре техники такой терапии:

  1. Рисование. Дети с участием родителей могут рисовать на любую тему (дом, семья, школа). Нужно попросить нарисовать свой страх. Расшифровка изображения проводится с учетом его размеров, цвета, места расположения на листе и четкости линий.
  2. Сказки или другие интересные истории. Данная методика подходит для детей пятилетнего возраста. Можно попросить придумать какую-нибудь сказку или историю, закончить незавершенный рассказ.
  3. Лепка.
  4. Беседы. Такой тренинг в домашних условиях помогает родителям устранить страхи у своего ребенка. Важно правильно проводить такие беседы без провоцирования новых страхов. Вопросы должны быть корректными и конкретными (ты боишься остаться один в комнате, тебе одному страшно в темноте, боишься ли ты потери родных или смерти).

Оздоровительная терапия

Механизм данной методики основан на оздоровлении психики с помощью различных видов искусств. Рассмотрим ее главные критерии и их применение.

Музыка

Музыкотерапия действует успокаивающе на психику. Для этого нужно подобрать легкую и расслабляющую музыку. Такой прием часто сочетают с другими методами психотерапии.

Цветотерапия

Главной задачей родителей является создать приятную и уютную атмосферу (обустроить детскую комнату в мягких и теплых тонах). Правильно подобранная цветовая гамма поможет отвлечься, уменьшить степень тревожности и благотворно подействовать на психику.

Ароматерапия

Проводится в комплексе с другими методами оздоровительной терапии. Ее суть заключается в подборе успокаивающих ароматов, которые улучшают циркуляцию крови и снижают эмоциональное напряжение.

Танцы

Танцевальная терапия всегда хорошо воздействует на детей. В танце они познают язык своего тела, учатся справляться с негативными эмоциями и получают заряд положительной энергии. Лучшей терапии для дошкольного возраста нет.

Как утверждают психологи, все уровни данной методики хороши, а в комплексе позволяют добиться желаемых результатов гораздо быстрее и эффективнее.

Методика психоанализа

Данную методику разработал З. Фрейд. Он утверждал, что большинство детских страхов основано на естественной возрастной сексуальности.

С момента рождения ребенок проходит три стадии развития.

Оральная

С момента рождения до момента достижения годовалого возраста ребенок испытывает несколько удовольствий, выраженных через сосание груди, употребление новой пищи. Если у малыша появляется какая-либо неудовлетворенность, у него начинает развиваться нервозность. Она прямым образом негативно воздействует на развитие характера.

Анальная

В период с 1 года до 2 лет ребенок начинает приучаться самостоятельно пользоваться горшком и другими предметами. Это позволяет научиться управлять своим телом самостоятельно. В этот момент очень важно не подавлять развитие самостоятельных качеств. Иначе это может привести к отклонению от нормы развития как физиологического, так и психологического. Это может стать причиной развития детских страхов. Попытки родителей сломать волю и самостоятельность означают подавить процесс полноценного формирования личности.

Генитальная

С двухлетнего возраста определяются различия по половой принадлежности. Особенно это ярко выражено у девочек. Они начинают приобретать опыт эротической чувственности. Запрет матери на изучение самой себя может привести к серьезным психологическим нарушениям. В результате этого повышается риск возникновения страхов. Они могут оставаться и в юношеском возрасте, а для взрослой девушки это целая проблема, которая может стать причиной закомплексованности и неуверенности в себе.

Учитывая советы психологов, психоанализ очень важен. Он помогает избежать развития страхов начиная с момента рождения. Такая памятка должна быть у каждого заботливого родителя, который беспокоится за физическое и психическое здоровье своих детей.

Методика сенсорной терапии

Целью сенсорной терапии РДА является изучение детских страхов и их последующее устранение. Данная методика направлена на борьбу с ранним аутизмом посредством воздействия сенсорных стимулов. При плавном ускорении передачи сенсорных импульсов происходит стимуляция воздействия на определенные участки мозга. В результате этого отмечается развитие целого ряда навыков, улучшается концентрация внимания, речь, мышление.

Терапия РДА действует успокаивающе на нервную систему, происходит нормализация психоэмоционального состояния. Все устройства и тренажеры, применяемые в данной методике, адаптированы и проявляют максимальный эффект.

Некоторые материалы данной техники можно применять в домашних условиях, что позволяет родителям самостоятельно контролировать эмоциональное состояние своих детей.

Терапия РДА очень эффективна для сверхчувствительных детей. Она способствует расслаблению организма.

Советы родителям

Чтобы побороть возрастные детские страхи, необходима помощь родителей. Только с помощью родных дети смогут преодолеть чувство тревожности и беспокойства.

Советы психологов:

  1. Детские страхи, какими бы глупыми и нелепыми они ни казались, родители не должны оставлять без внимания.
  2. Никогда не нужно упрекать за трусость. Такое отношение со стороны родителей может спровоцировать развитие дополнительных фобий: неуверенности в себе, боязни не оправдать родительские ожидания.
  3. Беседы помогут добиться доверия, и ребенок сможет поделиться своей проблемой.
  4. Можно рассказать историю из своей жизни о том, как вы боялись чего-то в детстве и с легкостью это преодолели.
  5. Хорошо помогают развлекательные занятия (игры, чтение книг, рисование, лепка).
  6. Если ребенок боится чего-то, постарайтесь не провоцировать обострение этой фобии. Если он боится темноты, старайтесь не оставлять его в темном месте, чтобы не появился дополнительный страх. Нет ничего хуже в данной ситуации, чем провокационные меры.

Эти простые, но очень эффективные советы помогут искоренить проблемы на начальном этапе развития.

Профилактика

Существуют ли профилактические меры, применяемые по отношению к детским страхам, давайте разберемся. Как утверждают психологи, предупредить повторное развитие страхов можно. В большей степени все зависит от самих родителей:

  1. Если вы заметили состояние тревожности, постарайтесь поговорить и выяснить что его вызвало.
  2. Проявите любовь, заботу и ласку.
  3. Старайтесь не запугивать, иначе страхи могут проявиться повторно.
  4. Исключите просмотр фильмов и передач с ужасающими картинами.
  5. Проявите терпение и понимание, чтобы страх ребенка не проявился повторно.

Заключение

Существует множество детских страхов, как и причин их развития. Чтобы их предупредить, психологи рекомендуют родителям обращать внимание на поведение детей, их окружение. Бережное отношение, забота и пристальное внимание — главные принципы воспитания ребенка со здоровой психикой.